Буйство коррупции

ЕГЭ-2009 возвел коррупцию в квадрат, а образование свел к нулю. В этом году экзамен провалился не менее оглушительно, чем в прошлом. Он не выполнил ни одной из предписанных ему задач: не стал объективным измерителем качества образования, и не решил проблем коррупции. В эпицентре коррупции оказались как школьные учителя, так и вузовские преподаватели, готовящие школьников к олимпиадам. Бороться с этим начальство не может и не хочет. И этому есть свое объяснение.

Социального взрыва не будет

Чего больше всего боялись чиновники от образования в первый год узаконенного введения ЕГЭ? Того, что в разгар кризиса аттестаты зрелости, не сдав двух обязательных экзаменов по русскому языку и математике, не получат примерно 100 тысяч человек. Прогноз делался на основе прошлого года, когда двойки по математике заработали 23,2% выпускников, а по русскому языку – 11,2%. Массовое неполучение аттестатов грозило протестами родителей и социальным бунтом. А также появлением слоняющихся без дела молодых людей, которых по закону не имеют права принимать ни в колледж, ни с техникум.

Для того чтобы этого не произошло, Рособрнадзор в этом году установил чрезвычайно заниженный порог «тройки»: по математике это 21 балл, а по русскому языку – 37. В итоге оба экзамена не смогли сдать лишь 2% выпускников (примерно 20 тысяча человек). Все это представлено как ошеломляющий успех: в прошлом году процент был куда выше.

Впрочем, для того, чтобы добиться такого «блестящего» результата (помимо занижения балла «тройки») были предприняты дополнительные усилия со стороны населения страны: готовые решения можно было купить в Интернете, учителя решали для нужных детей ЕГЭ в соседних классах на черновиках и передавали проплаченным выпускникам. (Заметим, что учителя отныне заинтересованы в хороших результатах своих учеников: по новой системе оплаты труда от того, какими будут успехи класса в ЕГЭ, зависит дополнительная, стимулирующая часть зарплаты учителя). Есть случаи, когда за детей экзамены сдавали подставные лица

А, кроме того, все ученики (несмотря на формальные запреты) могли, воспользовавшись мобильным телефоном, запросить эсэмеской знающих людей (чаще всего – учителей) и получить ответы на интересующие их вопросы. Так делали почти повсеместно.

А теперь обо всем – подробней.

Шпаргалки по мобильнику и помощь учителей

Интернет переполнен рассказами о том, как можно было сдать ЕГЭ за деньги. И сколько это стоит. Теперь понятно, что ЕГЭ породил новые виды коррупции. Филолог из Воронежа рассказал в «Живом журнале», как одна родительница предложила ему написать для ее ребенка ЕГЭ по русскому языку. Она объяснила, что его посадят в специальную комнату, где он за 3 часа и за 4 тысячи рублей должен будет на черновике выполнить группы заданий А, В, и С. Потом черновик каким-то непостижимым (для него) образом передадут учащемуся, а тот перепишет набело все, что за него сделал специалист своего дела. Филолог отказался, но нет сомнений (и есть свидетельства), что желающих заработать нашлось предостаточно.

А вот что происходило тоже на экзамене по русскому, но уже в Москве. В классе находились два организатора, ответственных за дисциплину и правильность заполнения бланков, их непосредственный начальник - ответственный ППЭ (завуч школы) и представитель государственной экзаменационной комиссии (это в основном методисты из окружного методического центра этого же округа, то есть, непосредственные начальники учителей).

На первом часу проведения экзамена представитель государственной экзаменационной комиссии зашел в класс, забрал работу у одной из участниц экзамена и вышел с ней. Одна из организаторш удалилась за ним, чтобы узнать, почему он так сделал. Выйдя в коридор, она увидела, что в соседнем кабинете сидят учителя русского языка этой школы и пишут ЕГЭ. Как известно, в этот день они вообще не имели права находиться в школе. Через некоторое время представитель ГЭК зашел в класс еще раз, чтобы забрать первую часть работы у другого ученика.

Под самый конец экзамена этот человек принес в кабинет готовые работы: парню - первую часть, а девушке - готовый ЕГЭ, включая даже сочинение на двух листах. Все это делалось совершенно открыто, на глазах у всех учеников и «представителей». (Естественно, по правилам, выносить работы детей из класса запрещено).

