Говнофаги атакуют

Совершенно не хочется описывать наши предположения о причинах пожара 22 июля в "Фаланстере". В сети их и так миллион. Да и мы высказывались не раз. Описывать все, что происходило с проектом, тоже незачем - все есть в ЖЖ.

Как повлиял пожар на нас, какие выводы сделали мы из всех летних пожаров? Как изменилась ситуация в целом на поле культуры, и изменилась ли она вообще? Я попытаюсь сказать. Во-первых, хотел бы сразу заметить: когда я пишу "я" - я имею в виду лишь свое субъективное мнение, мнение одного из участников проекта "Фаланстер", а когда - "мы", то высказываю коллективное мнение всех действующих участников, то есть О.Кононовой, А.Юсева, М.Суркова и мое.

Итак, к утру 22 июля единого мнения о дальнейшей судьбе "Фаланстера" у нас не было. Фактически, решение о продолжении нашей деятельности было принято только в субботу 23-го. На это повлияла поддержка, которую были готовы оказывать нам люди самых разных взглядов. На митинг в поддержку "Фаланстера" пришли не только друзья и политические активисты, но и просто граждане, которые считали наше существование нужным.

Первое, что нас удивило, это бескорыстная помощь, которую стали оказывать "Фаланстеру" совершенно неизвестные нам люди. Помощь была самой разнообразной - физической, моральной, материальной. Нам помогали не "правые" и "левые", "консерваторы" или "либералы", а "небезразличные" люди.

Второе неожиданное обстоятельство - фактическое молчание СМИ. В Москве происходит по сути теракт, жертвами которого могли стать люди, - сторож, заблокированный после взрыва в горящем помещении, и жильцы дома с деревянными перекрытиями. Тем не менее в большинстве газет и на TV проходит стандартная информация: "на Коровинском шоссе "Жигули" девятой модели столкнулись с москвичом, жертв и пострадавших нет". Известная уважаемая нами газета по велению и.о. главного редактора снимает с первой полосы своего книжного приложения материал о пожаре. Другая не менее уважаемая газета сообщила: "Фаланстер" принадлежит Лимонову, все его работники - лимоновцы, это внутрипартийные разборки. Жаль, что на всякое необычное и не помещающееся в рамки стандартных идеологем явление в СМИ принято вешать ярлык. Такие клише о нас плохо не говорят (все наши клиенты знают о нашей независимости), а журналистам чести не делают. Ведущий одной не менее уважаемой радиостанции делает в эфире предположение: "неплохо, что магазины, торгующие 'подрывной' литературой, горят" (привет Геббельсу)!

Многие связали пожар в "Билингве" и поджог "Фаланстера". По моему мнению, эти события связаны хотя бы тем, что за всю историю Москвы вряд ли можно найти другой пример (за исключением, конечно, пожара 1812 года), когда в Москве почти одновременно горят два книжных магазина, помимо торговых выполняющих и некую социально-общественную функцию. Интеллигенты за редким (но достойным) исключением, боятся прослыть параноиками. Действительно, предположение, что эти пожары связаны похоже на паранойю. Но утверждать, что не связаны, - глупость. Самое безопасное для имиджа - промолчать. Да и магазин странный, хотя и неплохой.

Что дальше? Хочется ответить цитатой из "Криминального чтива", да не получается. Все намного сложнее. Мы стали злее и активнее политически (первым не поэтическим мероприятием у нас будет презентация книги А.Бадью: "Можно ли мыслить политику?" издательства "Логос"). Мы стали лучше относиться к нашим покупателям, постараемся впредь не допускать высокомерного отношения. Это что касается нас.

А что касается в целом культурного поля, то я вижу тенденции отнюдь не радужные. В нашем случае мы столкнулись с событием политическим. На мой взгляд, это проявление "частной" политики - не официальных инстанций, а близких и обласканных властью структур, считающих себя полноправными представителями народа. По сути, данные объединения узурпируют право народа на высказывание, а представляют - воинствующих обывателей. Обыватель никогда политикой не занимался. Он всегда был объектом, но не субъектом. Если же он выходит из "идиотического" (в греческом смысле этого слова: идиот - человек, не участвующий в политической жизни) состояния, он перестает быть обывателем. В современной России некоторые близкие к властям деятели решили сделать из мещан основную опору режима. Обыватель (вышеупомянутый "идиот") может носить массу имен - у нас любят слова "электорат" и "большинство". Особенно "большинство".

Интеллигенция традиционно наиболее политически активна. В начале 90-х, во время 'перестройки', новые "демократические" власти делали ставку на нее. Благодаря ее активности и Ельцин пришел к власти, и СССР пал. При первом президенте РФ интеллигенция, и особенно гуманитарная, творческая, "говорящая" ее часть, была "священной коровой". Ее можно было морить голодом, бросать в нищету, но никогда ничего запрещалось, свободы не ограничивались. Ельцинское окружение побаивалась ее, но в результате все же победило. Сейчас невозможны многотысячные демонстрации пятнадцатилетней давности. Новые правители интеллигенцию тоже не жалуют и, похоже, видят в ней опасность. С инженерами из разных НИИ можно уже не бороться - они на дачу уедут. Врачам и учителям обещают поднять зарплату. А самая передовая часть является проблемой. В последнее время происходит ряд не связанных между собой событий: закрытие "Музея кино", выселение "митьков" с улицы Правды, отмены льгот по аренде художникам в Питере, разгром выставки "Осторожно: религия", беспрецедентная травля по телевизору выставки "Россия 2" и московского Биеннале, акции против В.Сорокина, писателя-"калоеда" (уж простите, слово очень нравится - в русском языке, правда, его нет, есть копрофаг и говноед; но первого не знают, а второе неудобно как-то - вот и приходится неологизмы вводить), прекращение финансирования оркестров, пожар в "Билингве", поджог "Фаланстера", пожар в "РЖ". Связывать эти события странно: Но корреляция между ними есть. Это новая культурная политика.

Сейчас нельзя быть от политики в стороне, по крайней мере нам. К нам она уже пришла. Пусть кто-то считает нас "лимоновцами", пусть Сорокин - калоед, пусть Кулик - извращенец, пусть 'митьки' - бездари, а Кабаков - халтурщик. Вы можете оставаться в стороне: пока. Но, по-моему, лучше определится, с кем вы с калоедами или с "ихними" говнофагами.

       
Print version Распечатать