Выход из апатии

Гостей ярмарки ЦДХ встречал длинным хвостом очереди и интеллигентной давкой на входе. Цель – три этажа книг, 20 стран-участниц, 282 издательства и масса стендов, чья связь с литературой условна: от открыток до расфасованного чая. В гости на ярмарку в этом году приехали чехи, их теплые (и по оформлению, и по отношению) стенды можно найти и на втором, и на третьем этажах.

Поддерживая реноме самой продвинутой литературной площадки года, «Non/fiction-2009» началась с презентации посмертного романа Набокова, на русский язык переведенного под названием «Лаура и ее оригинал». Мягко говоря, спорная принадлежность книги Набокова к нон-фикшн-литературе организаторов не смущала. Не смутила она и гостей, занявших все пространство семинарской площадки и стенда издательства «Азбука». Представитель последнего, со смесью гордости и недоумения в голосе, сообщил, что тираж в 50 тысяч экземпляров разлетелся в несколько дней (книга поступила в продажу 30 ноября), но к Новому году он будет допечатан, так что поклонников Набокова просят не беспокоиться.

Также как не стоит переживать и за качество романа: перевод прекрасный, обложка согласована с фондом Набокова. Даже ремарка филолога Нины Цепковой, автора книг и статей о Набокове, заметившей, что на месте его жены роман бы сожгла, не испортила общего ощущения причастности к событию эпохальному. Сошлись на том, что порядочный человек Набокова прочитать обязан.

Пока гости ярмарки массово приобщались к высокой словесности, этажом выше собрались поговорить о серьезном: об апатии в современном искусстве и политике. Ажиотажа не наблюдалось. Но публика собралась внушительная: солидно морщила лбы и поджимала губы. Тема не новая, но уж больно докладчики были хороши: писатель, телеведущий Александр Архангельский, артритик Екатерина Деготь, художник Дмитрий Гутов, режиссер Павел Бардин.

Власть ли в апатии, или общество скрывает за этим предположением собственную лень? Разгадка пришла совсем неожиданно и вовсе не откуда ждали. Буквально в 20 метрах от зоны семинара неутомимые чехи начали свою очередную презентацию: проект «Orbis Pictus, или школа и игра для маленьких и взрослых». Суть его сводилась к рисованию картинок на вращающихся тумбах. Держишь карандашик, а листочек под ним сам вертится – вот и кружочек получился. Неприхотливая забава взорвала третий этаж ЦДХ: оставить свой штрих в истории ярмарки сбежалось ползала. Ряды взволнованных общественно-политической апатией заметно поредели, чешскую зону наполнили возгласы умиления и радостное хлопанье в ладоши.

Внизу же посетители со все большим трудом пробирались от издательства к магазину, от чудо-машины, печатающей книги за триста рублей к стендам с букинистическими изданиями совсем другой ценовой категории. Молодые люди, хорошо поставленными голосами, зазывали посмотреть на очередного культового писателя. В вестибюле спрашивали лишний номерок в гардероб, кто-то негромко ругал цены в буфетах, посетители чинно, уже безо всякой давки заходили засвидетельствовать свое почтение интеллектуальной литературе.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67