КРЯККнуть на Взлетке

Для тех, кто не знает топонимики Красноярска, пояснения неизбежны.

КРЯКК - это Красноярская ярмарка книжной культуры. Взлетка - огромный район, выросший на пространствах бывшего аэродрома. Одна из его улиц выстроилась как раз на бывшей взлетной полосе, вокруг которой расположились жилые кварталы, автовокзал и бывший главный рынок Советского района. Но главное здесь - недостроенная махина здания крайкома партии. Его в основном построили в середине 1980-х годов, но вовремя сдать не успели. Затем здесь хотели разместить больницу, потом Аэрокосмическую академию, но все планы проваливались к удовольствию местных бомжей да игроков в пейнтбол и к недовольству архитекторов, видевших во Взлетке новый центр города.

На Взлетке находится выставочный и деловой центр "Сибирь", в котором и проходит ярмарка. В прошлом году ее провели впервые, тогда на берегах Енисея собралось более 60 издательств. Сейчас их количество перевалило за сто: "Культурная революция" и "Три квадрата", "Лимбус-пресс" и "НЛО" (чей главный редактор Ирина Прохорова является de facto мотором всего проекта), "Слово" и "Новое издательство", их коллеги из Новосибирска, Омска и самого Красноярска. Многие, как "Молодая гвардия", послали на этот раз лишь гонцов, чтобы осмотреться и решить, стоит ли приезжать в следующий раз. А приезжать, видимо, придется.

Во-первых, это тип ярмарки, напоминающий ноябрьский non-fiction в Москве: по-домашнему уютный, без гигантомании сентябрьской ММКВЯ, с милой и неслучайной публикой, хорошо выстроенной сопроводительной программой. Она строится вокруг трех тем - книга как продукт, книга как социальный институт и книга как искусство, а также включает в себя не только неизбежные встречи с писателями (Людмила Петрушевская и Людмила Улицкая, Сергей Гандлевский и Андрей Родионов, Андрей Усачев и венгерский классик Петер Эстерхази - вот лишь некоторые из гостей этого года), но и круглые столы для специалистов. Профессионалы книготоргового дела и библиотекари обсуждали внедрение новых технологий, а также специфику рынка детской и юношеской литературы. Поднимался и вопрос о создании Сибирской ассоциации вузовских издателей. Последнее кажется актуальным, особенно если вспомнить мощнейшие издательские центры университетов США и Англии и катастрофическую ситуацию с книгораспространением в России.

Во-вторых, это точное попадание в яблочко. Региональных книжных ярмарок такого уровня и таких амбиций в стране не проводится, хотя ситуация с книгами в провинции слишком далека от идеальной. Достаточно пройтись по красноярским магазинам, чтобы убедиться и в своебразно-привычном выборе книг, ориентированном на вкус стандартного телезрителя Первого канала, и в ценах, от которых даже у видавших виды москвичей лезут на лоб глаза. Конечно, попадаются отдельные тома собрания сочинения Виктора Астафьева по 37-50 рублей за книгу (но выпускали-то его еще в конце 1990-х), а трехтомник мемуаров Андрея Сахарова стоит дешевле чем на "Озоне", зато другую книгу издательства "Время", "Великую тайну Великой отечественной" Александра Осокина, посвященную новой гипотезе начала Отечественной войны, в Красноярске продают в пять раз дороже чем в Москве. Не очень понятно, в чем здесь дело - в спросе или количестве и жадности посредников? Или в специфике книготорговли? В телефонном справочнике насчитываешь едва ли пару десятков книжных магазинов, причем два из них - эзотерической литературы.

В-третьих, для издателей оргкомитет КРЯКК’а делает так много, что другим ярмаркам и не снится. Фонд Михаила Прохорова, который и организует КРЯКК, не только предоставляет бесплатные стенды для всех - он еще отправляет за свой счет двести килограмм книжного груза для каждого из участников, а также выступает спонсором краевых библиотек, закупает для них книги у приехавших издателей. Если учесть, что экономических интересов в крае у Прохорова после продажи пакета акций в "Норникеле" практически не осталось, а его фонд культурных инициатив по-прежнему фокусируется на работе в Красноярском крае (хотя постепенно и расширяется на другие регионы), становится понятно, что такое благотворительность в чистом виде.

В скольких еще КРЯКК'ах нуждается Россия? Во Франции, например, крупных книжных ярмарок вне Парижа проводится больше десятка. Есть и универсальные, есть и специализированные, как, например, ярмарка детективной или фантастической литературы. Россия представляет собой в этом смысле непаханый край. Те же огромные сибирские города-конгломераты, перестающие сегодня понемногу зацикливаться на своем промышленном величии и стремящиеся обрести (или возродить) собственную гуманитарную идентичность, явно нуждаются в подобных мегапроектах. А КРЯКК, несмотря на отсутствие склонности к мегаломании, все же выглядит даже для Красноярска явлением сверхновой. В его культурной программе оказались десяток выставок, спектакль "Московский хор" питерского Малого драматического театра, проекты московского театра “Тень", концерт Российского национального оркестра под управлением Михаила Плетнева, вместе с Олегом Табаковым исполнившего сказку Прокофьева "Петя и волк". В литературной - вечер современной видеопоэзии (клипы Ираиды Юсуповой и Александра Долгина, Натальи Бабинцевой, Хихуса и других режиссеров на стихи современных авторов) и выставка "Пушкин - к водке, Гоголь - на сладкое" о литературе в фантиках и этикетках конца XIX - начала ХХI века от екатеринбургского музея этикетки "Авантаж-1". Для детей организовали массу специальных событий, главное из которых - впечатляющая выставка скульптур "Столбы", подготовленная воспитанниками красноярского детдома "Самоцветы" во главе с Михаилом Лабазовым из московской детской студии "ДЭЗ N5".

Но главное - презентация самих книг. Здесь и 22-томная "История русского искусства" в "Северном паломнике", готовившаяся Институтом искусствознания. И издательская программа столичного ГМИИ им. Пушкина, отметившегося в этом году несколькими хорошими каталогами. И, конечно же, повседневные презентации книг со стендов.

Ведь, если задаешься вопросом о том, что же сшивает пространство нашей огромной страны, часть которой все еще ездит с левым рулем, а часть (как в Красноярске) уже давно с правой, то понимаешь, что это язык, в том числе язык культуры. Потому только внешне массовый приход звезд разной величины на берега Качи и Енисея похож на культурный десант. Он бы и оставался десантом, если бы не входил уже в привычку и не обещал новой встречи год спустя.

       
Print version Распечатать