Классный руководитель - это не классная дама

С января этого года, в рамках национального проекта "Образование", школьные учителя получают дополнительную тысячу рублей за классное руководство. А теперь с 1 сентября в регионах - победителях нацпроекта учителям начнут оплачивать все виды деятельности, которые они осуществляют помимо школьных уроков. Фонд оплаты труда будет делиться на две части: базовую и стимулирующую. На поощрение профессиональной деятельности учителя в регионы будет направляться от 10% до 30% фонда оплаты труда в образовательной сфере. Минобрнауки настаивает, чтобы за распределение этой стимулирующей части фонда оплаты труда отвечали школьные советы, куда входят и родители. При этом в министерстве справедливо пугают, что сегодня большая проблема состоит именно в воспитании, выращивании, обучении этих самых школьных советов, потому что здесь тоже заложен определенный риск. Важно, чтобы родители объективно оценивали труд учителей (не переходя на личные обиды). А значит, должны быть выработаны ясные критерии оценки внеурочного труда педагога.

Такое изменение, по идее, должно стимулировать результативность учительского труда. Доходы будут зависеть от результата работы учителя: одни смогут повысить их в два - два с половиной раза, а уровень доходов остальных не снизится, а будет индексироваться в плановом порядке.

Не очень понятно, будут ли продолжать выплачивать по одной тысяче рублей классным руководителям (их деятельность как раз и происходит во внеурочное время). Может быть, при новой системе станут поощрять лучших классных руководителей?

Об одном таком московском учителе - Владимире Головнере - рассказывает "Русский журнал".

Класс - это маленькая модель большого мира

Что должен делать среднестатистический учитель, когда ему дают классное руководство? Организовать дежурство учеников по школе, проследить, чтобы им выдали учебники, проводить родительские собрания. Есть еще ряд обязанностей. А остальное - некая сверхидея (если она у него есть). Классный руководитель должен выполнять определенную (а точнее - неопределенную) воспитательную функцию. Сегодняшнему классному руководителю трудно: прежней идеологии, слава Богу, нет, но и новая не возникла. Понятно, что главное - это харизма учителя, когда не чтением морали, а самим своим поведением он демонстрирует, что какие-то вещи невозможны.

Газета как коллективный организатор школы

В Центральном округе Москвы, недалеко от Павелецкого вокзала, есть английская школа #1259. Раньше она ютилась в старой школьной постройке 1936 года, а теперь на этом месте выросло суперсовременное здание, с новыми компьютерами и цифровой техникой, с прекрасным театральным залом и залом спортивным (с душевыми!). Но самое главное в этой школе - ее дух, атмосфера общего дома, которая поддерживается учителями и директором - Ольгой Кругловой.

Почти двадцать лет назад сюда пришел работать учителем химии Владимир Головнер. Ему сразу дали классное руководство в 7-м классе.

- У меня были идеалистические представления о классном руководстве, - рассказывает Владимир Нодарович. - Я решил: нужно сделать так, чтобы все дети подружились и им было вместе интересно. Но в реальной жизни все полюбить друг друга не могут: класс - это маленький социум, в котором есть бедные и богатые, добрые и злые, хорошие и плохие, лидеры и те, кто готов подстроиться... Именно это и делает возможной социальную адаптацию ребенка в школе. Класс - маленькая модель большого мира.

Объединяющую всех модель придумали девятиклассники, у которых классным руководителем был Головнер. Они были на выездном тренинге по экономике, где им дали задание придумать какую-нибудь модель коммерческой деятельности для школы. И они придумали школьную газету ("решив" ее как коммерческий проект). Игра кончилась, а учителю понравилась эта идея. И он решил ее осуществить (без коммерческого элемента, конечно).

Первая редколлегия газеты была сформирована на базе того самого 9-го класса, но очень быстро в выпуск втянулась вся школа. И сегодня в "народной газете" школы #1259 "Контакт" участвуют ребята с 5-го по 11-й класс. Есть две редколлегии: старшая и младшая (50 человек). Есть свои ведущие направлений, корректоры, редакторы, компьютерные наборщики... Газета решает три главные проблемы. Первая: все в школе перезнакомились и стали все вместе делать нечто интересное. Ведь обычно классы отрезаны один от другого. Старшие не знают, что делается у младших, и наоборот. А газета, выходящая раз в месяц, позволяет узнать, что происходит в школе. Второе: важно, что газета - это школьная летопись. Все мы потом любим вспоминать свое детство, рассказывать о родной школе собственным детям. И третий компонент - это возможность всем проявить себя в разных качествах. Ведь всегда есть явные лидеры, а есть подростки-интроверты, которым трудно себя проявить на людях. Для них газета - настоящая отдушина. Так, с одной стороны, они взаимодействуют со школьным коллективом, в котором до этого явно себя проявить не могли, а с другой - развивают свои способности.

Газета "Контакт" была признана лучшей школьной газетой России в 2004 и 2005 годах. Она теперь - главный вдохновитель школьной жизни. В ней - лучшие: те, кто придумывает праздники и самые интересные проекты. Так классное руководство Владимира Головнера изменило жизнь не только одного класса, но и всей школы.

