Кавказский проект. Часть II

Кавказский проект. Часть I

Еще совсем недавно я писал об оформлении некоего "кавказского проекта" под началом президента ЧР Р.Кадырова, и уже произошло несколько значительных событий, подтверждающих мои прогнозы. Достаточно просмотреть сводку региональных новостей (которые не стали федеральными медиаповодами, как это было в ситуации с "финскими чеченскими политэмигрантами") за последние две недели.

22-23 августа в Чечне проходил Международный миротворческий форум "Ислам - религия мира и созидания". По словам организаторов, целью форума являлась актуализация деятельности мусульманских общин России и других стран по противодействию религиозно-политическому экстремизму, а также поддержке усилий государственных органов и НКО в проведении политики толерантности и взаимного уважения друг к другу представителей всех народов и конфессий. На форуме присутствовали представители десятков стран и нескольких континентов. Помимо мировых и российских мусульманских деятелей были приглашены и патриарх Московский и Всея Руси Алексий II, и председатель традиционной буддийской Сангхи России Санджи-ламе, и глава Конгресса еврейских религиозных общин и объединений России Зиновий Коган. Не все приглашенные смогли приехать, но тем не менее...

Накануне открытия форума президент ЧР сказал следующее: "Мы должны показать всему миру, что религиозные экстремизм чужд чеченцам, а веротерпимость и миролюбие являются основными чертами чеченского народа". Сейчас мы наблюдаем, что "президент Че" не остановился в своей деятельности после решения "чеченского вопроса" силовыми методами, а начал вполне дальновидную созидательную политику. Его непрерывные попытки показать, что "чеченцы" могут не только воевать и разрушать, но и строить, уже оформляются в полноценную политику не только экономического, но и национально-духовного возрождения экс-мятежного региона.

Знатоку кавказского суфизма, а точнее, последователям Кунта-Хаджи Кишиева видно, что Кадыров во многом проводит политику, основанную на этом учении. Этого суфия (чеченцы называют его "устаз" - от арабского "учитель") называют "чеченским Ганди". Он был ярым противником идеи газавата Имама Шамиля, за что был нелюбим последним. Однако его течение (кстати, тоже мюридизм, как и у Шамиля) нашло огромную поддержку у простых крестьян. Еще не известно, кто является родоначальником методов "soft power", которые стали основным инструментов "оранжевых". Считается, что именно Ганди. Но после ареста Кунта-Хаджи его последователи митинговали в знак протеста совершенно безоружными и пытались воздействовать на власть ненасильственным образом. Однако их остановили штыками. Имам Шамиль, отвоевав всю Кавказскую войну, поселился в поместье в Калужской губернии и, по свидетельству современников, частенько открывая окна особняка, "зависал" под "Боже, царя храни". А вот пацифиста Кунта-Хаджи отправили в тюрьму в ссылку. Его последователи (на сегодня около 60 процентов всех чеченцев и ингушей) верят, что он не умер и обязательно еще вернется. В своей прощальной проповеди он говорил: "Братья! Наше число из-за систематических восстаний катастрофически уменьшается. Царская власть уже твердо укрепилась в нашем крае. Я не верю в сообщения и слухи, что из Турции придут войска, что турецкий султан желает нашего освобождения из-под ига русских. Это неправда, ибо султан сам является эксплуататором своего народа, как и другие арабские правители. Верьте мне, я все это видел своими глазами. Дальнейшее тотальное сопротивление властям Аллаху не угодно! И если скажут, чтобы вы шли в церкви - идите, ибо они только строения, - а мы в душе мусульмане. Если вас заставляют носить кресты - носите их, так как это только железки, оставаясь в душе мусульманами. Но! Если ваших женщин будут использовать и насиловать, вас заставлять забыть язык, культуру и обычаи, - подымайтесь и бейтесь до последнего оставшегося! Свобода и честь народа - это его язык, обычаи и культура, дружба и взаимопомощь, прощение друг другу обид и оскорблений, помощь вдовам и сиротам, разделение друг с другом последнего куска хлеба".

Мы видим, что самый почитаемый чеченский святой (почти две трети населения называют его своим учителем) ставил национальное над религиозным. В радикальном исламизме это считается большим грехом, и его адепты обвиняют последователей Кунты в ереси и отступлении от ислама. Однако народ это все приемлет. Собственно, "первая чеченская" стала почти "народной", именно потому что началась с бомбежек, массовой гибели простых мирных жителей. Абсолютное большинство поддержало Дудаева, но не из-за религиозной нетерпимости, веры в священную войну, а в силу своей ментальности, мстительности и готовности защитить родной очаг. А уже во "вторую кампанию", когда увидели, что за три года независимости и миссионерской деятельности хаттабов, абу-зейдов и прочих ваххабизм начал давать ростки в Чечне, то заняли позицию против них.

