Говорить о войне, опираясь на факты

Как бы странно это ни прозвучало, все, что было наговорено, написано и снято в последнее время о Великой Отечественной войне, лишний раз подтвердило, что стране нужна модернизация, а обществу – инженеры. И не только для того, чтобы строить и поднимать промышленность, но потому что кроме технарей сегодня просто некому навести порядок в нашей мифологии.

* * *

Наша гуманитарная интеллигенция уже который год не может «выдать на гора» ничего, кроме безответственных суждений о войне и огульной критики советского прошлого. Похоже, гуманитариям – в силу особенности образования, отсутствия опыта реальных дел и удивительного самомнения – просто не дано осмыслить ни размаха индустриализации и культурной революции 30-х, ни грандиозности задач, которые стояли перед армией, промышленностью и транспортной инфраструктурой в годы войны.

И результат налицо: гуманитарии не сделали своей работы по осмыслению истории. Они зациклились на преступлениях Сталина, на том, что он не сделал и что он делал не так. С каждым годом это «не так» обрастает все новыми подробностями. Формула конца 40-х «побеждали с именем Сталина» – через «окопную правду» 60-х и последующие разоблачения – выродилась в свою полную противоположность «народ победил вопреки Сталину». Но этот тренд тоже ничего не объясняет, потому что так не бывает, чтобы руководство страны делало только глупости и гадости, а страна, тем не менее, победила в тяжелейшей войне.

Время идет, а вопросы остаются. И теперь уже силами кинематографа нам принялись объяснять, что и «народишко-то наш, в общем, так себе» или попросту говоря, дрянной, тупой и трусливый. А иерархи РПЦ, как бы развивая тему, поясняют, что страдания войны и огромные потери были посланы нашим людям в наказание за безбожье. Да и сама победа – не завоевана в тяжелых боях, а дарована Господом. Но и такой заход не помог. Иерархов обвинили в неуважении к ветеранам, а продвигающий ту же точку зрения фильм практически провалился в прокате. И удивляться тут нечему.

Потому что, если уж апеллировать к промыслу Всевышнего, то нельзя сбрасывать со счетов и свободу воли, онтологическое единство которой с волей Божьей и создает то, что Святой Августин и другие отцы Церкви называли «основой универсальности Христианства». Мысль эта вполне внятно расшифрована в пословице – «На Бога надейся, да и сам не плошай». Или в анекдотах про лотерею и наводнение, в которых Глас Божий указывает истово веровавшему на необходимость хоть что-то сделать и самому, – дескать, я хотел помочь тебе, но ты ни разу не купил лотерейный билет и не сел ни в одну из проплывавших мимо лодок.

И пословица, и вульгарные анекдоты эти являются частью нашей культуры, основы которой, как ни крути, остаются христианскими. А вот в какой культуре пребывают известный режиссер и иерархи РПЦ – это большой вопрос. И еще один вопрос – кто из них все это придумал? Судя по тому, что режиссер гнет свою линию уже который год, а священнослужители подключились около года назад, получается, что в роли «кордебалета на подтанцовке» выступают именно они. Хотя им и не пристало такое по чину.

Что касается фильма, то народ, как говорят в таких случаях, «проголосовал ногами». Но этого явно недостаточно, потому что невежественному энтузиазму наших гуманитариев и священнослужителей давно пора противопоставить конкретные цифры и факты.

* * *

Вот епископ Илларион (Алфеева) в интервью журналу «Эксперт» говорит, что «Победа в Великой Отечественной войне была действительно чудом, потому что Сталин перед войной сделал все, чтобы разгромить страну». А на самом деле, за десять лет до начала войны Сталин прямо сказал, что «мы отстали от передовых стран на 50-100 лет и должны преодолеть это отставание за 10 лет, в противном случае нас сомнут». На то, чтобы «не смяли» и были нацелены вся усилия.

Только за первую пятилетку, т.е. к концу 1933 года было построено 1,5 тысячи новых заводов, в том числе, такие гиганты, как Магнитогорский и Криворожский металлургические комбинаты. В 1927-1928 гг., когда разрабатывался Первый пятилетний план, в Советском Союзе не было организаций, способных подготовить проектную документацию для строительства огромного числа промышленных объектов. Поэтому за рубежом покупали не только оборудование, но и готовые проекты, на основе изучения которых создавали собственные проектные организации для всех отраслей промышленности. Эта работа требовала огромных усилий, но она была сделана.

К 1940 году в стране было построено 9 тысяч крупных промышленных предприятий, которые на ходу включились в работу. В результате с 1926 по 1940 год в 29 раз – с 2 до 58,4 тысяч – выросло производство станков разного назначения. В 4,5 раза увеличилось производство стали, почти в 4 раза – выплавка чугуна, в 3,5 раза – добыча нефти, почти в 5 раз – добыча угля.

Параллельно шла подготовка кадров для всех отраслей промышленности. В 1930-31 учебном году было введено обязательное бесплатное 4-летнее образование на селе и 7-летнее в городах. По всей стране были организованы курсы ликвидации неграмотности. В 1927-28 учебном году в стране было 148 высших учебных заведений, в 1932-33 г. их стало 832. Помимо высших учебных заведений была создана сеть средних специальных технических училищ (техникумов). И к началу 1939 года экономика получила около 1,5 млн. специалистов разного профиля.

