Быки в загоне

Красноярский край все последние годы отличается очень высоким накалом политической борьбы. Губернаторские выборы 2002 года, завершившие серию серьезных кризисов в этом регионе, сопровождались поистине африканскими страстями.

К этому моменту политическая обстановка в регионе уже была раскалена: там разгорались конфликты между собственниками крупных экономических объектов, а трагическая смерть "генерал-губернатора" Александра Лебедя превратила эти конфликты в политические.

Элитные группы в крае, сформированные еще в советские времена, не были расположены делиться влиянием ни с крупными собственниками, ни с какими-либо реформаторами. Это было наглядно продемонстрировано, когда команда Лебедя - "варяги" - не смогла эффективно внедриться в местные региональные группы и быстро поссорилась со своими немногочисленными союзниками и спонсорами.

Впрочем, история власти в регионе характерна для многих российских регионов. Первым главой администрации Красноярского края 31 декабря 1991 года был назначен Аркадий Вепрев, народный депутат СССР, бывший директор совхоза "Назаровский".

В администрацию А.Вепрева также были приглашены представители науки и нового бизнеса, в том числе назначенный в феврале 1992 года заместителем главы администрации края и курировавший вопросы экономики Валерий Зубов, до этого бывший деканом экономического факультета Красноярского университета и одним из основателей красноярской биржи "Тройка".

Уже в конце 1992 года в результате конфликта с местными группами влияния А.Вепрев уволился "по собственному желанию" и уехал в Москву, а и.о. губернатора остался В.Зубов. 25 апреля 1993 года он победил на выборах и стал полноправным губернатором.

Будучи главой региона пять лет, В.Зубов проявил себя сторонником экономической и политической самостоятельности края. В результате край попал в "черный список" Москвы, что имело для региона негативные последствия.

В этот период, помимо традиционных для многих регионов социально-экономических проблем, важнейшей задачей конституционно-правового устройства края стало урегулирование взаимоотношений между ним и двумя автономными округами - Таймыром и Эвенкией, имеющими двусмысленный статус самостоятельных субъектов Федерации и одновременно - территорий, подчиненных краю.

На губернаторских выборах в 1998 году В.Зубов проиграл Александру Лебедю, который привел в край свою команду. С этого времени основным содержанием региональной политической жизни стала борьба местных групп влияния с "чужаками".

А.Лебедь рассматривал свой "красноярский период" как политический трамплин для участия в президентской кампании. Поэтому одним из важнейших принципов краевой власти стала минимизация внутривластных контактов: генерал отказался от привлечения на свою сторону местной элиты, хотя очень многие ее представители откровенно просились в новую команду.

Экономика края волновала А.Лебедя меньше политических проектов. Говорили, что экономические решения в регионе принимались "роскредитовцами", а краевая администрация работала в режиме более или менее оперативного регулирования возникающих проблем (или, как называл это Лебедь, в "аварийном" режиме). Интересы же самого Лебедя сосредоточились на контактах с основными бюджетообразующими предприятиями. При этом Красноярский алюминиевый завод и его экс-хозяин Анатолий Быков, как утверждали, принимали активное участие в политических проектах губернатора - вроде несостоявшегося информационно-вещательного холдинга или шумного фестиваля ТВ-6 в Красноярске.

Политические парадоксы, случившиеся в период губернаторства генерала, привели к казусам. Чего стоит, например, победа "Блока Анатолия Быкова" на выборах депутатов городского совета Красноярска в декабре 2000 года, набравшего более 40% голосов (Быков в тот период находился в Лефортовском следственном изоляторе). Традиционные же партии потерпели сокрушительное поражение.

Результатом несбалансированной экономической политики стал общий кризис в регионе, ресурсы которого таяли на глазах. А после гибели Лебедя стало ясно, что край нуждается в эффективном антикризисном менеджменте. Именно поэтому победа Хлопонина была воспринята верховной властью адекватно. Тем более что команда специалистов-управленцев, пришедшая с ним в администрацию, предложила довольно толковый и вполне рыночный план реструктуризации региональной экономики и социальной сферы.

Бывшим соперникам по выборам пришлось договариваться и удалось избежать острых конфликтов. Сейчас бизнес в Красноярском крае более или менее структурирован: если борьба и ведется, то за лучшие условия работы, а не за передел собственности.

Помимо решения системных проблем, оставшихся в наследство от прежнего руководства, федеральная власть поставила уже перед А.Хлопониным конкретную задачу: объединить "трехчленный регион". Этим и занялась команда нового губернатора.

Объединение края продиктовано в первую очередь крайне неравномерным распределением промышленности в регионе: исторически она оказалась сосредоточена в центральных районах края и в Норильском промышленном районе, а "матрешечная" структура края создавала реальные административные сложности во взаимоотношениях между административными образованиями. Для оптимизации механизмов управления и улучшения ситуации в социальной сфере и было, собственно, задумано объединение. В результате край обрел своеобразное равновесие - "сырьевой" север, индустриальный центр и аграрный юг...

Эффективность руководства краем в целом положительно оценивается Кремлем и иными официальными и неофициальными источниками. Кстати, именно в этом регионе перед самой "монетизацией" был сохранен весь объем льгот, что позволило перейти к ней довольно мягко. Конечно, сторонники КПРФ помитинговали, но серьезных социальных катаклизмов в крае не было.

Традиционно считается, что краевые избиратели довольно точно угадывают общее настроение российского электората. В связи с этим краевой "предвыборный пейзаж" приобретает серьезное значение для грядущей в декабре 2007 года парламентской баталии.

"Модельный ряд" в крае накануне 15 апреля 2007 года представителен: список "Единой России" возглавили А.Хлопонин, спикер Законодательного собрания А.Усс и мэр Красноярска П.Пимашков. ЛДПР "потянул" сам В. Жириновский (напомним, в 1993 году ЛДПР собрала здесь треть голосов). "Справедливая Россия" в лучших традициях политической всеядности рекрутировала экс-губернатора Валерия Зубова, часть регионального начальства и, что интересно, "быковцев"; список коммунистов уже возглавляет их "исторический" лидер В.Юрчик.

Впервые за многие годы избирательная кампания развивается относительно спокойно, без "информационных войн". Так, семь участвующих в выборах партий заключили между собой соглашение "Об обеспечении чистоты и законности выборов депутатов ЗС". Правда, везде, где есть конкуренция, обязательно появляются обиженные: в последние дни из соглашения вышли КПРФ и СПС. Местные аналитики не в последнюю очередь связывают это событие с активизацией А.Быкова, вступившего в союз с коммунистами и пытающегося стать "теневым" главой оппозиции.

Напоследок отметим, что, согласно прогнозам некоторых местных экспертов, "Единая Россия" все равно станет фаворитом и наберет 39-45%; второй результат, как полагают, будет у КПРФ - 13-18%. Конкуренцию ей составит "Справедливая Россия" с 8-13%, затем ЛДПР - 8-12%. Остальные партии не преодолеют 5-процентный барьер и в Законодательное собрание не попадут. Активность избирателей оценивается в 34-35%.

Всего должно быть избрано 52 депутата (сейчас - 42), из которых 26 - по партспискам. В избирательных бюллетенях будет отсутствовать графа "против всех", минимальный порог явки в крае также отменен.

       
Print version Распечатать