Нужно, чтобы тебе доверяли

- У меня в одном классе, - рассказывает об опыте своего классного руководства Владимир Головнер, - была группа хулиганистых ребят. Это были "настоящие мальчишки", находящиеся в переходном возрасте (9-й класс). Их обуревала страсть к разрушению: они резали в туалетах водопроводные шланги, из-за чего вода заливала пол. В школе примерно понимали, какой круг ребят это делал, но... не пойман - не вор. Я сказал своим предполагаемым "хулиганам": "Я должен понять, замешаны вы в этом или нет (а ребята это отрицали). Если я буду уверен, что это не вы, то смогу защищать вас перед администрацией школы. Даже если вы признаетесь мне в своем проступке, я не скажу об этом. Просто займу другую позицию перед администрацией". И они заверили: нет, это не мы. Я сказал: "Хорошо. Я вам верю и буду действовать, исходя из этой веры". И выгораживал их дальше. А потом оказалось, что это - они. Для меня это было удар: значит, я не завоевал доверие ребят! Но спустя какое-то время один из "разрушителей" все-таки признался мне в своих действиях. Я стал убеждать их всех признаться. Они пошли к директору и покаялись. Мне удалось добиться какой-то важной цели, но - ценой своих нервов.

Что делать, если кого-то бьют?

Такие ситуации в школе бывают почти всегда. И прямого рецепта для классного руководителя тут нет. Вот как решил однажды эту проблему Владимир Головнер.

- У меня в классе было два мальчика: один - полноватый, а другой - маленького роста. Их слегка били. А они мне как учителю нравились, и я всячески демонстрировал это классу. Показывал, что они - достойные люди, которых я уважаю (а любимчиков у меня нет). И довольно быстро, одновременно с взрослением ребят, травля прекратилась. Этих мальчишек оценили с новой стороны. Но радикально изменить ситуацию очень сложно. Вмешательство классного руководителя может вызвать обратную реакцию. Мне кажется, самое главное - когда ты сам живешь всеми этими переживаниями, когда ты своим участием корректируешь развитие событий в классе. Жестко что-то менять не очень эффективно.

В гости к Пушкину -на лыжах

Самое важное для сплочения класса - это сочетание общения с делом. Владимир Головнер придумал новую форму экскурсий.

- Форма обычных экскурсий для школьников мне не кажется правильной, - говорит Владимир Головнер. - Через полчаса они перестают воспринимать рассказ экскурсовода: хотят есть, пить и отдыхать. Я всегда искал активные формы. Например, лучше, когда ребят не привозят куда-то, а когда они туда "приходят", преодолевая трудности. Мы часто в зимние каникулы выезжаем в Пушкинские горы, там разбросана целая серия пушкинских музеев. Берем лыжи на базе, запасаемся провизией и идем в Михайловское, потом переходим в Тригорское... Каждая усадьба для детей становится целью и обретением. Они устали, надвигались, замерзли. А новое место, куда они пришли, ощущается как тепло, уют. Включается дополнительное внимание. К месту надо прийти.

Или: из Пушкинских гор всегда возят на автобусную экскурсию в Псков. Мы же приезжаем в Псков, выходим из автобуса и разбиваемся на группы. Каждая группа получает карту города и маршрут, который надо пройти. Вместе с маршрутом они получают задание. Например: проинтервьюировать псковичей, а потом сравнить их жизнь с московской. Вторая группа должна пройти по магазинам, сопоставляя ассортимент со столичным. Третья - изучить архитектуру и сравнить псковские храмы с московскими. Потом каждая группа делает свой проект. Так ребята активно включаются в культурно-историческую среду города.

Лучшие козы - в Урюпинске

С появлением газеты изучение провинциальных русских городов объединило всю школу. Ребята под руководством Владимира Головнера периодически посещают какой-нибудь небольшой город. В последний раз это был известный из анекдотов Урюпинск, куда выехала редколлегия газеты. Заданием для одной группы было исследование феномена Урюпинского казачества. Они проводили соцопросы, расспрашивали атаманов, осваивали плетение нагайки, учили казачьи песни. Другая группа изучала городских коз. В Урюпинске на 42 тысячи жителей - 100 тысяч коз. Ребята проводили опрос о роли козы в жизни населения. Хозяева коз учили их основам прядения, вычесывания. Ребятам нужно было узнать историю памятника козе, познакомиться с фондами Музея козы. Другая группа исследовала архитектуру. Всего было пять направлений. Потом все это обобщалось в виде проектов, и ребята демонстрировали их на компьютере городской администрации. А уже в Москве материалы были подготовлены к публикации.

Понятно, что московского школьника ничем не удивишь. Но дети уезжали домой, влюбившись в этот город. У них появились знакомые, с ними здоровались на улице. К ним присоединились местные студенты. Московские ребята почувствовали, чем живет русская провинция, поняли, что и там есть свои достижения, победы. Следующим городом будут не менее "знаменитые", чем Урюпинск, Васюки.

