Катастрофа и ее следствия

От редакции. Сегодняшний день,12 июля, объявлен в стране днем национального траура. Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и близким погибших на теплоходе «Булгария». На совещании, посвященном расследованию катастрофы, президент поручил правительству создать госкомиссию, которая займется выяснением причин трагедии, и потребовал проверить все пассажирские и грузовые суда: либо провести их капитальный ремонт, либо вывести из эксплуатации. Состав совещания у президента говорил о том, что власти намерены сделать жесткие выводы по результатам кораблекрушения. Вместе с министрами транспорта и чрезвычайных ситуаций Дмитрий Медведев пригласил к себе и генпрокурора. Катастрофа эта выявила проблемы, которые существует в российском обществе.

* * *

Летний воскресный день, который большинство населения проводит в праздном настроении, 10 июля был прерван срочным сообщением. На Куйбышевском водохранилище, в Татарстане, затонул теплоход «Булгария». Из 208 человек, находившихся на борту, были спасены только 79 человек. Днем 11 июля на поверхность было поднято 42 тела, из них трое детей и 10 мужчин, остальные – женщины. Всего же по сообщениям водолазов, работавших на глубине, внутри затонувшего судна находилось 110 человек. Работы по поднятию тел продолжаются.

Каждое происшествие на транспорте – это шок. Но к одним из таких происшествий россияне уже вроде бы как и привыкли. Каждое лето приносит новости о разбившихся рейсовых автобусах, которые следовали по междугородним маршрутам. Менее часто новостные выпуски начинаются с известия о разбившихся самолетах как гражданских, так и военных. На фоне этих сообщений казалось, что морской и речной транспорт самый безопасный. По крайней мере, начиная с парома «Эстония», затонувшего в 1994 году, когда пропали без вести 757 человек и погибли 95 человек из 989 находившихся на борту, в Европе не тонуло ни одно крупное судно. А о том, что потонуло какое-то пассажирское судно, принадлежащее Российской Федерации (речь здесь не идет о рыболовецких судах), новостей не было слышно уже очень долго.

Что же стало причиной катастрофы? Следствие по этому делу только началось, поэтому любые версии можно рассматривать только как версии. Это может быть и халатность служб, готовивших судно в рейс. Так, Приволжское следственное управление на транспорте следственного комитета РФ сообщает: «В ходе проведенных первоначальных следственных действий было установлено, что еще при выходе из Казани теплоход имел неисправность главного левого двигателя, однако судно вышло в рейс. Также было установлено, что при выходе 10 июля в 11.15 мск из Болгар в направлении Казани у теплохода имелся правый крен, что может быть следствием не освобожденных канализационных емкостей, наличия топлива только в правом баке и т.п.».

Это могла быть и неосмотрительность самих пассажиров, которые будто бы забыли в бурную погоду, а в тот день на Куйбышевском водохранилище был небольшой шторм, закрыть иллюминаторы своих кают. Нельзя скидывать со счетов и погоду. Кое-какие версии выстраиваются вокруг того, что судно было опрокинуто волной. Наконец, некоторые эксперты кивают на конструкционные особенности судна, которое не имело водонепроницаемых переборок между отсеками трюма. В результате более или менее сильная течь должна была привести к тому, что судно с неизбежностью потонет.

В пользу последней версии как будто бы свидетельствуют показание очевидцев, которые видели как «Булгария», продолжая движение, уходила под воду под большим градусом. Какая из версий верна – предстоит выяснить следствию. Однако уже сейчас очевидно, что трагедия теплохода «Булгария» – это системная проблема, соотносящаяся с тем, что происходит сегодня в государстве, неслучайно Дмитрий Медведев пригласил на совещание, посвященная расследованию катастрофе, столько ответственных лиц. На самом деле любая из вышеприведенных версий касается того или иного аспекта нашего постсоветского социума, потерявшего ориентиры.

Первая проблема – это проблема стяжательства. Теплоход «Булгария» – транспортное средство, построенное еще в 1955 году. По мнению экспертов, срок эксплуатации судов подобного типа значительно меньше, чем тот, что прошло судно. «Булгария», совершая регулярные рейсы, прошла срок безопасной эксплуатации в 1980 году. Именно тогда этот теплоход должен был быть списан в утиль. Учитывая запас прочности советских конструкций, который обычно в 2 раза превосходил номинальный гарантийный срок, «Булгария» могла безопасно бороздить Волгу до 2005 году. Но на дворе 2011 год и хозяева теплохода этого не могли не знать. Следовательно, они сознательно шли на то, чтобы, используя выработавшее свой ресурс судно, подвергать риску граждан, изъявивших желание, совершить речную круизную прогулку.

Вторая проблема – коррупция. Как уже было описано выше, судно вышло в рейс, имея существенные технические неполадки. Это – не работавший левый двигатель и существенный крен по правому борту. Даже для неспециалиста очевидно, что подобные технические неисправности должны были автоматически означать, что судно не может выйти в рейс, и соответствующие службы должны были запретить ему это сделать. В данном случае что-то не сработало. И едва ли будет клеветой предположить, что не сработало по одной причине – это коррумпированность органов, которые должны отвечать за исправность оборудования судна, специально заметим пассажирского судна. Будем надеяться, что следственные органы дадут свою квалифицированную оценку данному обстоятельству. Президент Дмитрий Медведев на совещании, посвященном расследованию катастрофе, заявил, что «Хотел бы, чтобы Генеральная прокуратура в рамках полномочий провела проверку соблюдения транспортного законодательства. И этим конкретным судовладельцам, и лицами из государственных структур, которые выдавали необходимые разрешения на осуществление судовождения, плавания в этих условиях, и вообще всех, кто причастен к организации соответствующего тура. Особенно с учетом того, что на этом теплоходе находилось большое количество детей».

Третья проблема – «наплевательское» (иного слова здесь не подобрать) отношение россиян как к собственной безопасности, так и к безопасности тех, кто их окружает. Любое средство передвижения – это средство повышенной опасности, которое требует соблюдения элементарных правил. В случае с теплоходом к таким правилам относится: герметизация иллюминаторов в штормовую погоду, поскольку при низкой посадке судна любая волна может легко захлестнуть судно. Можно предположить, что отдыхающие либо по незнанию, либо по забывчивости действительно не закрыли иллюминаторы. Безусловно, задача обслуживающего персонала судна проверить: закрыты ли иллюминаторы. Но они, видимо, этого не сделали.

Четвертая проблема – исчерпание пределов эксплуатации того, что было построено в советские времена. Так уж получилось, что в течение постсоветских двух десятилетий российская промышленность не создавала в массовом количестве никаких сложных технических устройств. На производстве это оборачивалось увеличением травматизма (на что недавно обратили внимание первые лица страны, назвав такое положение нетерпимым). На транспорте это оборачивается увеличением катастроф. Чего стоит ожидать, если в небе летают самолеты 1970-х годов постройки, а по рекам и морям плавают корабли, которым почти 60 лет. Как шутили американцы в фильме «Армагеддон» по поводу российской космической станции «Мир», – этой махине уже более 15 лет, да у нас автомобили чаще меняют. Пока что эта шутка в отношении того, на чем мы ездим, летаем, плаваем, остается справедливой. И самое горькое, что расплачиваться за это должны дети, которых на борту «Булгарии» было достаточно много…

Россиянам же остается скорбеть о погибших. 12 июля объявлено в России днем траура.

       
Print version Распечатать