Республика была разделена на кластеры по зонам влияния и действия той или иной властной группировки и их законов. В Урус-Мартановский район не впускали без хиджабов, куда-то еще без чего-то еще, разнообразие было прям как в штатах "дяди Сэма". Тогда как чеченцы не очень религиозный народ, национальная ментальность часто берет верх над религиозными предписаниями. Даже эмиссар с Востока Хаттаб отмечал, что "в чеченцах веры мизер, а храбрости и дерзости хоть другим раздавать, а в арабах веры много, но храбрости совсем не хватает".

Что мы видим сегодня? Кунта когда-то говорил о "языке, культуре и обычаях", сейчас в республике действует концепция национальной политики, которая проповедует возвращение к истокам национальной культуры и к традициям, чеченский язык охраняется и развивается, публикуются исторические книги о Чечне и чеченцах. Суфий говорил о "дружбе и взаимопомощи", Кадыров демонстрирует то же самое. Это и бесконечные поездки по диаспорам и общинам в другие регионы, и порыв "приехать и разобраться" в Карелии, и привлечение московско-чеченского бизнеса к восстановлению республики. Впервые сайдуллаевы, джаибраиловы и арсамаковы изъявили желание помочь "родным местам" и активно этим занимаются. Впрочем, Сайдуллаев всегда осуществлял гуманитарную деятельность, но раньше она носила несколько оппозиционный Кадырову характер. Сейчас же он обещает, что в 2008 году перенесет головной офис концерна "Милан" в Грозный. Концерн, в котором заняты более 70 тысяч человек и который среди прочего владеет "Русским лото".

Понятно, что самовольность Кадырова в духе "наездов" на карельских коллег, пускай всего лишь и словесных, не по нраву многим государственникам и власть имущим. Но эти уступки являются издержками поддержания стабильности в Чечни, гарантом которой является Кадыров. Да и чередует он их с "угрозами" вмешательства в решение южноосетинского вопроса и наездами на Грузию. А это уже национальная ориентированность, доказательство того, что в противостоянии с внешними врагами он будет первым защищать интересы государства. В случае ухудшения ситуации в Ингушетии и Дагестане вероятная сфера компетенции Кадырова возрастет. Ибо другой инструментарий в этих проблемных регионах может не сработать. Поглядите - Мурат Зязиков, будучи генералом ФСБ, не справляется в гораздо меньшей по размеру Ингушетии.

Далее "устаз" говорил о "прощении друг другу обид и оскорблений". Наглядный пример реализации этого наставления - амнистии. Ее объявляли несколько раз, и только совсем недавно "президент Че" постановил, что амнистии больше не будет. К мирной жизни возвратились тысячи вчерашних боевиков, а некоторые из них вернулись даже в политику, как Магомед Хамбиев, экс-министр обороны независимой Ичкерии, а ныне депутат парламента ЧР от СПС.

И последнее. Быть может, для европейца это выглядит странно, возможно даже "дико", но и социальная политика Кадырова строится на заветах Кунты. Последний говорил о помощи "вдовам и сиротам", сейчас именно этим категориям оказывается главная помощь. В республике закрываются детские дома и приюты, дети усыновляются чиновниками, отдаются родственникам, хоть и дальним. Кадыров сам приютил одного русского мальчика, принявшего ислам, забрал из детского дома, назвал его своим братом и дал свою фамилию и имя отца. Говорят, что его примеру последовали и другие чиновники. Что касается вдов, то и им оказывается поддержка жильем и выплатой компенсаций.

Удивительно, что спустя полтора столетия идеи Кунта-Хаджи возродились на государственном (на уровне региона) уровне. До сих пор этого не было. В советские времена, естественно, о нем не вспоминали, при Дудаевской власти тоже. Затем был Масхадов, ставший заложником собственной мягкости и не контролировавший выходцев с Востока и их чеченских собратьев. Ахмат Кадыров, еще в бытность муфтием Ичкерии, выступал за искоренение арабских наемников из Чечни. И вот сейчас сын продолжает эту политику. И не только идеологически.

Всевышний хочет, чтобы я и ты
Дела творили добрые на свете.
Вели дороги, ставили мосты,
Сады растили, строили мечети.

(Хизир Ахмадов, стихотворный пересказ учений Кунта-Хаджи Кишиева)

Однако оставим историю и вернемся к форуму в Чечне. Оказывается, еще во время визита в Саудовскую Аравию президент Чечни делился с местным королем о планах форума, и тот отметил: "Форум станет примечательным событием не только для Чеченской Республики, но и для всего исламского мира". Таким образом, Чечня производит мировые (ну или глобальные в рамках "исламского мира") "медиаповоды" не через военные происшествия и теракты, а миротворческими инициативами и созидательной активностью.

Организаторы заявляют, что форум будет постоянно действующим. При нем решено создать (точнее, в Духовном управлении мусульман Чечни) Международный центр по изучению проблем глобализации в религии и политике. Чем не заявка на лидерство? Лидерство не только в военном противодействии террору, но и в интеллектуально-идеологической профилактике этой заразы.

