Границы Содружества

Содружество ради суверенитета

Юбилейный, пятнадцатый, саммит глав стран СНГ в Минске проходил на фоне чрезвычайно ускорившейся и уплотнившейся политической повестки дня. Кроме него в ноябре в Европе прошли еще два определяющих политических события: саммит "Россия -ЕС" и саммит НАТО, причем последний открылся в один день с саммитом глав СНГ. Эти два события старательно теснили друг друга в медийном пространстве, что весьма символично отразило еще не до конца осознанный глобальный процесс: идущее полным ходом формирование в мире двух глобальных систем безопасности, конкурирующих между собой.

Но если НАТО из уже давно признанного регионального военно-политического блока теперь весьма быстрыми темпами превращается в глобальный, то СНГ из спящего " содружества в целях развода" (Путин), похоже, превращается в составную часть общеевразийской системы безопасности вместе с ОДКБ и ШОС. Теперь многие осознали, что, несмотря на свою малую экономическую эффективность, СНГ оказалось весьма эффективным именно в сфере безопасности и что "благодаря СНГ удалось предотвратить втягивание бывших советских республик в конфронтацию". Развал Варшавского договора (возникшего путем принуждения к военно-политическому союзу) открыл дорогу для формирования на Востоке более естественного и органичного содружества наций, объединяющих свои усилия в целях общей безопасности. Принятие на нынешнем саммите глав государств СНГ в Минске заявления об активизации сотрудничества в борьбе с незаконной миграцией стало новым шагом в этом процессе.

Впрочем, прочное объединение станет возможным только после того, как этот блок окончательно покинут такие страны, как Грузия, пребывание которых в нем носит чисто деструктивный характер. Ведь решения в рамках совета глав государств принимается путем консенсуса, и любая страна при желании может парализовать его работу. Другой вариант, который маловероятен в настоящее время, но вполне возможен в будущем, - это приведение в действие уже конституированных в рамках СНГ механизмов международной безопасности.

Устав СНГ, принятый еще в 1993 году, предполагает военную помощь и другие " меры для устранения возникшей угрозы, включая миротворческие операции и использование в случае необходимости вооруженных сил" (Статья 12). Основанием для таких действий могут быть угрозы нарушения " внешних границ СНГ", о совместной защите которых также сказано в уставе. В статье 4 устава прямо говорится: " К сферам совместной деятельности государств-членов, реализуемой на равноправной основе через общие координирующие институты в соответствии с обязательствами, принятыми государствами-членами в рамках Содружества, относятся: "сотрудничество в области оборонной политики и охраны внешних границ".

Россия в какой-то момент может задействовать эти механизмы в инициативном порядке, привлекая для этого своих ближайших союзников и минуя процедуру голосования в высшем органе СНГ.

Что касается защиты внешних границ, то буквально накануне саммита министр иностранных дел Украины заявил, что Украина не согласна и никогда не соглашалась с концепцией внешних границ СНГ. Заявление фактически вводящее в заблуждение, поскольку подпись Украины стоит под Уставом СНГ, где эта концепция используется в целом ряде статей, посвященных коллективной безопасности. Украина пользовалась преференциями в гуманитарной и экономической области в рамках своего участия в СНГ вот уже пятнадцать лет, и платой за это было признание легитимности документов этой организации. В случае же признания Украиной ничтожности части этих документов следует признание ничтожности всего своего участия в СНГ вместе с неизбежными последствиями выхода.

Удивленные тем, почему такие антироссийские режимы, как режим Саакашвили или оранжево-президентская клика на Украине, не спешат уводить свои страны из СНГ, несмотря на громкие угрозы, многие упускают наличие преференций, которыми пользуются эти страны как члены СНГ. В то же время, по крайней мере, для Украины есть еще одна немаловажная причина оставаться в СНГ. Дело в том, что на референдуме о независимости этой страны, который явился основополагающим документом обретенного ею суверенитета, вопрос звучал следующим образом: " Поддерживаете ли вы независимость Украины в рамках обновленного Союза?" "Обновленным Союзом" можно на сегодняшний день считать только СНГ. НАТО, куда пытается втянуть эту страну оранжевое меньшинство, даже при всем желании невозможно считать "обновленным СССР". Таким образом, в момент выхода Украины из СНГ, если таковой будет когда-либо иметь место, результаты референдума о независимости Украины следует считать ничтожными, а суверенитет Украины - незаконным.

