Как поставить эту осень на перемотку? Cериальная версия

Фраза, украденная из случайного вечернего чата: «А давайте поселимся вместе в отелях Италии?» Оригинальный способ завязать разговор, бесцеремонно и прямо в лоб - самый первый вопрос. А действительно, давайте поселимся в отелях Италии на эту осень. Как Ариана и Солаль из фильма «Влюбленные», с отчаянно декадентским размахом. Перемотаем эту осень, а затем и зиму, как нелюбимую песню, старый мотив. Но если – увы и ах! – доступ в этот рай нам по каким-то причинам заказан, то попробуем организовать этот рай у себя, или, скорее, трансформировать в нечто иное свой повседневный уютный ад. Для хорошего и быстрого эскейпа существует много средств. И это вовсе не психотропные вещества, призванные изменять сознание и вместе с ним и реальность. Хотя, к чему лукавить, Ариана и Солаль грешили не только Италией. Есть другие средства, не менее поглощающие. Сериалы. Итак, чем жить, чего ждать и на что надеяться этой осенью?

Breaking Bad (5-ый сезон вышел в США 11 августа)

С работы быстро до дома. Горячий душ, ужин и пятый, последний, горячее душа и ужина сезон Breaking Bad. Мы, конечно, не будем, как и главный герой, пускаться «во все тяжкие», но этот сериал действительно стоит того, чтобы что-то убить. Свое время. Уже стареющий школьный учитель химии Уолтер Уайт (White) узнает, что болен раком. Зная, что ему нечего терять, желая обеспечить будущее своей семьи, он начинает готовить метамфетамин по собственному рецепту. Бизнес набирает оборот, его продукт оказывается лучшим на рынке, и наш скромный учитель, обреченный, казалось бы, на серое существование, становится грозой всех наркодилеров, великим и ужасным Хайзенбергом. Он излечивается от рака и остается в игре, ведя двойную жизнь. Если в первых сезонах сериал еще и напоминает привычные криминальные разборки с морем крови, то в последних он окончательно съезжает на внутренние орбиты. Что происходит, когда частное, семейное переплетается с профессиональным, криминальным? Что побеждает, и уместно ли вообще говорить о победе, когда окончательно стирается грань между добром и злом?

Еще вначале я стала понимать, что речь, по большому счету, о размытых границах. Средненький, ничем не примечательный и примерный семьянин имеет альтер-эго чернее самой ночи, за гранью понимания добра и зла. В последнем сезоне это противостояние достигает кульминации, границы окончательно стираются. Праведная женушка Уайта Скайлер превращается в этакую леди Макбет, алчущую смерти ради благополучия ее семьи. Зло, порожденное ее мужем, разрушает ее изнутри. Между тем Уайт, на совести у которого много черноты, постоянно балансирует между черным и белым. У него есть своя ахиллесова пята. Это дорогие ему люди: жена и любящий его сын, страдающий ДЦП, сестра Скайлер Мари, ее муж Хэнк (следователь по делу «Хайзенберга»), любимый бывший ученик и напарник по бизнесу Джесси... Есть ли у зла границы? В этом сезоне мы видим Уайта, изучающего эти границы. Пытаясь спасти свою шкуру, он уже не может остановить машину зла, запущенную им самим, даже если захочет этого. What’s next? Обожающий свою семью, как далеко зайдет Уайт? Что происходит, когда самые близкие люди начинают представлять опасность?

Сериал удивляет не на шутку. Сценаристы обращаются к зрителям без вранья и по-взрослому. То, что мы даже не хотели себе представлять (такое уж точно не произойдет!), происходит. Он станет культовым. Он уже им стал. «Во все тяжкие» удостоен самыми престижными премиями. Несмотря на всю черноту, в нем много красоты. Чего стоят операторские прогулки камеры и метафоры, лирические отступления философствующего Уайта? Давно я не видела ничего более непредсказуемого и настоящего. Шикарный сценарий, великолепная операторская работа, игра актеров. Характеры правдоподобны и не статичны, они постоянно мутируют во что-то иное. Отношения балансируют на грани, между обожанием, преданностью и ненавистью. Черно-белый, изменяющийся, как хамелеон, Уайт, его супруга, постоянно балансирующая между жертвенностью и криминальностью, преданный своему отцу и преданный им сын Уайта, клоунский адвокат-покровитель криминальных миров… Ну, что ж, придется «пуститься во все тяжкие», досмотреть этот сезон до конца и ждать приквела, который авторы щедро обещают на добавку.

