Кризис спасет образование?

Что может произойти с российским образованием в связи с мировым финансовым кризисом? Что его ждет – крах? Или преодоление трудностей усилит позиции образования? Смогут ли устроиться на работу выпускники 2009 года? Этой теме были посвящены парламентские слушания в Госдуме и Всероссийская итоговая конференция "Профессиональное образование в условиях инновационного развития экономики", проходившая в Академии народного хозяйства при правительстве РФ. Впрочем, об этом сегодня говорят на всех мероприятиях, так или иначе связанных с проблемами образования.

Пессимистические ожидания

В ближайшие годы количество студентов в России может сократиться в разы. Поскольку число бюджетных мест в вузах в последнее время уменьшалось, и огромная масса студентов учится на коммерческой основе (60% всех студентов – это одни только контрактники государственных вузов), существует большая вероятность, что многие просто не смогут платить за образование. Уже в этом году платников меньше на 13%. Те, кто пытался подрабатывать (для того, чтобы самостоятельно оплачивать свою учебу), в связи с кризисом рискует потерять работу. А значит, автоматически - и учебу. Пострадают и многие из тех, кому учебу оплачивают родители. Сегодня в связи с увольнениями, сокращениями штатов, с переводом многих на неполную рабочую неделю (со снижением зарплаты на 30-40%), большое количество родителей не сможет платить за образование своих детей.

Те, кто не сможет платить за образование, окажется под угрозой отчисления. Глава думского Комитета по образованию Григорий Балыхин сказал на Парламентских слушаниях: "Наверное, мы подготовим обращение к ректорам, в котором, если это возможно, попросим заморозить стоимость обучения на период 2009-го года или разрешить осуществлять оплату в рассрочку – не по семестрам".

Конечно, это было бы некоторым выходом из положения, но, увы, - лишь временным.

Отсрочку от оплаты за учебу пока предоставляют тем студентам, которые взяли образовательный кредит. Масштаб бедствия пока не слишком велик: в эксперименте участвуют всего 27 вузов. Это более трех тысяч человек (тысяча - в МГУ, 400 – в Высшей школе экономики…). Как известно, кредиты, без залога и поручительства, предоставлял банк "Союз" на общую сумму порядка 500 миллионов рублей. Сейчас "Союз" выставлен на продажу. Возникла угроза отчисления студентов. На бюджет их перевести невозможно. Необходимо срочно выработать программу поддержки таких ребят. Например, рассмотреть возможность перевода кредитов в другой банк. Григорий Балыхин предложил и такой выход: "В федеральном бюджете заложено десять процентов на риски невозврата образовательных кредитов студентами после окончании ими вуза, когда они приступят к трудовой деятельности. Возможно ли эти средства направить на образование таких студентов?".

"Спасает" ситуацию то, что "до сих пор образовательного кредита нет (это – эксперимент – Н.И-Г), законодательно закрепленного механизма такого отбора нет, поэтому этот негатив сегодня работает в позитив", - так охарактеризовал ситуацию с кредитами президент Ассоциации российских банков Гарегин Тосунян.

Впрочем, возникают и более грустные мысли на этот счет. Как сказал вице-президент РСПП Федор Прокопов, "что касается студентов, которые уже участвуют в программе образовательного кредита, то, честно говоря, пока мы развязки не видим".

Поводы для оптимизма

Таких поводов, увы, немного. Но все же… По мнению директора департамента системно анализа и стратегического планирования Министерства промышленности и торговли Николая Кутеева, кризис дает возможность исправить ту структурную диспропорцию, которая сложилась: разумно уменьшить число юристов и экономистов в пользу инженерных профессий.

Губернатор Новосибирской области Виктор Толоконский надеется, что "преодоление кризиса усилит позиции образования в целом. Гораздо больше будет интеграция вузов, бизнеса, производства".

Такая интеграция необходима хотя бы для того, чтобы определить, какие профессии нужны производственникам, какой должна быть подготовка студентов (чтобы их не слишком долго приходилось потом переучивать на этом самом производстве) и, конечно же, для того, чтобы бизнес, заинтересованный в конечном результате, активно финансировал образование.

На самом деле, он бы и рад финансировать. Но слишком много для этого существует препятствий.

Почему работодатели не хотят финансировать образование

Во-первых, бизнесу хотелось бы знать как минимум, что он финансирует. Но до сих пор мы не имеем нового поколения утвержденных федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования. А ведь переход на обучение по этим стандартам должен состояться уже 1 сентября 2009-го года.

Работодатели в свою очередь начинают участвовать в разработке учебных планов, программ и профессиональных стандартов образовательных учреждений. Но предмет их интереса - это в основном "сырьевые" вузы. В Губкинском университете создана Комиссия совместно с Союзом нефте- и газопромышленников и российским обществом инженеров нефти и газа, которая занимается разработкой профессиональных стандартов. Уральским горнопромышленным университетским комплексом, созданным на базе Уральского государственного горного университета, совместно с крупными компаниями, для которых готовятся кадры, сформированы корпоративные образовательные стандарты.

