Как "загнать молитвой чёрта в ад"

Международный кинофестиваль военно-патриотического фильма имени Сергея Бондарчука «Волоколамский рубеж» находится, к сожалению, на периферии массового внимания. Хотя, это достаточно интересное событие, уже имеющее свою историю и традиции. Можно отметить, что по целям и стилю проведения (пропаганда добротного, содержательного отечественного кино и бесплатный показ конкурсных фильмов широкому кругу зрителей) среди отечественных фестивалей «Волоколамский рубеж» наиболее близок к выборгскому «Окну в Европу».

Могу назвать две возможные причины.

Первая – обыденная, летний Выборг, находящийся в 120 километрах от Питера, более притягателен для кинематографистов, чем зимний Волоколамск, находящийся в 120 километрах от Москвы. Хотя, участникам грех жаловаться – они размещаются в музее-усадьбе Ярополец, история которой связана с именами многих славных деятелей нашей культуры, включая А.С. Пушкина.

Вторая – мировоззренческая. Кое-кто продолжает относиться к С.Ф. Бондарчуку с позиций, многократно озвученных более двух десятилетий назад, с трибуны V съезда Союза кинематографистов – т.е. отрицает его несомненный вклад в развитие отечественного и мирового кино. Это печальнее. Но, несмотря ни на что, с 16 по 20 декабря 2009 г. «Волоколамский рубеж» прошёл шестой раз. А инициатором проведения первого «Волоколамского рубежа» являлась сотрудница Союза кинематографистов Галина Александровна Романова, ушедшая из жизни в конце лета 2009 года.

* * *

Волоколамск – не случайно выбран местом проведения фестиваля военно-патриотического фильма, так как именно здесь осенью 1941 года насмерть стояли легендарные герои-панфиловцы. Центр города украшают бюсты генерал-майора И.В. Панфилова и рядового Бауржана Момыш-Улы. В предшествующие годы церемония торжественного открытия фестиваля нередко проходила в Дубосеково – у памятника героям-панфиловцам. Не случайно и время, избранное для фестиваля. Именно 20 декабря 1941 года Волоколамск силами воинов 20 армии был освобождён от фашистских захватчиков. Остаётся добавить, что Волоколамск – единственный город Московской области, который был основан раньше Москвы.

Закономерно имя С.Ф. Бондарчука. Именно на волоколамской земле режиссер Сергей Бондарчук снимал эпизоды своей киноэпопеи «Война и мир».

В предшествующие годы основной ареной «Волоколамского рубежа» являлся кинотеатр «Юность», снесённый в этом году за ветхостью. Его возможности были ограничены (270 мест), на наиболее интересных кинопоказах и творческих встречах часть зрителей была вынуждена стоять в проходах. В этот раз роль основной площадки фестиваля разделена между новеньким Дворцом спорта «Лама» и Центром культуры и техники «Родники».

* * *

Конечно, самое главное – качество представленных лент. Следует отметить: организаторы фестиваля достаточно широко трактуют определение «военно-патриотический» при отборе конкурсных лент. Рассмотрим для примера казахстанский фильм «Подарок Сталину», созданный при участии российских, польских и израильских кинематографистов (автор сценария – ПавелФинн). Место действия: 1949 год, район Семипалатинска. На поистине «буранном полустанке» работает путевым обходчиком инвалид войны Касым. Всё лицо этого человека обезображено шрамами. Он потерял на войне глаз, но не утратил душу. Время от времени мимо безымянного полустанка проносятся эшелоны. Порой – с демобилизованными солдатами, а порой – с репрессированными. Не все репрессированные доезжают до места назначения, иные умирают в пути. Их тела, чтобы не травмировать других граждан, сгружают не на крупных станциях, а на тихих полустанках, где и зарывают в землю.

Одна из функций путевого обходчика – помогать выгружать тела умерших на дрезину, а затем хоронить их. Однажды, среди трупов, из вагона выгружают тело мальчика, который ещё подаёт признаки жизни. Согласно инструкции, местный милиционер должен проткнуть кинжалом горло всем выгруженным телам. Но Касым жёстким окриком на казахском языке, которого не понимают конвоиры, останавливает милиционера, уже занесшего руку над горлом ребёнка. Следующий кадр: на ботинок Касыма с дрезины течёт тонкая струйка воды – мальчик пришёл в себя, но каким-то образом сумел не вскрикнуть.

