Юристов и филологов в одну кучу

Сегодня, в день знаний, в школьники пошли в школу, а студенты - в университет. Однако о результатах нынешнего года сложного процесса превращения школьников в студентов можно судить лишь теперь, в самом начале учебного года. Поэтому в день знаний мы обсудим следующие вопросы. В чем проявились недостатки приемной компании- 2010? Почему все места в топовых университетах заполнены олимпиадниками и льготниками? Правомерен ли перекос бюджетных мест на инженерных факультетах в ущерб гуманитарным?

В олимпиаде главное не участие, а победа

Как известно, борьба вузовских ректоров с ЕГЭ привела к созданию широкомасштабного олимпиадного движения. (На многолюдных собраниях ректоры голосовали за ЕГЭ, а подспудно старались поставить хоть какие-то барьеры такой форме экзамена). В прошлом году олимпиад, подразделяющихся на 3 уровня, было 120, сейчас стало меньше – 87.

Какие преимущества у олимпиадников? Победители и призеры олимпиад 1-го уровня поступают в вуз без экзаменов, победители и призеры олимпиад 2-го уровня приравниваются к 100-балльникам ЕГЭ по этому предмету. Олимпиадники 3-го уровня тоже имеют свои льготы.

Что получилось в итоге? Олимпиады (не все, конечно) естественным образом стали объектом коррупции (мы же в России живем!). А, кроме того, поступить в вузы «верхнего эшелона», отныне могут в основном лишь победители олимпиад. Уже существуют репетиторы, которые готовят (натаскивают) к олимпиадам конкретного вуза (такая завуалированная форма прежних вступительных экзаменов).

Есть и другая группа абитуриентов, имеющих привилегии при поступлении в вуз - льготники. Их тоже зачисляют вне конкурса. Для этого достаточно сдать три ЕГЭ чуть выше порога, объявленного приемной комиссией, и предоставить необходимые справки. Например, если для поступления на какой-то факультет от "простого смертного требуется 220 баллов и выше, то поступающим "со справкой" достаточно иметь чуть более 110 баллов по сумме трех сданных экзаменов. Как известно, в этом году абитуриенты, посчитавшие, что их места заняли льготники, объединились в группу и составили коллективное обращение, которое, по их словам, было отправлено руководству страны, в Госдуму, Минобрнауки России, Рособрнадзор и в СМИ. Авторы считают, что абитуриенты льготных категорий полностью вытеснили из списков поступающих на общих основаниях.

Кстати, еще одна уступка некоторым вузам в эпоху ЕГЭ – это возможность проводить несколько (чаще – один) свой экзамен. Впрочем, и он дает возможность принять кого надо.

Поменять коней на переправе

Как известно, коней на переправе не меняют. Однако, министерство образования это с успехом делает. Например, в этом году весной вдруг выяснилось, что выпускникам прошлых лет можно не сдавать ЕГЭ (для поступления в вуз). Можно представить степень возмущения людей, уже потративших деньги на репетиторов по ЕГЭ и даже сдавших его.

Или: всем, кто знаком с олимпиадным движением, известна олимпиада «Шаг в будущее». Это всероссийское движение, охватившее многие тысячи ребят. Олимпиада проходит по многим предметным областям. И если по гуманитарному направлению это была олимпиада 2-го уровня, то по естественнонаучному и техническому – 1-го.

Так вот, в середине июня Минобраз вдруг издает приказ, по которому направление «Шага в будущее «техника и технологии» (это математика и физика) внезапно (много времени спустя после опубликования всех установочных документов) понижается с 1-го до 2-го уровня. Что это означает? Ведь ребята, ставшие победителями и призерами по этому направлению, сразу же отнесли оригиналы своих документов в выбранные ими вузы, и спокойно уехали либо домой, либо - отдыхать. А в это время выяснилось, что олимпиаду понизили до 2-го уровня. То есть, им все-таки нужно сдавать недостающие вступительные экзамены… Как рассказывают преподаватели естественнонаучных факультетов МГУ, в ужасе были не только они, но и ректор МГУ Виктор Садовничий. В итоге ректор обещал быстро проэкзаменовать этих несчастных перед началом учебного года.

Гуманитарии никому не нужны

В начале августа министр образования Андрей Фурсенко встречался с премьер-министром Владимиром Путиным. В разговоре с ним он порадовался: "Из тенденций - наиболее приятное это то, что появился спрос на технические профессии. Более того, ряд вузов обращаются с просьбой увеличить ряд бюджетных мест именно на инженерные профессии. Потому что конкурс был больше, чем они ожидали. Есть ребята с хорошими баллами, хорошими знаниями. Они просят дать такую возможность - мы им такую возможность даем. У нас есть небольшой резерв, и мы именно по инженерным специальностям даем дополнительные бюджетные места", - рассказал Фурсенко.

