Два миллиарда за позитивный настрой

Не так давно было объявлено о первых шагах по реформированию системы соотношения платного и бесплатного (точнее, бюджетного и внебюджетного) высшего образования. Были названы цифры в относительных и абсолютных единицах, на которые сократится число бюджетных мест в государственных высших учебных заведениях.

Наверное, сегодня уже практически никто не сомневается в том, что бесплатного образования, равно как и бесплатного здравоохранения, в нашей стране реально не существует. То есть за услуги, которые оплачиваются медикам и преподавателям из государственного бюджета, пользователи в действительности должны доплачивать из своего кармана, а доплаты практически всегда значительно превосходят размеры государственного участия.

То, что кому-то, возможно, все еще удается получить услуги, за них не заплативши, существенно общей картины не меняет. Граждане все чаще принимают абсолютно как должное необходимость заплатить в поликлинике или школе, в больнице или детском саду. И это вполне естественно, потому что мало кто полагает, что профессионал может существовать и оставаться профессионалом, работая за государственную зарплату (первоклассный хирург или прекрасный учитель начальных классов сегодня получают меньше, чем выполняющие малоквалифицированную работу в других сферах деятельности).

Практически поголовная готовность платить огромные деньги проявляют родители старшеклассников, перед которыми возникает перспектива поступления в хоть сколько-нибудь пристойные высшие учебные заведения. Платят репетиторам, причем в гораздо большей степени за "проталкивание", чем за обучение, платят огромные прямые взятки и т.д. Наверное, все согласятся, что если бы деньги, тратящиеся на поступление, попадали в карманы преподавателей законным путем, то уровень состояния университетского образования мог бы значительно улучшиться. Конечно, не следует забывать, что недремлющие финансовые органы обставили бы эти деньги еще двумя-тремя попутными фильтрами в виде налогов на прибыль и заработную плату, до того как с них заплатили бы налоги сами преподаватели, но тут теоретически, может быть, и удалось бы найти какие-то решения. Ведь все-таки каким-то образом перевести деньги, платимые за нарушения правил поступления, в деньги, легально идущие на улучшение образования, настолько несомненное благо, что для его достижения стоило бы потратить много сил на создание работающей, открытой и честной системы, которой все бы оказались так или иначе довольны, кроме, разумеется, получающих сегодня огромные прибыли за "блатное" поступление.

Первыми сокращенными бюджетными местами должны стать места на филологических факультетах. На первый взгляд это представляется логичным. Экономисты и юристы, инженеры и программисты вроде бы более востребованы, чем филологи. Но это именно на первый взгляд. Дело в том, что из-за отсутствия реального рынка вакансий, которые во всех фирмах и учреждениях заполняются не по данным учебной подготовки отыскиваемых соискателей, а на основе сложных семейно-родственно-дружеских механизмов, в действительности в банках, и СМИ, в рекламных, туристических и модельных агентствах, на железнодорожном транспорте, в аэропортах, на автобазах и пр. работают люди с филологическими дипломами. Можно предположить, что они вообще напрасно получали свое образование. Однако это было бы поспешным выводом. В сегодняшней России практически каждый выпускник школы мечтает о продолжении образования. Но при этом спрос - и среди детей, и среди их родителей - распространяется не столько на профессиональное образование (за небольшим исключением), а на "образование вообще", при этом в чем оно состоит - не так важно. Привлекает "оболочка", которая дальше должна послужить "социальным лифтом", путем к получению денег, возможностью путешествовать и т.д. И в качестве такого "образования вообще" востребованным часто оказывается филологическое образование. Для этого есть вполне объективные причины, поскольку "коммуникабельность", способность адекватно воспринимать разнообразные тексты, владение языками - все то, чему способствует филологическое образование, может быть использовано далее в самых неожиданных, даже непредсказуемых сферах. Отдельная проблема заключается в том, что эти навыки и умения не приобретаются в средней школе. Но это другая большая тема.

Вернемся теперь к вопросу о государственном финансировании высшего образования. Необходимо помнить, что государственные деньги - это деньги не министра Фурсенко или премьера Фрадкова, а деньги наши с вами. И хотелось бы услышать внятное объяснение, как улучшится образование от уменьшения его бюджетного финансирования и куда будут направлены сэкономленные при этом средства. Если нам скажут, что катастрофическая нехватка денег на поддержку пенсионеров ведет к необходимости сократить бюджетные места в университетах или что за счет этих мер поднимется финансирование программы реального улучшения качества образования, согласиться было бы нетрудно. Но, как всегда, происходит другое.

Министерство образования и науки собирается выделить 2 миллиарда рублей (легко предположить, что скоро будет готово выделить и больше, ведь деньги от финансирования университетов надо куда-то девать) на формирование организаций, способных к 2008 году объяснить молодежи достоинства проводимой государством политики (см. "Коммерсант" от 23.03.2005), сформировать "позитивно настроенный" молодой электорат. Цель, конечно, благородная. Заинтересованность молодежи в жизни страны, их сознательное и ответственное отношение к окружающему миру - необходимые условия продуктивного развития государства, общества, культуры, производства... Но невольно возникает вопрос о том, как соотносятся по степени влияния на молодежь намерение отменить отсрочки от призыва, сокращение финансирования образования и гипотетическое создание клонированных организаций типа комсомола, которые в сегодняшних условиях объясняли бы преимущества существующей государственной политики. Молодежная политика должна быть направлена на создание представлений о реальных ценностях сегодняшнего и завтрашнего дня, строиться на определении стабильной и ясной перспективы развития общества и страны: образования, медицины, экологии, занятости образованной молодежи, уважаемой и обеспеченной старости, уважения гражданских свобод - список легко продолжить. Смогут ли способствовать этому сегодняшние шаги министерства образования и науки? Несколько сомнительно.

Симптоматично, что, как сообщает "Коммерсант", вопросом создания организаций, воспитывающих "правильных" избирателей, сразу же заинтересовались те руководители образовательных учреждений, которые уже много лет преподносят как отстаивание благородных консервативных традиций гремучую смесь интересов университетских репетиторов и традиций учебных заведений, где первую скрипку всегда играли партком и комитет комсомола.

       
Print version Распечатать