Конец последнего мастодонта

От редакции. День 28 сентября, вероятно, войдет в учебник по российскому федерализму, если таковой будет когда-нибудь написан, как день, когда завершилась эпоха «региональных баронств», сложившихся в период развала СССР. Эдуард Россель, Минтимер Шаймиев, Муртаза Рахимов, Кирсан Илюмжинов уже покинули свои кресла губернаторов. И вот теперь главный политический тяжеловес региональной политики, а в силу месторасположения региона, которым он управлял, тяжеловес и политики федеральной, Юрий Лужков, оставил свой пост. Оставил он его не по своей воле, а по воле президента страны Дмитрия Медведева, который и подписал соответствующий указ об отставке московского градоначальника. Теперь временным и.о. руководителя столицы России назначен первый заместитель мэра, руководитель стройкомплекса Москвы Владимир Ресин. РЖ попросил прокомментировать событие политолога Павла Святенова.

* * *

Отставка Юрия Лужкова с поста московского градоначальника – это еще один шаг в реализации медведевской программы ликвидации политических тяжеловесов, то есть авторитарных правителей, пришедших к власти в 1990-е годы. Данная программа доказала свою высокую эффективность. Уже удалось убрать практически всех людей, которые считались несменяемыми: Шаймиева, Рахимова, Илюмжинова, Росселя. Ушли многие другие региональные лидеры. Те из них, кто остался, уже погоды не делают. Важно, что Кремль, как всегда бывает на заре нового царствования, устроил глобальную смену региональных начальников и тем самым создал совершенно иную политическую ситуацию в стране. Потому что все привыкли к тому, что регионы, возглавляемые этими политическими мастодонтами, являются некими полунезависимыми анклавами в составе России, которые разговаривали с федеральным Центром не как подчиненные, а как младшие или даже равные партнеры. И Москва здесь была одним из лидеров подобного пренебрежения к Центру.

Удивляться этому нет нужды. За период правления Юрия Лужкова в Москве был создан авторитарный региональный режим, который очень похож на этнократические режимы его коллег по цеху Шаймиева и Рахимова. Эксклюзивность этого режима состояла в том, что в нем не было этнической составляющей. Псевдонация «москвичи», которая и ориентировалась на Лужкова, не была по своему характеру этнической, но остальные атрибуты авторитарного этнократического режима присутствовали. Это и неограниченная власть, и культ личности губернатора, и прикормленное, подконтрольное исполнительной власти законодательное собрание, и многое другое.

Поэтому стоит ожидать, что замена Лужкова на иного губернатора повлечет за собой сильные изменения в городской политике, кто бы ни занял этот пост. А слухи сейчас ходят самые разные. В качестве фаворита называют Сергея Собянина, поскольку, с одной стороны, это человек, являющийся доверенным лицом Владимира Путина, а с другой - он имеет опыт работы на посту губернатора Тюменской области. Но будет ли выдвинута эта кандидатура, я думаю, определит Кремль в течение ближайшего времени в результате консультаций. На таком посту, с одной стороны, нужен человек абсолютно лояльный нынешней власти, а с другой стороны, нужно, чтобы этот человек обладал необходимым опытом, чтобы удержать ситуацию в городе в рамках стабильности после отставки такого политического тяжеловеса, как Юрий Лужков.

Поэтому, борцам с политикой Юрия Михайловича пока не стоит пить шампанское. Прежде всего потому, что, несмотря на бесконечную застройку Москвы аляповатыми новоделами, коррупцию московских чиновников и так далее, Лужкову все-таки удавалось поддерживать в столице порядок и стабильность. Ему удалось удержать город от экономического краха 1998 года, от экономического спада последних лет, он сделал Москву центром России не только по Конституции, но и по факту. Эта стабильность, например, позволяла Ельцину проводить его либеральные реформы, которые очень дорого обошлись нашему государству. Впрочем, в 2000-е годы Лужков расслабился и правил менее энергично. Но и в последние годы существенных изменений в стиле его правления не произошло. Он по-прежнему производил стабильность и обменивал эту стабильность на политические преференции у федеральной власти.

Таким образом, по всей видимости, Лужков надеялся, что в конечном итоге у Дмитрия Медведева не хватит духа подписать указ об его отставке. Кроме того, он, вероятно, рассчитывал и на заступничество Владимира Путина, предполагая, что он, Юрий Лужков, охранитель московской стабильности нужен премьер-министру, и тот заступится за него перед своим занимающим более высокую должность, но пока еще менее влиятельным коллегой.

Однако этого не произошло. Конфликт между московской мэрией и Кремлем пошел по накатанной колее вне пределов внутрикремлевских разбирательств, которые могли бы сильно затормозить процесс принятия решения в отношении московского мэра. Скорее всего, сам Юрий Лужков попытался создать впечатление о наличии оных. Но это не помогло ему сохранить пост. Равным образом не помогло и существующее впечатление о якобы безъальтернативности бывшего московского градоначальника. Но, вероятно, именно последнее вызвало колебания Кремля при попытках убрать Лужкова.

«Единая Россия» по сути дела отказалась поддерживать одного из своих отцов-основателей. И понятно почему. «ЕР» прежде всего - это партия Кремля, партия премьер-министра, партия Президента, и она ориентирована на выполнение воли руководителей государства. Кроме того, пост, который Лужков занимал в «Единой России», в значительной степени был фиктивным. То есть позиция давал ему какой-то вес внутри партии, но не давала ему охранной грамоты в случае конфликта с Кремлем.

Что касается бизнес-империи семьи Лужкова, то вслед за отставкой Юрия Михайловича неизбежно и ее падение. В подобных ситуациях так всегда случается. Даже при самом благоприятном развитии событий влияние этой бизнес-империи непременно ослабнет, а при неблагоприятных она просто тихо растворится в ближайшей действительности.

       
Print version Распечатать