Далее в фильме проходят две основные сюжетные линии. Камерная, но основная, – будни Касыма, Сабора – так назвал он спасённого мальчика, и других жителей глухого полустанка, и вольных, и ссыльных – разницы в повседневном быту нет. Другая линия, периферийная, – два близящихся исторических события, которые опосредованно затронут и жителей полустанка. Первое: предстоящее 70-летие со дня рождения Сталина, о котором постоянно напоминает и радио, и газета «Гудок» – единственная, время от времени, доставляемая на полустанок. Муссируется мысль о подарках трудящихся любимому вождю.

О важности второго события информированы единицы. Просто недалеко от полустанка расположен Объект, для попадания на который необходим спецпропуск. И вот чекисты начинают ездить по степи и скупать у населения, за вполне достойную цену, овец. Затем всю скотину везут в сторону Объекта. Добираются чекисты и до домишки, в котором живут Касым и Сабор. В их хозяйстве – единственный белый ягнёночек, с которым очень любит играть мальчик. Касым ни в какую не соглашается его продать, и чекисты уже отъезжают от дома. Но неожиданно в голове мальчика что-то срабатывает, и он бежит за машиной чекистов со словами: «Возьмите его просто так, в подарок товарищу Сталину! Пусть он освободит моих маму и папу!» Ягнёнка, естественно, забирают. (Остаётся добавить, что скотинка нужна в качестве подопытной, на первое советское испытание атомной бомбы, как раз в окрестностях Семипалатинска). Истинный подарок Сталину – атомная бомба.

Можно ли назвать данный фильм патриотическим? В определённой степени – да. Солдат, прошедший войну и потерявший на ней здоровье, сохранил самое важное – чуткую душу и способность с риском для себя становиться Спасителем. Хотя, я понимаю, найдётся немало желающих возразить: «Для достижения величия страны если не все, то большинство жертв было оправданно». Поэтому не может не радовать тот факт, что организаторы фестиваля не рассматривают патриотизм как слепую веру в правоту своего государства всегда и во всём.

Этот очень добротный и сильный фильм режиссёра Рустема Абдрашева стал лауреатом Главного приза конкурса художественных фильмов VI фестиваля «Волоколамский рубеж».

* * *

В конкурсе неигровых фильмов главный приз был вручён российскому документалисту Игорю Григорьеву за ленту «Илья Гутман. Человек мира и войны». Эта лента, я полагаю, имеет неплохие шансы быть показанной на одном из ведущих телеканалов и оказаться доступной широкому зрителю. Равно как другая российская лента «Реквием для блицкрига», посвящённая пятидневной войне в Южной Осетии, которая, если не ошибаюсь, уже демонстрировалась. Или на ТВЦ или на РенТВ.

Хотелось бы обратить внимание на фильм, который до широкого зрителя вряд ли дойдёт. Он о проблемах очень далёкой от нас страны. Американская лента «Загнать молитвой чёрта в ад» посвящена событиям, предшествующим появлению первой женщины-президента в Африке.

Есть в Западной Африке государство с оригинальной историей – Либерия (от английского liberty – свобода). Страна эта была основана в первой трети XIX века Соединёнными Штатами Америки. Президент США Джеймс Монро (1817 – 1825 гг.) очень не любил рабство. Однако, в отличие от Авраама Линкольна, он ещё не имел возможности его отменить – расклад сил был не тот. Тогда был придуман оригинальный ход. Монро купил в Западной Африке несколько десятков миллионов га земли – и на эту землю несколько кораблей привезли рабов, отпущенных своими хозяевами. В знак восстановления исторической справедливости их поселение, ставшее столицей страны, было названо Монровией – в честь президента США. Очень скоро вольноотпущенные афроамериканцы и их потомки подчинили себе негров-аборигенов и стали наследственной высшей кастой нового государства, всегда и во всём ориентировавшегося на США. С годами они монополию на власть всё-таки утратили. Поэтому, начиная с 80-х годов уже ХХ века, история Либерии – это история нескончаемых военных переворотов и постоянной политической нестабильности. А история, которой посвящён фильм «Загнать молитвой чёрта в ад», – это рассказ о событиях 2004-2006 годов, в результате которых мирное, христианское, преимущественно женское движение заставило отказаться от власти последнего либерийского диктатора Тейлора. В результате свободных, демократических выборов лидер этого движения была избрана президентом страны. Очень политкорректная, почти святочная история: молитва и крест в результате оказываются могущественнее, чем насилие, оружие и пытки.