Что касается сельского хозяйства, то к концу 1937 г. на селе работало более одного миллиона трактористов, комбайнеров и шоферов. Механизация сельскохозяйственного производства позволила направить из сел в промышленность и строительство 17 миллионов человек. В стране изменилось соотношение городского и сельского населения. В 1928 г. сельское население составляло 78%, в 1939 г. – 49,8%.

Здесь, наверное, стоит вспомнить про «истребление генофонда нации» – любимую тему гуманитариев. И поинтересоваться, а кем были все эти миллионы инженеров, квалифицированных рабочих, комбайнеров и детей из простых семей, получивших доступ к образованию. Может быть, все эти люди тоже имели какое-то отношение к нации? И не разумнее бы было говорить не об истреблении, а о высвобождении веками подавляемого генофонда.

Еще епископ Илларион говорит, что «Сталин уничтожил все высшее руководство армии». Цифр, впрочем, не называет. Это делают другие, и здесь наблюдаются серьезные разночтения – от 40 до 100 тысяч командиров. Причем, в репрессированные записывают всех подряд – не только арестованных, но и уволенных, в том числе по возрасту, по болезни, из-за тех или иных дисциплинарных нарушений. И удивляться этому не стоит, потому что запрос был не на реальные факты, а на «масштабные репрессии».

* * *

А на самом деле есть тема массовых репрессиях и есть отдельная история, касающаяся «выдающихся военачальников», – Тухачевского, Якира, Блюхера, Уборевича, Гамарника и пр., – которые были расстреляны. Но этот сюжет с заговором в высшем армейском командовании до сих пор остается не крайне запутанным и сложным.

Что касается массовых мероприятий, то в 1937-1939 гг. в армии действительно была проведена широкомасштабная чистка. Из нее увольняли пьяниц, казнокрадов и неблагонадежных, в том числе иностранцев и «врагов народа». В 1937-1939 гг. были уволены более 36 тысяч офицеров, из них арестованы – 9573 человека. Среди репрессированных были безвинно пострадавшие, часть из них вскоре была оправдана и восстановлена в армии, некоторые вернулась в строй в начале войны, остальные сидели до хрущевской реабилитации или были расстреляны.

Все это ужасно, то можно ли квалифицировать эту чистку как «разгром армии» и «уничтожение ее командного состава», особенно если учесть, что общая численность этого самого командного состава колебалась в эти годы в районе 200 тысяч человек, т.е. репрессировано было около 5% командного состава. При этом по результатам общей, с учетом всех увольнений, ротации кадров существенно повысился образовательный уровень офицеров. В 1935 году выпускниками академии являлись 29% командиров высшего уровня, а в 1941 году – 52%.

Столь же легко – с цифрами и фактами в руках – дезавуировать и другие вольные обобщения, касающиеся размаха паники в первые недели войны, штрафников, заградотрядов, репрессий в отношении бывших военнопленных и лиц, находившихся на оккупированных территориях.

Дальше всех в своем неприятии «преступного прошлого» зашел Архиепископ Марк, взявшийся не только оправдывать генерала Власова, но и подводить религиозную базу под «право на предательство» и нарушение присяги. А такой подход, между прочим, перечеркивает все традиции русского православия и известную проповедь митрополита Сергия (Страгородского), который уже 22 июня 1941 года призвал православных верующих встать на защиту Родины. И тут уже не выдержал Святейший Патриарх Кирилл, которому пришлось лично разъяснять пастве, что Архиепископ, мягко говоря, заблуждается и не вполне различает добро и зло. Хорошо, что Патриарх сделал это, но жаль, что у него не хватает времени и сил на то, чтобы каким-то образом вразумит и всех остальных священнослужителей.

А сделать это стоило бы. Потому что если антиисторический бред про индустриализацию, армию и репрессии несет какой-нибудь прогрессивно мыслящий гуманитарий – это еще куда ни шло. Но когда высокопоставленный священнослужитель ставит знак равенства между Сталиным и Гитлером и между СССР и фашистской Германией – это уже выходит за всякие рамки. Потому что на убогих – журналистов, историков и режиссеров – уже не обижаются, а Церковь пока еще пользуется некоторым авторитетом, и подобные эскапады ее иерархов вызывают недоумение и оскорбляют всех, чьи отцы и деды защищали и строили страну, и на результатах труда которых мы до сих пор паразитируем.

Потому что, все, что касается Отечественной войны, остается для многих крайне болезненной темой, а День Победы – так уж получилось – оказался единственным безусловно признаваемым всеми праздником новой России, который значит для людей даже больше, чем во времена СССР. И еще потому что, как написал один блоггер, «Сталин и война – вещи неразрывные. Поэтому очень непросто, считая Сталина преступником, не скатиться к охаиванию Победы. И не менее трудно – отстаивая Победу, не впасть в славословие главковерха».

Чтобы найти золотую середину в оценках и отделить реальные достижения от действительных преступлений, нужна либо мудрость, которую было бы естественно ожидать от Церкви. Либо не замутненный идеологическими вывертами здравый смысл и способность к анализу. Гуманитариям эти задачи не по плечу, так что остается рассчитывать только на честность и интеллект технарей, которые, надо надеяться, начнут доминировать в обществе в процессе модернизации.

       
Print version Распечатать