Глобальная сплетня о смерти

Часть первая

От редакции. Вскоре из печати выйдет новая книга Сергея Роганова современного русского писателя, философа, автора многочисленных работ по философии и психологии смерти и смертного человека. Автор любезно согласился в преддверии выхода своей новой книги представить на страницах «Русского журнала» свое новое творение.

* * *

Философия и теология в новом веке особенно сходятся. Причина этого в том, что бессмертие души или мышления, которым они спокойно себе приторговывали не одно столетие на самых льготных условиях, оказалось мыльным пузырем. Они сходятся в новом веке еще и потому, что эти две формы «прячущегося уклонения» или тупого ожидания смерти в мире глобализации, неспособны сдвинуться ни на шаг к смертному человеку толпы. «Прячущееся уклонение» потребителя настойчиво отказывается прятаться, тем более, покорно ожидать неминуемого конца. В этих условиях от философии и теологии требуется всего лишь одно – оставить в покое собственную скрытую или явную страсть навязывать массам потребителей ностальгию по собственному высокому сакральному бессмертию. Человек и не думает «прячуще уклоняться» от любых признаков старения и неизбежной смерти, а вкладывает миллиарды в развитие биомедицинских технологий, в масштабные национальные программы и проекты. Вместо просиживания штанов за чтением книг в кресле, современный мужчина может запросто обратится к пластическому хирургу с просьбой уменьшить обвисающую с возрастом грудь, на худой конец, просто сделать подтяжку лица.

Словом, хотите теперь увидеть смерть и смертного, то есть себя самого – уйдите, наконец, с кладбища христианства и закройте навечно могильные плиты философской классики.

* * *

Современные мыслители и поборники святого образа жизни вопреки «тяготам» массовой потребительской психологии, не только вполне себе обеспеченные люди, но еще и совершенно непоследовательны. Вот Ориген запросто кастрировал себя после знакомства с Евангелием от Матфея – исторический анекдот, который вполне можно выдавать за чистую монету. Современные кастраты предпочитают, не погружаясь в проблемы «конца метафизики/Бога» проводить подобные операции, не только в символической форме, пускаясь во все тяжкие BDSM или защиты докторской диссертации, но и без всяких высоких размышлений откладывают в сторону немощь и дряхление, которые, по мнению Жана-Люка Нанси, могут служить «самым надежным свидетельством того, что Тело вообще олицетворяет нашу отчужденность от самих себя или, иными словами, является самой интимной формой нашего отчуждения»[1]. Необходимо отметить, что французский профессор философии нашел бы более благодатную аудиторию и надежную финансовую поддержку, если бы обратился к проблемам защиты врачей, которые незаконно кастрируют ревностных поборников вечной юности, или поддержал бы лабораторные исследования по облучению «яда» спермы у аквариумных рыбок, и, соответственно, увеличения продолжительности жизни у тех же несчастных живых существ, плавающих в стеклянной посудине.

Впрочем, современная наука, согласно последним исследованиям, на корню подкосила христианскую теологию и философию. Известно, что в Библии женщина была создана из ребра Адама, со всеми вытекающими последствиями. Известно, что женщина – persona non grata в святой обители философии. В действительности, человеческие эмбрионы все как один на ранних стадиях развития – женские особи, и только благодаря «вольной» деятельности особых генов, отвечающих за определение пола, часть эмбрионов превращается в мужские особи, и значит в теологов и философов.

Большей пощечины высокому сакральному смыслу культуры и любым видам христианского/философского дуализма никто не смог бы нанести. И теперь и теология, и философия явно не могут прийти в себя.

* * *

Стареющие общества глобализации без всяких подсказок вековой культуры приняли на вооружение все прежние методы святого причастия и умерщвления плоти от сотворения мира до совсем недавнего времени. Теперь нет нужды, например, самомумифицироваться на манер монахов в горах Тибета во славу будущего или кастрироваться, как это делали русские скопцы, и налагать на себя обет безбрачия или асексуальной святости.

К чему сидеть тысячу дней на особой диете, вымывая из организма любые намеки на обычную человеческую плоть и кровь, изнурять себя изо дня в день особо заваренным чаем, который пропитывает все тело дубильными веществами, дабы твой высохший труп мог храниться не одно столетие? Зачем отлеживаться в гробу, дабы обрести черты невесты Христовой? Современная индустрия активного долголетия предоставит вам возможность «умерщвлять» собственную плоть на зависть всем окружающим, совсем не впадая при этом ни в религиозный фанатизм, ни в дебри категорических императивов.

И философии, и теологии приходится растерянно наблюдать, как страстно исповедуется развитым миром технологическое бессмертие и любые ипостаси прежнего сакрального без всякого обращения к «святым» текстам и вопреки всем канонам академической культуры. Куда там древним мифам до действительности клонирования и терапии стволовыми клетками, генной инженерии и замороженных яйцеклеток/сперматозоидов; куда там нетленным мощам святых всех мастей до современных «мощей», которые запросто могут десятилетиями не покидать сцену, политические трибуны, или руководящие посты крупнейших финансовых гигантов?

Всей философской галиматье о «бытии-к-концу» медицина и наука противопоставляют не менее сложные вопросы и не менее запутанные ответы. Но лучше пусть уж гремучая смесь сплетен, слухов, домыслов, мифов, легенд, беспорядочных исследований, гипотез, сказок и даже комиксов, чем отлитые за века в тяжелые точеные формы философские категории, понятия, термины.

Впрочем, философы и сами стремятся не отставать от времени, пускаясь во все тяжкие грехи массовой культуры обществ потребления и готовы делать глубокомысленный вид, осмысляя любую чепуху, но только не собственное падение.

А что еще остается делать?

«На безрыбье и рак - рыба» - говорит людская молва, нимало не задумываясь о последствиях подобных превращений для Академии и Церкви…

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] См.: Ашкеров А.Ю. Жан-Люк Нанси как антрополог Современности // Человек. 2000. №5. С. 179-184.

       
Print version Распечатать