Там есть смысл вкладываться. Даже несмотря на режим неблагоприятствования со стороны законодательной базы. Пока этот "режим" не изменится, все разговоры о необходимости материального участия работодателей в образовании весьма наивны.

"Если мы хотим сделать прорыв во взаимоотношениях между бизнесом и образованием, нужно освобождать любые средства работодателей, идущие как на поддержку обучающих возможностей внутри компаний, так и вне ее", - это слова вице-президента РСПП Федора Прокопова.

По словам Федора Прокопова, "год назад мы говорили, что освобождение затрат на подготовку будущих работников - это замечательно. Но каждый работодатель – реалист. Он финансирует подготовку 30 студентов, чтобы забрать 15 лучших. Значит, ему нужно дать возможность профинансировать материально-техническую обучающую базу для подготовки 30 человек. Работодатели понимают, что нужны новые педагогические кадры. Но он не может финансировать и эту деятельность. Сегодня многие компании вновь организуют свои учебные центры. Это не дубляж НПО-СПО, а ориентир на повышение квалификации. Но с точки зрения налогового кодекса эта деятельность трактуется как коммерческая. И она тоже облагается налогами, как и материальная помощь, оказываемая учебным заведениям со стороны бизнеса.

Правительство внесло в Госдуму поправку в закон о занятости населения. Там речь идет о том, чтобы дать возможность использовать бюджетные деньги, чтобы реализовывать короткие программы профессионального обучения (а может быть и образования) для работников, которые находятся под риском увольнения, в длинных простоях по экономическим причинам и т.д. Здесь открывается хорошая дорога, которая сохранится после кризиса, для всех учреждений НПО-СПО и ВПО. Я согласен, что сегодня нужно задумываться не только о первом профессиональном образовании, но и о коротких курсах обучения, повышении квалификации (что три года тому назад казалось мелочью). Если нам удастся закрепиться на этой поляне, это будет еще одна ниша сотрудничества".

По словам Владимира Буренина - ректора Высшей коммерческой школы Минэкономразвития РФ, члена комитета по образованию Торгово-промышленной палаты, "надо разрешить, чтобы инвестиции в образование, в закупку оборудования, в развитие новых образовательных технологий, можно было списывать на снижение налогооблагаемой базы предприятий, компаний и бизнеса, которые этим занимаются. В нынешней ситуации это очень тяжелый вопрос. Но у нас выхода другого нет. Мы не выпутаемся из рецессионных процессов".

Сегодня, если работодатель финансирует кого-то из сферы образования, он это должен делать из прибыли. Ему надо заплатить налог на прибыль и передать средства в образовательное учреждение. Известно, что налоговое законодательство не позволяет при расчете налога на прибыль относить к прочим расходам расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой собственного персонала предприятия. С 1 января 2009 года возможности организации по выделению средств на образование существенно расширяются. К расходам, связанным с производством и реализацией будут относиться не только расходы на профессиональную подготовку и переподготовку работников, но и расходы на обучение по основным и дополнительным профессиональным и образовательным программам физических лиц, заключившим с налогоплательщиком договор.

За бортом налоговых льгот все еще остаются студенты и стажеры. Молодые преподаватели, которые практикуются и стажируются на предприятиях. Ведь на уровне среднего профессионального образования образовательные стандарты предусматривают более 50% учебного времени на проведение практических занятий и производственную практику. Всем известно: чтобы предприятию передать образовательному учреждению оборудование, надо оценить его стоимость, заплатить все налоги. Это выливается в большие расходы для предприятия, которое заинтересовано в квалифицированных кадрах.

То есть, налоговый климат не способствует тому, чтобы экономически заинтересовать работодателя в развитии материально-технической базы образовательных учреждений, в организации производственной практики. Нет налоговых стимулов для работодателя, вкладывающего деньги в образование.

Куда податься бедному выпускнику

Наступили такие тяжелые времена, когда возможность хорошего трудоустройства выпускника вуза напрямую будет зависеть от того, к чему его готовили во время учебы. И поскольку сложившаяся система профессиональной подготовки в первую очередь формирует знания (но, пассивно слушая лекции, нельзя научиться проектировать или разрабатывать бизнес-планы), очень важно совмещать такое обучение с более активной деятельностью. То есть, - привлекать работодателей к участию в учебном процессе. Такой синтез и поможет студентам получить настоящую профессию и найти потом работу.

Известно, что выпускники, начавшие трудиться курса с третьего, гораздо легче находят работу, чем те, кто занимался одной учебой. Но с другой стороны, приобретая рабочий опыт, первые недоучиваются. Поэтому лучше всего было бы совместить учебу с практикой, организованной будущими работодателями.

По словам Николая Кутеева из Министерства промышленности и торговли, главным вопросом сегодня является реформа содержания и технологии подготовки: "Когда к нам в Министерство на собеседование приходят молодые люди, мы их не спрашиваем, что они знают. Мы их спрашиваем, что они могут. Нас интересуют компетенции и интеллектуальные способности (а не только объем информации, которой владеет выпускник)".

Итак, что ждет выпускников вузов в эпоху финансового кризиса?