И здесь нельзя не согласиться с выбором организаторов фестиваля – женщины, героини этого фильма – патриотки своей страны, сумевшие вернуть её к эволюционному пути развития.

* * *

Следует обратить внимание и на проблему, с которой уже не первый раз сталкиваются организаторы фестиваля. Корень проблемы – нестоличный характер фестиваля. Отдельные организации - участницы, очевидно, продолжают жить по принципу «Пипл схавает» и направляют в Волоколамск кассеты с очень низким качеством воспроизведения. В 2009 году пренебрежительным отношением к волоколамским зрителям, отметилась компания, представившая на фестиваль кинофильм «Русская жертва». (Столь убогое качество изображения и звука я наблюдал единственный раз в жизни – в начале 70-х годов в кинотеатре «Дружба» на окраине Кирова). Следует подчеркнуть: это двойная мерзость, поскольку фильм «Русская жертва» посвящён беспримерному подвигу воинов 6 роты 104 пдд. (Напомню, именно 90 воинов 6 роты своими жизнями воспрепятствовали отходу в горные районы Чечни бандформированию, насчитывавшему свыше 2,5 тысяч бойцов). При всём уважении к теме, нельзя не сказать о достаточно неоднозначной творческой концепции фильма. Действие фильма разворачивается в трёх временах.

· Основное время действия: события, предшествующие легендарному бою 6 роты и сам бой. Здесь действуют как положительные герои (офицеры и рядовые 6-ой роты, командир 104 пдд), так и резко отрицательные персонажи (олигарх, в котором без труда узнаётся Борис Березовский и продажный генерал российской армии, находящийся на содержании у олигарха).

· Вспомогательное время действия: конец февраля – начало марта 1917 года. События, предшествующие отречению Николая II, само отречение и поведение в этой ситуации генералов российской армии. Авторы фильма стремятся провести мысль, что основной виновник отречения императора и последующих бед российской истории – слабый и продажный генералитет русской армии.

· Время от времени наплывают кадры: Александр Невский и его сражения за русскую землю. Здесь всё понятно и абсолютно бесспорно: воины 6 роты являются достойными наследниками ратной славы великих предков.

При анализе содержания «Русской жертвы» (прямого сопоставления жертвенности подвига 6 роты и жертвенности отречения последнего русского царя) мне вспомнился риторический вопрос Валерия Кичина: «Почему дело патриотического воспитания у нас всегда оказывается в таких бесталанных руках – остаётся гадать?» («Российская газета» от 13. 04. 2007 г.) Действительно: каким местом надо думать, чтобы прямо сопоставлять две цифры «84»: гибель 84 десантников произошла в день 84-летия отречения последнего русского царя.

Смотрим дальше: военные виновники отречения названы поимённо, а «военный крот Березовского» персонаж вымышленный. Право на прямое сопоставление имелось бы только в том случае, если бы в руководстве российских войск в ЧР действительно имелись бы лица, которые служили бы не Родине, а «Берёзе». В ином случае этот творческий вымысел (на крови и подвиге) больше смахивает на клевету.

Остаётся сказать, именно в 2009 году у «Волоколамского рубежа» нарисовались хорошие перспективы. 19 декабря фестиваль впервые посетил Никита Михалков и провёл на сцене Дворца спорта «Лама» творческую встречу «Один вечер в Волоколамске». А как мы все знаем, внимание Никиты Сергеевича – очень существенный знак.

Так что, приезжайте в Волоколамск в 2010 году.

       
Print version Распечатать