Homeland (3-ий сезон выходит в США 29 сентября)

А за Breaking Bad последует Homeland. Это будет третий сезон «Чужого среди своих» в русском прокате, удостоенного премиями Эмми в 6 номинациях. Освобожденный из восьмилетнего плена в Афганистане американский сержант Николас Броуди возвращается домой героем нации. Агент ЦРУ Кэрри Мэтисон подозревает, что Броуди, обратившийся за время плена в ислам, завербован Аль-Каидой для проведения терактов в США. Образ Броуди в исполнении Дэмиана Льюиса очень подходит на роль «героя», как мы все его любим: немногословный, суровый и очень американский. Клэр Дейнс, которая запомнилась мне еще совсем юной в фильме «Ромео+Джульетта» с Леонардо Ди Каприо, в образе вполне притягательной агентши с биполярным расстройством, влюбляется в подозреваемого. И, признаюсь, этой парочке, балансирующей между взаимным притяжением и осознанием опасности сближения, удается зарядить воздух напряжением от смеси романтики и авантюры. Сериал обладает всеми необходимыми компонентами для того, чтобы нравиться: хороший кастинг, харизматичные главные герои и их психологические игры, удачные сценарий и интрига, красивые картинка и монтаж. Невозможно устоять!

Forbrydelsen (последний, 3-ий сезон вышел в 2012)

Если останется время, можно посмотреть или пересмотреть уже закончившийся скандинавский сериал Forbrydelsen («Убийство»), после которого еще долго будет сложно глядеть без разочарования на блеклые подобия детективов и триллеров. Нужно смотреть оригинальную версию на датском с субтитрами, а не неудачный американский римейк. Действие всех трех сезонов происходит в Копенгагене, где, кажется, всегда мрачно и сыро. Для нагнетания атмосферы или потому, что в Дании экономят на электричестве, действие чаще всего разворачивается в полумраке. Вот в таких сумерках мы знакомимся с суровым детективом Сарой Лунд, которой поручают всегда самые запутанные и опасные дела. Во всех сезонах есть параллельная политическая интрига, которая очень тесно переплетается с основной, криминальной. Если очень хочется качественного триллера, великолепной игры актеров, мощной главной героини, мурашек по спине и сильного желания посмотреть все серии за раз, - рекомендую.

Mad Men (7-ой сезон выходит в США весной 2014)

А там недалеко и до весны, а значит, до первой части последнего седьмого сезона Mad Men. Но это уже другая история. Очень любимый и уже ставший классикой сериал «Безумцы» повествует о буднях вымышленного рекламного агентства в Нью-Йорке 60-х. Один из лучших сериалов, признанный и оцененный массой наград, он наделен удивительно точно воссозданной атмосферой 60-х: интерьеры, костюмы, исторические и социальные реалии... Затрагиваются темы расизма, феминизма, алкоголя, мира рекламы, политический контекст 60-х.

Главный герой, креативный директор Дон Дрейпер (Джон Хэмм), привыкший вызывать трепет женщин и коллег, кажется, имеет все для счастливой жизни: красивые женщины, дом и дети, интересная работа, путешествия, достаток и успех. Но это всего лишь декорации, подобные рекламам, которые он создает. За красивой обложкой лишь пустота, темное прошлое, алкоголь, одиночество, измены. Нельзя понять до конца этого молчаливого сумрачного незнакомца в шляпе и с бокалом виски. Вряд ли он понимает себя сам. Властный, привыкший к покорности и обожанию женщин и сослуживцев, загадочный и обольстительный собственник, он мучается пустотой внутри, отравляющей ему жизнь.

Сериал ценен очень тонким свидетельством эпохи начала эмансипации женщин. Каждый образ женщины – отдельная эпоха. Бывшая модель и жена Дона, красавица Бэтти воплощает традиционный образ женщины 60-х. Мать его троих детей - идеальная домохозяйка, но скучающая в своей золотой клетке, страдающая неврозами и курящая сигареты, играя в эмансипацию. Ее девичье представление о браке окончательно разбивается о неверность Дона. И, выйдя замуж за Генри Фрэнсиса, высокопоставленного чиновника, старше ее, обеспечившего безоблачное существование ей и ее детям, она вряд ли обретает гармонию с самой собой, в своей роли красивой куклы. Ее неудовлетворенность собой все также выливается в неврозы и жесткость с детьми. Великолепной Джэнуэри Джонс в роли миссис Дрейпер (Фрэнсис) удалось сделать свой образ хрестоматийным. Пегги Олсон – это типичная начинающая феминистка, умная карьеристка, поднявшаяся по служебной лестнице от секретарши Дона до копирайтера. Первая женщина, которая добилась мужского уважения и престижной должности, но вынужденная скрывать своего ребенка, воспитываемого чужими людьми. Пегги – исключение из правил, он впереди своей эпохи. И Меган – актриса, новая молодая жена Дона, более свободная, и, кажется, гармоничнее других умеющая сочетать личное и профессиональное. Она олицетворяет некую переходную эпоху.

Итак, давайте перематывать эту осень, а заодно и зиму, закутываясь в невесомые кашемировые пледы в плетеном кресле-качалке и любуясь осенним теплым итальянским закатом за бокалом тосканского бабьего лета. Можно, конечно, перемотать эту осень перед экраном.

       
Print version Распечатать