Кейс Pussy Riot. Проповедь "хулиганок"

О том, что сделала скандальная группа Pussy Riot, много писать не нужно. Этот кейс широко известен. 21 февраля девушки прорвались в Храм Христа Спасителя и, отплясывая в оскорбляющих глаз одеяниях (я и сам предпочитаю девушек либо красиво одетых, либо не одетых вовсе, но не в масках, имитирующих презервативы), спели там плохие политические стихи.

Далее каким-то образом они увернулись от охраны и скрылись. Это, так сказать, явление первого порядка, по поводу какого многие верующие и неверующие люди сказали: есть на свете места, святые для людей. Они пригодны только для совершения там таинств. Использование этих мест для других целей - осквернение и святотатство. Поэтому ниизя!

Однако далее произошло событие второго порядка. Pussi Riot, в отличие от многих и многих других зверских преступников в нашей стране, оперативно задержали. При этом власти отказались разобраться с делом в порядке нормального «спокойного» гражданского судопроизводства соразмерно содеянному. А что, собственно, такого содеяно? Ну, спели песню в неподобающей одежде и в неподобающем месте, больше ничего. И отправили девушек под арест до суда, как опасных для общества рецидивистов.

Не долго думая, прокурор предъявил обвинение в хулиганстве, совершенном группой по предварительному сговору, что предусматривает наказание до 7 лет тюрьмы! Церковь отказалась (по крайней мере, по первой реакции) проявить милосердие. А Совет православных общественных объединений выступил с жестким заявлением, в котором, в частности, говорилось: «Мы не понимаем тех, кто призывает Святейшего патриарха, наших братьев и сестер "простить" кощунниц, призвать государство не осуждать и не наказывать их. Если предстоятель Церкви простит их сегодня, не приведет ли это завтра к десятикратному умножению кощунственных "акций", к тому, что православных вытеснят из общественного пространства, да и священное пространство храмов сделают площадкой для глумления и хамства безбожников?"

Таким образом, вместо того, чтобы погасить конфликт (собственно, для чего мы нанимаем чиновников, чтобы они гасили конфликт или чтобы его раздували?) – штрафом в 1000 рублей или даже арестом на 15 суток, государство подняло планку репрессии и обнаружило целых ворох проблем.

Проблему свободы политического перформанса и политического сыска. Проблему взаимоотношений верующих и неверующих. Проблему отделенности и наоборот встроенности православной церкви в светские институты (статья за хулиганство преследует действия в общественном месте, а храм - это общественное место?). Наконец, проблему объективности вины и справедливости наказания.

А ведь еще не произошло ничего особенно плохого. Хотя по разыгрывающемуся сценарию – может, может произойти плохое! У девушек на воле остались дети, родители. Представим себе только, что с кем-нибудь из девушек что-то произойдет в тюрьме (мы же не будем себя обманывать словом «исправительное» учреждение, оно, скорее, «калечащее» , «мстящее» учреждение), или с детьми без матери… Какой будет ответная волна?

ХСС один раз уже взрывали при всеобщем одобрении народа, сделав на его месте бассейн. Церковь снова хочет наступить на те же грабли?

***

Трудно понять, из-за чего все получилось изначально.

Девушки хотели славы? Что ж, слава пришла. Но стоит ли такая слава тюрьмы? Лично я сомневаюсь. Во всяком случае, идя на подвиг, надо лучше учить матчасть.

Возможно, они думали, что в России с ними будут цацкаться как в параллельной нам европейской реальности… Но так может думать только тот, кто не отдает себе отчет об истинном лице «путинской России». «Критикуя Путина», но будучи в политическом смысле инфантильными, они, видимо, не достаточно верили в собственную критику. Такое, к сожалению, бывает сплошь и рядом. Дракона словами не устыдишь.

Богу богово, кесарю кесарево. Тут уж и сами либералы стали готовы отступить на шаг назад, согласившись на осуждение «хулиганок», лишь бы успокоить проснувшегося в берлоге «зверя власти». Хотя, если быть в этом вопросе чуток философами и поразмышлять о церкви в парадигме ее миссии…

В общем, неплохо бы вспомнить… Неподобающе вел себя в Храме ее основатель – Иисус Христос, совершив подлинно антиобщественный поступок. Его перформанс, в отличие от перформанса девушек, сопровождался порчей имущества. В составе преступной группы из 12 человек он опрокидывал столы, рассыпал деньги арендаторов церковного пространства, что, по словам историка М. Даймонда, привело законопослушных евреев в ярость. Однако, в отличие от наших милых православных, они не арестовали Иисуса, «во всяком случае, не в этот момент». И впоследствии описание поведения «хулигана» было преобразовано в один из краеугольных сюжетов Нового завета.

Много чего в жизни политически неприятного королям совершила Жанна Д’Арк, но осудили и репрессировали ее в конце концов не за это, а по обвинению церкви – за неподобающий внешний вид. И хотя она не одевала себе похожую на презерватив шапочку на голову, как активистки Pussy Riot, но опустилась до не менее ужасного, ходила… в мужской одежде. Что в конечном итоге было посчитано лицемерными клириками достойным сожжения на костре. Однако уже через 20 лет Жанну пришлось реабилитировать, и первоначальный процесс лег несмываемым пятном позора на репутацию церкви. Сегодня Жанна – святая.

Это не к тому, что при определенных обстоятельствах и Pussy Riot могут выйти в святые, а Чаплину придется устыдиться. Хотя чем черт не шутит, вот погибнут (у нас это просто) – и выйдут. Ведь они не сделали ничего плохого, но расширили границы ненасильственного протеста и показали нам, что общество – живое.

Да, именно живое, состоящее из самых РАЗЛИЧНЫХ людей со своими интересами, а не людей-схем, голосующих по указке. В этом обществе есть страдающие и ошибающиеся, есть умные и глупые, есть бесноватые и юродивые, и всем нужна милость, проповедь, а не кара.

Собственно, будь иерархи умнее, они могли бы и «безобразие» обратить во благо. Ведь, на самом деле, только радоваться надо тому, что девушки-атеистки, прежде всего, увидели в храме не мертвый дом, а коммуникатор, трибуну, тем самым как бы по-новому очеловечив его и придав ему утерянное значения миссионерского клуба, в котором решаются наболевшие вопросы.

Какие? Ну, вот хотя бы классический вопрос справедливости. Вы требуете по всей строгости закона отнестись к девушкам. Но разве справедливо то, что вы не требуете того же самого применительно к страшным казанским насильникам? Не идете с проповедью к потерянным душам полицейских? Где подписи верующих? Молебны или как там у вас это делается? Я набрал в Яндексе «казанский полицейский» и «церковь», и вышел пшик…

И вот что еще мне пришло в голову, рожденное не проповедью патриарха, а, как ни странно, проповедью «хулиганок». Мы долго молились на формулу «разрешено все, что не запрещено», а теперь уже и не ясно, ЧТО ИМЕННО ЗАПРЕЩЕНО, и получается, ЧТО ЗАПРЕЩЕНО ВСЕ.

Нам срочно нужен закон, легализующий протест против деспотии!

       
Print version Распечатать