По минскому счету

Одним из успехов встречи явилось неожиданное решение газового спора с Белоруссией. Как известно, ранее "Газпром" объявил о своих планах продавать газ Белоруссии по 200 долларов за 1000 кубометров начиная с января 2007 года. То есть речь могла идти о росте цены на газ в 4,3 раза. Если бы это произошло, Белоруссия оказалась бы в значительно худшем положении, чем Украина, поэтому наиболее дальновидные комментаторы сразу указали на малую вероятность такого варианта развития событий. С самого начала было ясно, что газпромовские планы планами, но "Газпром" - государственная компания и цена будет установлена политическим руководством. И действительно, все идет именно к этому, с той поправкой, что политические решения по этому вопросу облекаются в экономические формулировки.

Итак, после окончания саммита российский президент объявил, что в самые ближайшие недели будет создано совместное российско-белорусское газовое предприятие, которое и будет заниматься поставками газа в эту страну. Таким образом, схема напоминает ту, которая используется при поставках газа на Украину. Участие сторон в этом предприятии будет пятьдесят на пятьдесят, и российская часть будет оплачена соответствующими скидками на цену поставляемого в Белоруссию газа.

Важного прогресса стороны добились и по проблеме оценки стоимости белорусского газового монополиста "Белтрансгаз", без которой невозможно рассчитать участие российского капитала в совместных проектах. Белорусская сторона отказалась от односторонне установленной цены, которую она запрашивала ранее: $15-17 млрд. Теперь решено, что оценка активов будет проведена независимой европейской компанией ABN Amro. По разным предположениям, эта цена, скорее всего, составит от 3 до 4 млрд долларов США. По предварительным прикидкам белорусских экспертов, стоимость газа для Белоруссии может после всех вычетов составить 130 долларов, то есть оказаться примерно на уровне цены для Украины. Это при том, что в Европу, по некоторым данным, "Газпром" собирается гнать газ по цене 293 долл. за куб. м.

Что касается условий продажи в Белоруссию российской нефти, то пересмотр действующих соглашений, похоже, отложен.

Таким образом, саммит разрешил целый узел вопросов и подозрений, существовавших по поводу намерений России по отношению к белорусскому соседу и партнеру по интеграции. Развеяны самые черные опасения национальных русских кругов, подозревавших Путина в намерении "сдать Белоруссию Западу" и в "лоббировании европейских претензий к режиму Лукашенко". Оказалось, что дело просто в чересчур активном лоббировании каждой из сторон интересов своего национального бизнеса, что всегда тормозит поиски взаимоприемлемого решения, однако отнюдь не является "национальным предательством".

То, как спокойно отнесся Путин к неприятному инциденту с российской прессой, бойкотировавшей саммит, показывает, что отношения России и Белоруссии прочны, как никогда, и никакие конъюнктурные препятствия и мелкие диверсии им не страшны. Как известно, корреспондентов "Коммерсанта" и "Московского комсомольца" на саммит белорусские хозяева не допустили, в ответ представители российских СМИ, за исключением государственных телеканалов, решили покинуть заседание саммита. Комментируя этот инцидент, российский президент был предельно сдержан и постарался свести его значение к минимуму: " Мы на белорусской земле. Мы здесь гости", - напомнил он, фактически отвергнув всемировую "демократическую солидарность" либеральных СМИ.

Вообще же Россия начинает сознательно окрашивать свою региональную политику в "русские цвета", заявляя об учете в своей политике отношений к "соотечественникам". Этот термин применяется российской властью в качестве политкорректного эвфемизма для обозначения русских, проживающих за рубежом. " Характер наших отношений с каждой страной Содружества не в последнюю очередь будет определяться тем, как там относятся к нашим соотечественникам", - заявил российский МИД незадолго до саммита, уточнив, что сокращения области применения русского языка происходит во всех странах, кроме Белоруссии. Как бы в подтверждение этих слов политика экономических санкций все более умело направлялась на заслуживающие того мишени. Так, введены ограничения на торговлю с русофобской Эстонией - членом НАТО и Евросоюза, по улицам которой беспрепятственно маршируют нацисты.

