2005-й: разведка боем

Главные опасности - впереди

Оценивая итоги уходящего 2005 года, следует куда как более внимательно анализировать происходящее в стране и в мире. Такой вывод не случаен, поскольку 2005?й год был для России весьма успешным. "Головокружение от успехов" никогда не приводило к добру, поэтому даже тот факт, что впервые за последние годы в августе 2005-го Россию миновали экономические кризисы, природные катаклизмы, теракты и политические перемены, следует рассматривать скорее как поощрительный приз от Фортуны, нежели как награду за кропотливый труд. Все главные вызовы и угрозы у России еще впереди. Именно это показывают ключевые события 2005 года.

Политическая гибкость как угроза

Ровно год назад, подводя для "РЖ" итоги 2004 года, я писал о том, что тот год прошел в России под знаком террористических атак и стремительной "регионализации" российской внутренней и внешней политики. "Регионализацию" здесь следует понимать в том смысле, что действия политических акторов в рамках тех или иных политических процессов, происходящих в стране и мире, имеют четкую привязку к тому региону, в котором эти процессы происходят. Что же изменилось за этот год?

В 2005 году в России не было крупных терактов, а ликвидация последствий нападения боевиков в Нальчике была признана одной из самых успешных за последние годы операций спецслужб. Между тем "регионализация" внутренней и внешней политики в уходящем году продолжилась. Россия ведет "газовую войну" с Украиной совсем не потому, что В.Путин якобы хочет "отомстить" В.Ющенко и "задушить" его в "газовой камере" от "Газпрома". "Газовая война" ведется потому, что России необходимо укреплять свое влияние в Европе.

Во внутренней политике "регионализация" еще только начинает брать верх над "управляемой демократией". Было бы ошибочно рассматривать одну из знаковых тенденций 2005 года во внутренней политике - начало "горизонтальных перемещений" "птенцов гнезда Лужкова" В.Шанцева, Г.Бооса, М.Меня на губернаторские посты в Нижегородской, Калининградской и Ивановской областях - как проявление исключительно "управляемой демократии". Ослабление московской "системы" и подготовка к ее возможному демонтажу накануне выборов 2007-2008 гг., конечно, читается в действиях Кремля. Однако тот факт, что наиболее эффективные "политические менеджеры" из команды Лужкова были отправлены не в политическую ссылку, а на работу в опорных регионах страны, говорит о том, что власть действительно заинтересована в развитии российских регионов.

И уж никак не назовешь политической ссылкой обратное по отношению к случаю с бывшими "политменеджерами" Лужкова назначение бывшего губернатора Тюменской области С.Собянина главой администрации президента России. Внимание власти к развитию регионов налицо. Усиление этого внимания чувствуется и в таком, казалось бы, малозначительном факте, как проведение съезда "Единой России" не где-нибудь, а в Красноярске - столице еще одного опорного региона страны.

Подведение политических итогов года было бы невозможно и без констатации еще одного очевидного факта - в 2005 году в действиях власти наблюдалась тщательно продуманная политическая гибкость. Лучше всего эта особенность видится на конкретных примерах. Жесткий приговор М.Ходорковскому и П.Лебедеву и очень мягкий приговор по делу членов НБП, "захвативших" в декабре 2004 года приемную администрации президента. Жесткое "отсечение" списка партии "Родина" от выборов в Мосгордуму и удивительная толерантность, проявленная властью по отношению к участникам так называемого "Правого марша" в Москве. Безоговорочная поддержка Кремля, оказанная на международном уровне президенту Узбекистана И.Каримову в его стремлении ликвидировать силовыми методами "бархатный мятеж" в Андижане. И очень тонкая работа по "переориентации" в сторону России новых киргизских властей после "фиаско" с А.Акаевым. Четкая работа по "перехвату" Демократической партии России у М.Касьянова и довольно прохладное отношение к происходящему в "Яблоке" Г.Явлинского, которое по степени оппозиционного радикализма за прошедший год стало практически неотличимо от НБП.

На самом деле примеров таких много, но читатель, наверное, уже понял, о чем идет речь. Теперь самое время ответить на другой вопрос: к чему приводит такая политическая гибкость власти и, как следствие, усиление ее позиций внутри и вне страны? Что касается внешней политики, то здесь нам очень помогут итоги года, которые подвел в "Российской газете" авторитетнейший российский политолог В.Третьяков. "В ближайшее время России, начавшей обретать определенность своей внешней политики, предстоит столкнуться с серьезными вызовами на международной арене. Я имею в виду не объективно существующие и нарождающиеся вызовы, а как раз чисто субъективное неприятие возрождения мощи России. Целый ряд европейских стран не могут сдержать раздражения по этому поводу", - совершенно справедливо утверждает Третьяков.