Уже сейчас известно, что у выпускников 2009-го года будут большие проблемы с трудоустройством. Как рассказала обозревателю "РЖ" Надежда Ляховская, руководитель отдела по связям с общественностью крупнейшего российского кадрового агентства "AVANTA Personnel", ситуация далека от идеальной.

"Работодатели, пытаясь минимизировать расходы, - говорит Надежда Ляховская, - прибегают к сокращению персонала. Очень часто сокращаемыми оказываются сотрудники компании, пришедшие в нее недавно, сотрудники, занимающие ассистентские позиции. А это, как правило, - недавние выпускники вузов. Как известно, работодатели оставляют лишь сильный костяк, минимальное необходимое количество персонала. В этом смысле, безусловно, выпускники будут страдать прежде всего, так как они просто не могут являться тем самым "костяком" (специалистом с уникальным многолетним опытом)".

"Сложно говорить, выпускники каких именно вузов, каких специализаций будут испытывать проблемы при трудоустройстве в большей или меньшей степени: здесь ситуация очень похожа на остальной рынок, - считает Надежда Ляховская. - Так, к примеру, если студент идет работать по специальности, то в первую очередь, сложнее всего будет устроиться на хорошую должность и зарплату в банк, инвестиционную компанию, страховую компанию, строительную компанию..."

По-прежнему востребованы выпускники медицинских вузов - фармацевтические компании, к примеру, как и раньше, продолжают набирать медпредставителей.

Уровень зарплат так же страдает соответственно изменившемуся рынку. Очень сложно здесь привести общую усредненную цифру, ведь многое зависит от должности, на которую устроился выпускник вуза, сферы, в которую он устроился, в конце концов, от самой компании. Но, если говорить очень приблизительно, уровень зарплат упал примерно на 20%.

Прогнозы о выравнивании ситуации на рынке труда крайне противоречивы. По самым оптимистическим, положительная тенденция начнется в конце весны 2009-го года. По самым пессимистическим - лишь в 2010-м. Нужно помнить, что рынок труда, даже при положительной динамике экономики, достаточно медлительная структура. К примеру, когда финансовый кризис уже набрал обороты (август-сентябрь), кадровый рынок только-только начал испытывать те проблемы, что мы видим сейчас. Работодатели до последнего ждали, не предпринимая действий в отношении персонала. Возможно, что и при выравнивании ситуации, сохранится эта "тенденция медлительности": лишь убедившись, что рынок стабилен, компании вновь начнут набирать персонал".

Если говорить о том, какого молодого специалиста предпочитает нынешний работодатель, то он ценит прежде всего опыт работы, и только во вторую очередь - образование. Это легко можно проследить по вакансиям, в которых указаны требования к будущему специалисту. Поэтому, если на вакансию будут претендовать два кандидата: один с опытом работы, но непрофильным образованием, второй - без опыта работы, но с профильным образованием, работодатель в большинстве случаев выберет первый вариант.

До последнего времени на рынке наблюдалась следующая ситуация: выпускники вузов, размещая свои резюме на работных сайтах (hh.ru, superjob.ru), часто ориентировались в своих зарплатных ожиданиях на уже работающих коллег. Известны случаи, когда выпускники рассуждали примерно так: у этого человека, конечно, есть опыт работы, но у него же нет такого образования, которое получил я! Я смело могу претендовать на такую же зарплату - ведь у меня есть хорошая теоретическая подготовка, я готов много и энергично работать...

Сложилась парадоксальная ситуация, когда специалисты, имеющие за спиной несколько лет работы, и люди без опыта, претендовали на одну и ту же зарплату.

Казалось бы, работодатели сами должны были скорректировать такую ситуацию. Но этого не произошло. Почему? Рынок до начала финансового кризиса остро нуждался в специалистах, поэтому в ситуации сложившегося кадрового голода работодатели готовы были рассматривать на вакансии и людей без опыта работы. Опыт и образование кое-где стали равнозначны.

Сейчас (особенно заметно это в последний месяц) ситуация меняется, и мы прогнозируем, что эти изменения продолжатся. Финансовый кризис породил сокращения персонала во многих компаниях, а также замораживание проектов, и, как следствие, отсутствие потребности в наборе новых людей. На рынок выплеснулось много специалистов, рынок вновь ориентируется на работодателей. Данная ситуация, вероятнее всего, приведет к тому, что разница между зарплатами специалистов с опытом работы и выпускников вузов вновь начнет увеличиваться, так как у работодателя появится возможность выбирать.

P.S. В итоге мировой финансовый кризис вполне может подтолкнуть российское образование к тем изменениям, о которых до сих пор только мечтали. Если будут приняты законы, способствующие участию бизнеса и работодателей в образовании, изменится само его содержание. Будут созданы такие стандарты, которые позволят вузам, техникумам и училищам обучать тому, в чем действительно нуждается страна.

За скобками остается тот факт, что студентов в стране может стать во много раз меньше. И еще: что "делать" с гуманитариями и с теми "чудаками", которые занимаются не прикладной, а фундаментальной наукой.

       
Print version Распечатать