Как выяснилось из кулуарных разговоров, существовал список детей, которым «надо помочь». Помощь стоит несколько тысяч евро. По другим источникам – 40 тысяч рублей. По мнению человека, написавшего об этом в «ЖЖ», «государственная попытка удалить коррупцию из высших учебных заведений привела к тому, что коррупция пришла в школы. Экзамены проводят заранее назначаемые товарищи, работающие в вышестоящей организации того же округа, что создает отличную почву для коррупционного сговора». Явление это достаточно массовое.

Впрочем, для того, чтоб показать, что с пагубным явлением борются, уже начались «показательные процессы». Следственное управление СКП РФ по Саратовской области возбудило уголовное дело в отношении главного специалиста отдела образования администрации Турковского района, подозреваемой в получении 20 тысяч рублей взятки за помощь в сдаче единого государственного экзамена по биологии (передала шпаргалку). После экзамена родители школьника отдали посреднику полиэтиленовый пакет с коробкой конфет, внутри которой находились 20 тысяч рублей.
Уголовное дело возбуждено по ч. 2 ст. 290 УК РФ (получение должностным лицом взятки за незаконные действия), которая предусматривает лишение свободы до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Однако почему-то за помощь в написании ЕГЭ к ответственности не привлекают ни представителей государственной экзаменационной комиссии, ни учителей, которые в массовом порядке пишут за детей ЕГЭ, ни методистов, сидящих на экзамене, на глазах у которых выпускники пишут эсэмески и даже звонят по мобильнику (считается, что их сдают на входе).

Понятно, что «засечь» мобильник – проще простого. Но никто этого не делает. Когда Любовь Глебову спросили, как быть в тех случаях, если ученики пользуются подсказками с помощью мобильных телефонов, а надзирающие «взрослые» этого «не замечают», глава Рособрнадзора сказала: необходимо остановить экзамен, составить акт и привлечь виновных к ответственности. («Участнику экзаменационного процесса нужно тут же фиксировать организатору, который находится в аудитории, привлекая общественного наблюдателя, который есть в пункте приёма экзаменов, что он фиксирует такое-то нарушение. Например, у соседа телефон, и он им пользуется» - из интервью «Эху Москвы»).

Но, понятно, что никто из детей делать этого не будет (и «стучать» неприлично, и время терять на экзамене страшно), а взрослые делают вид, что они – слепоглухонемые.

Вот и возникает у людей ощущение, что на все это закрываются глаза. А на Интернет-форуме газеты «Аргументы и факты» (после «круглого стола» с участием Любови Глебовой) появились такие отклики: «В Приволжском ФО очень много нарушений. Но об этом предпочитают молчать. Те, кто был свидетелем нарушений во время сдачи ЕГЭ. На самом деле, какой смысл писать доносы? Лучше промолчать.

Многие сайты столиц Поволжья, когда-то открытые гостевые книги в них - ЗАКРЫЛИСЬ... Именно после того, как самые честные решили в гостевых книгах написать о КОНКРЕТНЫХ нарушениях конкретных директоров школ. Все. Демократия закончилась. Пожинайте плоды. Вопрос - неужели нельзя вернуть прежнюю систему сдачи экзаменов? По билетам? Тогда не будет возможности так злоупотреблять, как сейчас”.

Как Интернет помогает в сдаче единого экзамена

Получить ответы на тесты ЕГЭ через Интернет дешевле, чем договориться с учителем. На одном из многочисленных сайтов сказано, что экзамен стоит 5 тысяч рублей.

Заранее можно было приобрести лишь ответы на вопросы в целом - «все задания и ответы на ЕГЭ 2009». Ясное дело, что это – непомерная нагрузка для ученика. К тому же, как сообщал один «верный» сайт, самая достоверная информация появляется лишь в ночь перед экзаменом (как это было в предыдущие годы).

«Почему достоверные ответы к ЕГЭ 2009 можно купить через Интернет? – от лица выпускников сам себя спрашивает этот сайт. И отвечает: «По неофициальной информации, экзаменационные варианты, которые были составлены за несколько месяцев до экзаменов, поступили в продажу через Интернет и были прорешаны на заказ опытными преподавателями. Сейчас варианты + ответы поступили в продажу. Если это действительно реальные варианты 2009, то вы можете использовать их для подготовки к экзаменам, самостоятельно прорешав типовые варианты и сверив их с ответами».