"Чисто субъективное неприятие" усиления власти со стороны других политических акторов угрожает ей не только во внешней политике. Внимательно анализируя политическую жизнь страны в 2005 году, можно заметить, что большинство успехов власти было связано с применением ею нестандартных ходов в тех ситуациях, когда другие акторы действовали стандартно или ожидали от власти ее "стандартной" реакции. Вот, например, В.Иванов фиксирует в России тактическое поражение "партии революции" в 2005 году. За счет чего это произошло? Нет, не за счет "репрессий" в отношении "революционеров" (кстати, самый ожидаемый оппозицией ход власти - вспомним хотя бы периодически возникающие споры среди оппозиции по поводу того, кто станет "русским Гонгадзе" или порядком уже заезженную Э.Лимоновым тему загадочных "избиений" нацболов). И не за счет тотальной "зачистки" оппозиционных СМИ (перепрофилирование газеты "КоммерсантЪ" в оффлайн-версию Газеты.ру никаких "последствий" не имело). Это "тактическое поражение" произошло потому, что властью была проделана огромная работа: создана сеть провластных молодежных движений, а также эффективная структура наблюдения за выборами в странах СНГ и анализа их результатов (Международное мониторинговое бюро); развернута пропагандистская работа по разъяснению для населения сути "бархатных революций" и т.п.

Наконец, наиболее привлекательная для превращения в движущую силу российских "оранжевых" партия "Родина" была впервые в практике применения "бархатных" технологий на постсоветском пространстве обоснованно снята по суду с выборов в МГД. Итог известен. "Революции не будет", - написал в "РЖ" лидер молодежной "Родины" С.Шаргунов. Однако добавим к сказанному Шаргуновым одну важную деталь: 2005 год показал бесперспективность реализации в России классического "бархатного" сценария. Эффективная игра Кремля на "контрреволюционном" поле и проявленная им политическая гибкость во внутренней политике приведут уже в следующем году к радикализации оппозиции. Ведь совсем не случайно в своем прогнозе на 2006 год для "Московского комсомольца" С.Белковский заговорил о "начале формирования серьезной внесистемной социалистической и национал-социалистической оппозиции в России". Пока креативные способности новых "оранжевых" не идут дальше "второго "Норд-Оста" или отключения света "по Чубайсу" в лютый мороз. Но тревожный рост ксенофобии и преступлений на почве расовой неприязни, фиксируемый в обществе в 2005 году, неизбежно приведет к необходимости четкого определения позиций всех политических акторов по отношению к "национальному вопросу". Что может противопоставить власть радикальной "национал-социалистической оппозиции", если таковая все же появится?

Молодежь как движущая сила

Большинство экспертов сходятся во мнении, что уходящий год стал в России временем бурного роста молодежной политики. Связано это не только с влиянием "бархатных революций" на постсоветском пространстве, но и с необходимостью учета демографической ситуации в стране, а также происходящим в последние годы естественным "омоложением" российской политики. Особенность ситуации в сфере молодежной политики особенно ярко проявилась в России в начале осени 2005 года, когда для многих стал очевидным факт "перегрева" этого сектора политического рынка. "Перегрев" выразился в том, что текущая повестка дня в сфере молодежной политики стала значительно отличаться от повестки дня у "взрослых" политиков на тот же момент времени. Более того, в начале осени 2005 года молодежная политика стала значительно более живой, актуальной и интересной, чем политика "взрослая". Такое "обгоняющее" развитие молодежных политических движений по сравнению с дряхлеющими "взрослыми" партиями, совершенно разучившимися вести политическую борьбу вне предвыборной рамки, не могло не привести к появлению разговоров о "конце молодежной политики" или циничных рассуждений о том, что "молодежь есть инструмент, и не более".

Финал кампании по выборам в Мосгордуму зафиксировал разницу в подходах власти и оппозиции к созданию и использованию молодежных политических движений. Напомним, что Союз молодежи "За Родину!" "не вышел" на московский майдан, обещанный лидерами "Родины" в случае снятия списка партии с выборов. Движение "Наши" успешно провело эксперимент с участием специально подготовленных наблюдателей на выборах из числа своих комиссаров. Кроме того, "Наши" организовали exit poll по итогам голосования, результаты которого использовались даже оппозиционными (!) СМИ. Наконец, молодежное "Яблоко" в лице одного из своих наблюдателей на выборах, сорвавшего плакат с изображением Путина, предпринимало тщетные попытки обеспечить себе хотя бы минимальную "засветку" в СМИ. Так наступила ли "клиническая смерть" молодежной политики в связи с "тактическим поражением партии революции" в России или нет?