Такая политика уже начинает приносить свои плоды. Так, кроме вопросов с Белоруссией удалось договориться об отмене запрета на ввоз молдавских вин и мясных продуктов. В качестве меры контроля Молдавия согласилась на инспекцию своих предприятий представителями российского Санэпиднадзора. Это примирение совпало с некоторым улучшением положения вокруг русского Приднестровья, где предполагается возобновление железнодорожного сообщения с Россией. В то же время инициативы украинского "оранжевого" президента и его министра иностранных дел (русофоба) наткнулись на саммите на координированное противодействие. Инициированный украинской стороной "вопрос о государственных границах между странами СНГ" был пущен под откос. " Согласно уставу, одна из этих стран выразила свое возражение, поэтому этот вопрос сняли", - пояснил секретарь СНГ Рушайло.

Идея украинского президента об открытии границ Содружества для движения товаров без укрепления союзничества и безопасности также не получила поддержки. Основным выразителем позиции противников "оранжевых" тут стал Назарбаев: " Украинская сторона, - сказал он, - говорит о простом открытии границ. Но зона свободной торговли подразумевает единые тарифы, единую налоговую политику. При этом все документы должны подписываться, ратифицироваться и становиться законом". На сегодняшний день, как известно, принято всего 39 решений из 92, необходимых для нормального функционирования зоны свободной торговли. Назарбаев напомнил Ющенко о существовании в Евразии более продвинутого механизма углубления экономической интеграции, вхождение Украины в который было сорвано "оранжевым путчем": в отличие от СНГ в ЕврАзЭС согласованы до 70 процентов документов по оформлению зоны свободной торговли.

Глобальная конкуренция ради коллективной безопасности

Параллельно с саммитом СНГ - совсем рядом, в Латвии, - проходил саммит НАТО. Впервые это событие проходило на земле бывшей советской республики, хотя и не члена СНГ. На этом саммите также вспоминали Белоруссию. Президент США высокопарно заявил: " Наше видение целостной свободной и мирной Европы включает Белоруссию. Мы вместе с белорусским народом в его борьбе за свободу ". Фактически после Украины и Грузии в НАТО теперь неофициально позвали Белоруссию.

То, что две глобальные системы безопасности - НАТО и формирующаяся евроазиатская - вступят в глобальную конкуренцию за новых членов, уже очевидно. Кого же потом остается звать в "лагерь свободы", а значит, прежде всего в НАТО, после Белоруссии? Можно с большой долей уверенности предположить, что в случае успеха такой политики втягивания, в "глобальный альянс свободных стран" позовут богатые нефтью республики Российской Федерации, начиная с Татарстана, Угры и далее, как говорится, "по списку". Если НАТО теперь отказывается признать внешние границы СНГ, то в будущем вряд ли будет признавать и внешние границы России. Оправдание найти легко: это очередное "расширение пространства свободы", против которого России не должна возражать, если хочет, чтоб ее продолжали считать "демократическим государством".

С подобной стратегией можно успешно бороться только в том случае, если такие мощные государства, как Россия и Китай, смогут создать систему безопасности, способную глобально конкурировать с НАТО. Очевидно, что Россия - в одиночку или вместе со своими ближайшими союзниками по СНГ - не в состоянии противостоять блоку государств, в который входят сильнейшие государства мира: США, объединенная Европа и Япония, а также сеть союзнических стран по всему миру. В то же время старые, проверенные временем структуры, такие, как СНГ, могут составить один из элементов и "полюсов" коллективной евро-азиатской безопасности. Последняя, как и ее конкурент - НАТО, в будущем неизбежно должна превратиться в глобальную, если не хочет повторить судьбу Варшавского блока. В результате уже в ближайшее время станет возможна реконструкция двухполярного мира в новой, существенно обновленной, форме. В современных условиях место бывших сверхдержав займут конкурирующие глобальные системы безопасности, а "многополярность" будет реализована внутри каждого отдельного блока.

       
Print version Распечатать