Доступ к скрытой части сайта стоит 1 тысячу рублей. Оплатить нужно специальную квитанцию через Сбербанк (образец прилагается)! И дальше говорится: «После оплаты вы получите логин и пароль доступа к скрытой части сайта, где сможете скачать варианты и ответы ЕГЭ 2009, которые появились к этому моменту в Интернете. В цену входят ответы по всем предметам, в том числе ответы, которые появятся перед второй волной ЕГЭ в июле».

А есть и другие сайты, предоставляющие выпускнику именно его личные вопросы. «Уникальность нашего сервиса состоит в том, что мы смогли полностью автоматизировать процесс получения пользователем именно того варианта, который будет у него на экзамене… Номер варианта формируется исходя из номера паспорта участника ЕГЭ. Для того чтобы узнать, какой вариант выпадет тому или иному участнику ЕГЭ, нужно знать алгоритм шифрования. Эта информация появится у нас накануне экзамена и мы предоставим ее всем нашим клиентам. Используя Wap и смс сервис вы сможете по номеру своего паспорта, узнать какой вариант будет у вас на экзамене. Достоверность подобной информации была подтверждена прошлогодними экзаменами».

Эта услуга и стоит 5 тысяч рублей (гораздо дешевле, чем плата за коммерческое место в вузе, как справедливо замечают на сайте).

Это – о честности и прозрачности ЕГЭ.

Но помимо темы коррупции, существует другая – ЕГЭ не способен объективно оценить качество обучения в школе. Он проверяет совсем не то, чему учат в школе.

Средняя температура по стране – и та неверна

Писать о качестве тестов ЕГЭ (их называют Контрольно-измерительными материалами – КИМами) мы не будем. Об этом много сказано. Часть «А» ругают с одной стороны за примитивизм, а с другой – за то, что она проверяет механическую память, а не понимание сути.

Известно, что часть «С» по математике чрезвычайно сложна и доступна только призерам олимпиад школьников самого высокого уровня. В то же время ЕГЭ по математике победители олимпиад сдают хуже, чем крепкие середняки: те вдумчиво решают части «А» и «Б», в которых нужна не одаренность, а внимательность. Об этом обозревателю «РЖ» рассказывал глава Московского центра непрерывного математического образования и проректор МИОО Иван Ященко.

А часть «С» по русскому языку – чрезвычайно неравноценна. Это – анализ текстов, которые в разных вариантах весьма различны по сложности. Тексты в части «С» колебались по своему уровню от рассказиков для 5-классников – до сложнейших текстов. Самое ужасное, что критерии оценки части «С» по русскому языку настолько формализованы, что, пожалуй, для того, чтобы получить хорошие баллы, нужно натаскивать детей и на эти критерии. Чтобы знать, чего от тебя ждут. Писать живое «человеческое» эссе просто бессмысленно. Будущий писатель или журналист здесь точно провалится.

Помимо всех этих недостатков, ЕГЭ проверяет не то, чему учат в школе. Знаменитый школьный словесник «Лев Айзерман, посвятивший ЕГЭ несколько статей, говорит о том, что многие вопросы по русскому языку составлены по темам, которые в школе не изучают. (А, значит, сдать ЕГЭ на отлично можно только занимаясь с репетитором). Таким образом, эти тесты не дают объективной картины того, чему и как учили в школе.

В своей статье, опубликованной в журнале «Знамя» №5 за этот год Лев Айзерман приводит конкретные примеры: в одном из заданий ученики должны найти слова, образованные бессуффиксным способом, а в другом - найти слово, в котором есть постфикс. «Ни того, ни другого термина нет в двух учебниках из школьной библиотеки, которыми пользуются наши ученики». Но это еще куда ни шло.

«Во всех вариантах “Б” ученики должны найти “изобразительно-выразительные средства языка”, коих, по моим подсчетам, в тесты включено 22. …В учебниках, которыми пользуются мои ученики, - в одном 7, а в другом 4. Но найти они должны и литоту, и анафору, и градацию, и инверсию, и контекстные синонимы, и парцелляцию, о которой сам я ничего до сих пор не ведал и о которой в статье М.Л. Гаспарова в “Краткой литературной энциклопедии” прочел, что этот “термин малоупотребителен”».