Многие высокопоставленные гости отмечали, что это значимое и историческое событие. А министр по делам религии Ирака шейх Ахмад Самарии заявил: "Уже в аэропорту можно наблюдать, что республика встала на путь процветания. Мы очень хотим, чтобы такое же процветание пришло и на нашу землю". Интересно, как на такие слова отреагировал бы Джордж Буш?

На форуме были также учреждены ежегодная "Международная миротворческая премия имени Ахмата Кадырова" и "Золотая медаль" ДУМа (Духовное управление мусульман) Чеченской Республики.

Помимо этого было принято решение о проведении в Гудермесе ежегодного Международного форума молодежи разных конфессий. Завершился форум принятием резолюции и ряда обращений, которые, как сообщается, будут направлены президенту РФ и главам других государств, а также в ООН, ПАСЕ и другие международные организации. Помимо культурно-гуманитарных рекомендаций в резолюции содержится и один геополитический упрек в адрес одной страны. Отмечается, что "мусульмане и представители других религий и конфессий решительно осуждают развязывание конфликтов и войн с целью установления мирового порядка по образу и подобию идеологии и практики концепции однополярного мира". Без комментариев.

Второе событие тесно связано с первым. Это открытие в райцентре Курчалой крупнейшего Исламского института. Большинство делегатов и гостей форума приняли участие в церемонии открытия этого учреждения. Институт оборудован по последнему слову техники - всеми современными мультимедийными системами и даже лингафонными лабораториями для изучения иностранных языков. Уже с сентября начнется обучение 520 профессиональных богословов. Открытие такого института - событие весьма значимое не только для региона, но и страны в целом. Не вызывает сомнений, что там будут готовить именно тех богословов, которые впоследствии станут проводить идеологическую вакцинацию против религиозного экстремизма на Северном Кавказе.

Двадцать шестого августа по приглашению короля Иордании Абдаллы II Рамзан Кадыров посетил Амман. Кадыров заявил: "Особую роль в ходе данной поездки отвожу встрече с чеченской диаспорой.. .Я считаю, что очень важно рассказать проживающим в Иордании чеченцам, что на самом деле происходило в Чеченской Республике в течение последних пятнадцати лет, и подробно проинформировать их о том, что происходит в Чечне сегодня". Человек едет по приглашению главы государства для встречи с ним и с парламентом страны. Однако, не скрывая, подчеркивает, что для него важнее консолидация собственного народа и этому он отводит главную роль. Пусть часть этого народа живет за тридевять земель уже более ста лет (как иорданские чеченцы), но и их нужно поддерживать.

Пока Кадыров "гастролировал", в соседней Ингушетии произошел еще ряд трагических событий. И несколько терактов, и убийство семьи русской учительницы. Почти каждый день в сводке новостей из Ингушетии мелькают взрывы и теракты. И это несмотря на то, что в республику введено несколько тысяч военных внутренних войск. Выступая в СМИ, Зязиков "деликатно" отметил, что к событиям в Ингушетии причастны силы из соседних регионов. "Президент Че" тоже дал пресс-конференцию, посвященную ситуации в соседней республике. Обрисовав обстановку в Ингушетии, он сказал, что если поступит приказ Верховного Главнокомандующего, то силовые структуры ЧР готовы оказать братскую помощь Ингушетии. На вопрос журналистов о заявлении Зязикова Кадыров ответил, что "кивание на соседей в данном случае не совсем уместно и правильно". Потом добавил: "Я не думаю, что, говоря о преступниках из соседних республик, М.Зязиков имел в виду именно Чеченскую Республику, хотя на сегодняшний день я точно знаю одного преступника из ЧР - это бывший глава Шалинского района Шерип Алихаджиев. В данное время он проходит у нас по уголовному делу, однако в то же время является заместителем председателя правительства Ингушетии".

Делать преждевременные выводы не стоит, подождем пока "центр" в лице "гаранта" отреагирует на эту инициативу. Но, учитывая накаленную ситуацию в Ингушетии и неудачи Зязикова, ответ Путина напрашивается сам.

И последняя новость: принятие парламентом ЧР закона о языках. Заметьте не "о языке", а "о языках". Этот закон дает нацменьшинствам республики широкие возможности развития своего языка и литературы. В местах их компактного проживания, в школах будет вводиться и их родной язык. Будут издаваться газеты (или вкладыши в районные газеты) на их родном языке. В большей части это касается аварцев, кумыков и ногайцев, которые компактно проживают в Чечне. Также власти пообещали, что будут издаваться литературные произведения авторов нацменьшинств.

Пока "партия власти" продвигает "русский проект", на Кавказе формируется свой проект. Как бы ни возмущались критики, но формирование российского "кавказского проекта" уже почти свершившийся факт, а факт, как говаривал один русский классик, самая упрямая вещь на свете.

       
Print version Распечатать