Все это было бы замечательно, если бы при этом не сокращались бюджетные места на гуманитарные специальности (где-то прибавилось, а где-то тут же убавилось). Речь не идет об экономистах с юристами, которых на рынке много. Мы говорим о филологах, историках, лингвистах, философах, переводчиках – словом о тех, кто, с точки зрения образовательных чиновников, не приносит сиюминутной утилитарной пользы государству. Нельзя просчитать, сколько нужно таких людей. В то же время (выскажем банальную мысль), если что и принесло немалую славу России, то это великая русская литература, искусство, философия. А может быть главное наше богатство – это русский язык.

Вот с его знанием у нас с каждым годом все хуже и хуже. С какими ошибками пишут (не пэтэушники, - нет!) даже студенты-филологи – описать невозможно. Все помнят историю с диктантом, который дала в прошлом году студентам-первокурсникам журфака МГУ преподавательница этого факультета! Тогда мириады ошибок объяснялись бездарностью ЕГЭ. На самом деле все сложнее. Это крах преподавания русского языка в школе в целом. Учительница сына моей приятельницы не знала, где пишется «тся», а где «ться», еще она засчитывала несуществующие ошибки, не замечая реальные. Студенты русского отделения филфака МГУ путают родительный падеж с винительным. В предложении «вижу отца», «отец» у них – родительного падежа.

Между тем, вместо того, чтобы усилить гуманитарный блок, происходит прямо противоположное. Сегодня, благодаря борьбе с монополией ЕГЭ, поступить в хороший гуманитарный вуз, если ты не победитель олимпиады 1-го уровня, практически невозможно. А в олимпиадах участвуют далеко не все.

Практически везде, кроме МГУ, сокращены места на гуманитарные специальности. Но и на филфак МГУ, где сохранилось 167 бюджетных мест, поступают в основном олимпиадники.

Хуже с другими вузами. Например, с РГГУ. На филологию (на Историко-филологическом факультете) Минобр дал всего 4 (!) бюджетных места. В первую волну туда подали заявления 34 победителя олимпиад. Конкурс в первую волну был 54 человека на место. В итоге большинство не принесли подлинников документов (какой смысл?). Взяли двух победителей Всероссийской олимпиады и двух – второго уровня. В такой ситуации проведение своего дополнительного экзамена теряет всякий смысл. Что будет в будущем с гуманитарными факультетами при таком распределении мест?

Что сказал ректор РГГУ

Обозреватель «Русского журнала» спросил у ректора РГГУ Ефима Пивовара, чем объясняется такое уменьшение бюджетных мест именно в РГГУ – одном из важнейших в стране гуманитарных вузов?

Ефим Пивовар: У нас сокращение - 10% по сравнению с прошлым годом. Примерно такие же сокращения в Лингвистическом университете, в Правовой академии, в других вузах. Вызвано это тем, что сегодня приоритет отдан расширению инженерного образования. Мы подавали заявки на большее количество бюджетных мест, и какие-то корректировки в нашу пользу были. Например, мы подавали на 200 мест в магистратуру, а нам выделили 67. И когда мы попросили добавить, нам добавили 50.

Количество мест в магистратуру должно зависеть и от числа докторов наук, академиков гуманитарного профиля. А их в РГГУ много. В магистратуру могло быть и больше мест.

Что касается олимпиадников (победителей и призеров), то у нас их примерно столько же, сколько было в прошлом году.

РЖ: Но мест-то меньше! На истфил (филологию) пришло 34 олимпиадника на 4 бюджетных места.

Е.П.: Но они приходят как правило еще на 3 программы у нас и еще в 4 вуза (с тремя программами в каждом).

РЖ:Но ведь, если люди знают, что у вас всего 4 бюджетных места, то зачем они будут тут оставаться, приносить подлинники документов. Это же бессмысленно! Что будет с гуманитарным направлением в будущем?

Е.П.: Мы не будем ждать, чем все это кончится, а будем просить дополнительные места на такие программы. На фундаментальное гуманитарное образование. Получается, что сейчас юристов и филологов смешивают в одну кучу. И сокращают гуманитарные специальности в целом. Мы будем просить, чтобы фундаментальные части нашего спектра – история, филология, искусствоведение, философия не страдали. Будем просить места. Особенно в магистратуру.

РЖ:Вы не думаете, что тут нужна общественная дискуссия? Ведь в итоге всего этого и на инженерные специальности сегодня берут с крайне низкими баллами.

Е.П. Может быть, на Совете, в сентябре мы обсудим итоги и решим, как будем действовать.

РЖ:В этом году было две волны приема, а не три, как в прошлом. Как проходило зачисление? Я знаю, что даже в МГУ шла борьба за каждого абитуриента (обзванивали, спрашивали).

Е.П.: После 1-й волны на 70% мест мы зачислили студентов. 23 конкурса были закрыты полностью: международные отношения, менеджмент организаций, психологи (много программ), несколько филологических программ, государственное и муниципальное управление…

РЖ:Есть модные и немодные специальности? Знаю, например, что на филфаке МГУ, где был общий конкурс на все отделения, все ринулись на модное романо-германское направление. А на русское, где 60 бюджетных мест, набрали лишь 50. На славянское отделение – 4 человека.

Е.П.: Модные – это перевод и переводоведение, международные отношения, менеджмент организаций, финансы и кредит.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67