Лев Айзерман считает, что мы тут имеем дело с выходом за правовое поле. «Зачем все это нужно, что это дает? Бесспорно, есть ключевые понятия, без которых невозможно овладеть ни языком, ни литературой, ни культурой. Среди них на первом месте - метафора. Но двадцать два термина»!

И таких примеров – множество. Выпускник школы может потерять баллы и не попасть в вуз, если он спутает частицу “ли” с союзом “ли” (о чем, кстати, молчит большинство школьных учебников), спутает метафору с олицетворением.., не сообразит, что в предложении “Я пошел в дом, где прошло мое детство” придаточное - не места, а определительное.

Знаменитый учитель уверен: вся эта канцелярия особенно трудно дается выпускникам творческим, самостоятельно мыслящим.

Это касается и других предметов. Если сравнить фамилии стобалльников по математике, сдававших ЕГЭ в 2008-м году, то они не совпали с фамилиями победителей олимпиад. Лучшие математики сдали экзамен по любимому предмету не лучше всех! Это разные системы координат!

Такая же картина с гуманитариями. Как рассказывает учитель литературы лицея «Воробьевы годы» Евгения Абелюк (интервью с ней см. в «РЖ»), самые талантливые дети из ее гуманитарного класса получили по ЕГЭ чуть больше 60 баллов. Это – между «тройкой» и «четверкой». В том числе, и девочка, уже поступившая на филфак МГУ, став победителем престижной олимпиады «Покори Воробьевы горы».

По ее рассказам, тесты составлены настолько странно, что при определении размера стихотворения компьютер засчитывает за ошибку ответ «четырехстопный ямб» вместо «ямб». А он действительно четырехстопный.

А в части «С» ЕГЭ по литературе ситуация еще хуже, чем с ЕГЭ по русскому языку. Методические указания для проверяющих часть «С» держатся за семью печатями. Но, судя по низким баллам, которые набрали самые талантливые гуманитарии, они еще более формальны и кондовы, чем в русском.

Вывод такой: ни одаренный гуманитарий, ни математик (и прочие) не могут быть адекватно оценены с помощью ЕГЭ.

Чиновники на это скажут: а поступить в вуз можно по результатам 120 олимпиад, без учета ЕГЭ! Так вот, совершенно очевидно, что отныне, когда цена вопроса победы в олимпиаде столь высока, олимпиады тоже становятся объектом коррупции. А, кроме того, среди этих олимпиад есть межвузовские и просто вузовские, к которым уже готовят преподаватели, прежде занимавшиеся подготовкой к вступительным экзаменам.

То есть, благодаря ЕГЭ, коррупция возведена в степень квадрата. Теперь репетиторством занимаются как школьные учителя, так и преподаватели вузов.

Почему ЕГЭ рухнул именно в этом году

ЕГЭ потерпел фиаско именно в этом году потому, что закончился семилетний эксперимент, на который ежегодно выделялись немалые федеральные деньги. С этого года Единый экзамен по закону обязателен для всех, деньги из Центра на него не перечисляются, и ЕГЭ отдан на откуп в регионы. А там никто не заинтересован в объективности показателей. Губернатор хочет, чтобы его губерния выглядела достойно и потому ему нужны хорошие баллы по ЕГЭ. А дальше – вниз, по цепочке: управление образованием области – города – районов – методисты и, наконец, - учителя, зарплата которых (а часто и сама ставка) напрямую зависит от результатов ЕГЭ. Все эти люди кровно заинтересованы в том, чтобы продемонстрировать хорошие баллы.

А начальство из Минобра закрывает на все глаза. Оно должно доказать: 7-летний эксперимент с ЕГЭ не был бессмысленным (а, наоборот, очень полезен). К тому же, в условиях кризиса, Минобр кровно заинтересован в том, чтобы снять напряженность и показать, что людей, которые выйдут в жизнь со справкой, без аттестата крайне мало. И тех куда-нибудь пристроят.

Что будет дальше – никому неизвестно. Но про само образование, как про батарею Тушина, давно и прочно «забыто».

       
Print version Распечатать