"Чтобы ребенок не попал в группу риска, им нужно заниматься"

На классном руководителе лежит особая ответственность. Это ответственность за воспитание ребенка. Само слово "воспитание" девальвировалось, хотя именно сейчас остро ощущается недостаток системной работы с детьми. Институт возрастной физиологии РАО разработал несколько образовательных программ, которые реализуются во многих школах страны. Одна из них - программа ранней профилактики наркотизма "Все цвета, кроме черного" - действует уже в 17 регионах. О том, как она помогает работе классного руководителя, директор Института возрастной физиологии Российской академии образования (РАО) Марьяна Безруких рассказывает "Русскому журналу".

"Русский журнал": На детей какого возраста рассчитана ваша программа?

Марьяна Безруких: Она начинается во 2-м классе. Детям дают рабочие тетради, которые они ведут до 7-го класса. Мы лишь вскользь упоминаем о тех вредных привычках, о которых дети знают сами (например, о курении). Говорим об этом в игровой форме, без страшилок. Изданы четыре рабочие тетради: "Учусь понимать себя", "Учусь понимать других", "Учусь общаться" и "Учусь властвовать собой". Фактически мы учим ребенка общению, помогаем понять свое настроение, способности. И в этом с помощью программы ему помогает классный руководитель.

РЖ: Очевидно, что под такую программу подверстывается самый широкий круг проблем...

М.Б.: Совершенно верно. Я приведу вам такой пример: в тетради "Учусь понимать себя" детям предлагают нарисовать "карту настроения". Закрасить разные дни каким-то цветом. После этого мы рекомендуем родителям проанализировать "карту настроения" своего ребенка. У нас были случаи, когда в течение недели у ребенка превалировал зеленый цвет (цвет веселого, бодрого настроения), а в субботу и воскресенье (когда он дома) - черный (мрачный, тяжелый). Если родители не осознавали этого раньше, они теперь должны задуматься. Классный руководитель, видя ситуацию, обязательно должен поинтересоваться, что происходит.

РЖ: Очевидно, учитель, работающий по этим программам, должен иметь особую подготовку, быть психологом?

М.Б.: Нет. Это элементарная психология, которую просто обязан понимать любой классный руководитель. А благодаря программе он может увидеть признаки неблагополучия ученика - либо это конфликтная ситуация в классе, либо внутреннее неблагополучие.

РЖ: Многие родители обеспокоены тем, что не имеют возможности обезопасить своего ребенка от школьных драк, травли. Что может сделать в такой ситуации классный руководитель?

М.Б.: В тетради "Учусь общаться" есть рекомендации и на этот счет. Мы недавно были в одном из подмосковных лицеев. И там классная руководительница нам сказала: это просто счастье, что мы начали работать с программой. В классе собрались очень сложные дети и начались конфликты. В результате работы по программе проблемы исчезли.

РЖ: Как это достигается?

М.Б.: Ну, например: если идет игра, в процессе которой нужно выразить друг другу сочувствие или похвалить одноклассника за что-то, многое в отношениях меняется. Нынешние дети не знают элементарных формул общения. А игровой тренинг учит их общаться, но при этом, как сказала одна мама, и сами родители учатся, читая эти тетради. В каждой программе есть методические пособия для учителя и для родителей (эту работу нельзя вести без их помощи).

Программа "Все цвета, кроме черного" направлена на развитие личности. Ведь дети, которые становятся наркоманами, алкоголиками, - изгои общества. Их никто не понимает, и они себя не понимают. Поэтому мы и выстроили программу таким образом, что она содействует формированию личности ребенка, умению находить общий язык с окружающими. Чтобы ребенок не попал в группу риска, им нужно заниматься.

"Классный руководитель может спасти от распада современную цивилизацию"

Владимир Пучков, учитель (Смоленская область, г. Сафоново):

- Одна из уникальных традиций русской школы - особенная роль воспитания, личностные, а не только формальные взаимоотношения учителей и учеников. Правда, в дореволюционной России часто разделение учительской работы и классного руководства не было эффективным способом организации школьной жизни. Образ "классной дамы" не случайно имеет отрицательный набор ассоциаций. Сложившаяся ныне практика совмещения роли обучения и классного руководства оправдывает себя.

Добавление тысячи рублей за классное руководство несколько повышает статус классного руководителя, но не решает проблему повышения качества воспитательной работы в школе. К тому же механический подход позволяет получать доплату в одну тысячу рублей в зависимости от количества учеников в классе. Но сложность работы классного руководителя зависит больше от качества учеников!

В современной школе образование должно идти через воспитание, а не наоборот, как было в классической педагогике. Формальные знания, которые получает ученик, без должного воспитания бесполезны, а подчас и опасны для общества. Цель школьной работы состоит не в запоминании учеником массы знаний, которые постоянно девальвируются, а в воспитании культурной личности. Спасти от распада современную цивилизацию может лишь классный руководитель! В этом его социальная и историческая роль.

Хочется надеяться, что от авторитарной школы мы постепенно сумеем перейти к школе с высоким авторитетом учителя и ученика.

       
Print version Распечатать