Ответ на этот вопрос дал президент Фонда эффективной политики Г.Павловский на "круглом столе" по молодежной политике, состоявшемся в ФЭПе в конце декабря. Как считает глава ФЭП, 2006 год для молодежных организаций России пройдет под знаком идейной борьбы. "Удастся ли им доказать свою состоятельность, когда понадобится стратегически мыслить и бороться на поле идей, - увидим", - сказал Г.Павловский в своем выступлении. "Обгоняющее" развитие молодежных политических движений, зафиксированное впервые осенью 2005 года, должно стать движущей силой, разгоняющей "взрослые" "партийные машины" на входе в избирательный цикл 2007-2008 гг. Молодежные движения, жестко конкурируя между собой, должны давить на "взрослых" политиков и партии, заставляя их меняться, поворачиваться лицом к нуждам и интересам избирателей. Конкуренция идей, а не акций - вот что будет самым главным в развитии молодежной политики в 2006 году.

Кроме того, радикализм, присущий молодежи в силу возраста, служит отличным указателем рамок, в которых ведется публичная политика. Юридические способы "снятия" нарушителей с дистанции, продемонстрированные властью в случае с партией "Родина" на выборах в МГД, не являются в полной мере панацеей от радикальных оппозиционных сценариев, работающих на разрушение страны. Также не являются панацеей в данном случае и силовые способы борьбы с радикализмом. Если на входе в избирательный цикл 2007-2008 гг. (т.е. в наступающем году) Кремлю удастся реформировать политическую систему страны таким образом, чтобы она не исключала бы и элементов самонастройки (о том, что такое возможно сегодня в России, говорит хотя бы уже упоминавшаяся статья С.Шаргунова), тогда никакие "революции" и межнациональные конфликты России будут нестрашны.

Национальные проекты как реальные дела

Одним из главных событий года стал старт четырех приоритетных национальных проектов - "Агропромышленный комплекс", "Здравоохранение", "Образование" и "Жилье". Цели и задачи этих проектов уже известны, здесь мы о них говорить не будем. Обратим внимание на реакцию по поводу данных инициатив власти со стороны более чем скептически настроенных экспертов и идеологов оппозиции. Один из авторов "Политического журнала", например, считает, что национальные проекты "предстают в качестве того, чем они в действительности и являются, - в качестве отступного, подачки обществу с президентского стола, отвлекающего маневра". Значительно более "конструктивен" по отношению к национальным проектам авторский коллектив ИНС, представивший на днях свой очередной доклад под интригующим названием "Обналичивание власти: финальная стратегия российского правящего слоя". "Конструктивизм" авторов доклада заключается в том, что они предлагают на суд читателей своего доклада... свои "национальные проекты": "Отличие социальных инвестиционных проектов от национальных проектов, широко освещаемых в настоящее время, состоит в том, что они не подменяют собой выполнение основных государственных функций по поддержанию минимального уровня социального потребления, а способствуют развитию предприятий социальной сферы и модернизации социальной среды".

Аргументация авторов в обоих случаях идентична, с той лишь разницей, что фрагмент о "социальных инвестиционных проектах" в докладе ИНС прописан с помощью такого нехитрого политтехнологического приема, как "отзеркаливание". Что из этого следует? Только то, о чем уже говорилось не раз: у российской оппозиции отсутствует позитивная программа. Для нее по-прежнему основной риторикой являются призывы "валить эту власть". Этот факт является еще одним свидетельством того, что радикализация является сегодня единственным средством для оппозиции заполучить какие-либо политические дивиденды в начинающемся электоральном цикле. Чтобы отбить эту атаку, власти придется доказать на деле, что национальные проекты - это не пиар-подготовка к операции "преемник", а реальная работа по повышению уровня жизни граждан России.

Итак, подводя итоги года 2005-го и прогнозируя возможные варианты развития событий в наступающем году, можно сказать следующее. Успехи, достигнутые Россией в уходящем году, не следует воспринимать как должное. Это не более чем промежуточный успех. Все политические акторы, как внешние, так и внутренние, полностью отработали с помощью "разведки боем" стандартные сценарии развития событий. Политическая гибкость власти неизбежно будет встречать раздражение у ее оппонентов в стране и за рубежом. Вследствие этого нас, с высокой вероятностью, ожидает в будущем году заметная радикализация политики. Состав наиболее эффективной "вакцины" против политического радикализма и социальных потрясений на следующий год таков: продолжение гибкой политики власти в сочетании с построением политической системы с элементами самонастройки; усиление влияния молодежи на "взрослую" повестку дня и реальная работа власти по реализации национальных проектов. И очень хочется верить в то, что и август 2006 года пройдет в России без потрясений...

       
Print version Распечатать