Выборы в Мосгордуму. Итоги

Сегодня стали известны результаты прошедших вчера выборов в парламент Москвы. Итоги этого политического события можно было с легкостью предсказать. Из 35 мест 32 закрепила за собой "Единая Россия", а оставшиеся три места получила КПРФ. Столь резкий рост результатов «Единой России» за последние четыре года можно объяснить не только применением административного ресурса. Например, примечательно, что предвыборный список «ЕР» на выборах в Мосгордуму возглавлял мэр Москвы Юрий Лужков. Необходимо учитывать тот факт, что, поскольку в течение последних нескольких месяцев муссировались слухи, будто Кремль недоволен Лужковым и намерен снять его с должности, голосование в Москве превратилось не только в голосование за «Единую Россию», но и в своего рода референдум о доверии москвичей Юрию Лужкову. Поэтому понятно, что Лужкову было важно продемонстрировать крайне высокий результат. Это для него означало, что он никуда не уходит, а по-прежнему контролирует ситуацию в городе. Лужкову удалось это продемонстрировать, и теперь никто не сомневается в том, что власть мэра в городе также крепка как и раньше.

Также успех "Единой России", как это ни парадоксально, связан с провалом таких партий, как "Яблоко" и ЛДПР. Два обстоятельства. Первое – формальное. Это относительно высокий проходной барьер в Мосгордуму. Ныне он составляет 7%. «Яблоко» и ЛДПР не прошли по формальным основаниям, не преодолев этот порог. Второе основание – неформальное. Оно заключается в том, что «Единая Россия» стремилась набрать как можно больше голосов на этих выборах и соответственно наибольшее количество мандатов в Мосгордуме. Понятно, что при той системе, которая существует в Москве, «ЕР», как партии большинства, была обеспечена победа во всех одномандатных округах. Таким образом, речь могла идти только о том, что «Единой России» придется поделиться с оппозицией только теми местами, которые распределяются по пропорциональной системе – по спискам.

Таким образом, «ЕР» была заинтересована в том, чтобы установленный для партий процентный барьер преодолело как можно меньше претендентов на мандаты. Но российское и московское законодательство при голосовании запрещает победу по пропорциональной системе только одной партии. Допустим, если бы «ЕР» была единственной партией, перешагнувшей 7% барьер, это значило бы, что вторая по значимости партия все равно допускается к распределению депутатских мандатов. То есть, если, допустим, КПРФ заняла бы второе место, но набрала только 6% голосов, ее все равно допустили бы в Мосгордуму. Таким образом, «ЕР» было выгодно, чтобы в городской парламент прошло только две партии. Это сама «Единая Россия» и партия, традиционно выполняющая роль на все согласной традиционной оппозиции – КПРФ. Что и произошло.

Подобное положение дел позволяет «ЕР» сконцентрировать в своих руках 32 из 35 мандатов, о чем свидетельствуют предварительные подсчеты. Три мандата достаются КПРФ. Все это позволяет говорить о полном доминировании «Единой России» и Юрия Лужкова в новой Московской городской думе.

Что касается КПРФ, то в современных российских условиях коммунисты являются не столько партией протестных настроений, сколько партией своеобразной корпоративной солидарности. КПРФ – это традиционно партия бюджетников, пенсионеров, малоимущих, но настроенных не протестно, а корпоративно. Если рассматривать бюджетников и пенсионеров как сплоченную корпорацию, то КПРФ действительно отстаивает их интересы. При этом КПРФ очень удобна в качестве оппозиции, поскольку она является партией, которая никогда к власти не придет. Подобные политические системы история знает. Мы можем вспомнить существовавшую долгое время в Италии политическую систему, когда мелкие партии объединялись вокруг демократической партии с тем, чтобы не допустить прихода коммунистов к власти. В итоге коммунисты, будучи второй по силе политической партией Италии, всегда находились в оппозиции, и им никогда не удавалось придти к власти на общенациональном уровне, несмотря на то, что на местном уровне они доминировала. То есть здесь наблюдается классическая ситуация: мощная правящая партия и оппозиция, которую нельзя допустить к власти по какой-либо причине.

Определенно, что прочие оппозиционные партии результаты выборов совершенно не удовлетворили. Поэтому естественно, что оппозиция уже оспорила результаты выборов. С точки зрения международного опыта, они выглядят несколько странными, так как «Единая Россия» получила достаточно высокий процент по пропорциональной системе. Между тем ситуация, когда по пропорциональной системе одна партия получает больше 50%, в мировой практике достаточно редка. Здесь можно сослаться на опыт Германии. При выборе в ландтаги ситуация, когда одна партия получает больше 50%, случается, но только в том случае, если правящая партия достаточно популярна. Но это не является стандартной ситуацией для Германии. Для нее более характерна ситуация, когда федеральными землями правят партийные коалиции. Есть исключения, например, Бавария, где в течение долгого времени у власти находился Христианский-социальный союз (ХСС), получающий на всех выборах больше 50% поддержки населения. Но в настоящий момент в Баварии ХСС получил меньше 50% поддержки и правит в коалиции с либералами. Иными словами, вызывает некоторое сомнение, что «ЕР» практически повсеместно набирает больше 50% голосов. Подобные результаты для пропорциональной системы не свойственны.

Однако необходимо еще упомянуть и про несистемную оппозицию. В частности серьезно нашумевший доклад Немцова «Лужков. Итоги». Этот документ был частью не предвыборной борьбы, а той политической интриги, цель которой состояла в смещении Юрия Михайловича Лужкова с поста мэра. К самим выборам этот доклад имеет немного отношения, потому что все понимают, что если Лужков будет смещен, то не в результате выборов, а в результате волевого решения Кремля. В общем, к этому доклад Немцова и подталкивал. Тот факт, что Лужков и «ЕР» победили на выборах, еще не означает, что проект по смещению нынешнего московского мэра не будет реализован. Однако, столь масштабная победа «ЕР» демонстрирует силу Лужкова как московского градоначальника и делает его отставку гораздо менее вероятной.

Теперь о политике правительства Москвы. Я не думаю, что в политике правительства Москвы можно ожидать каких-либо масштабных изменений. Если какие-то изменения и произойдут, то причина их будет таиться в давлении федерального Центра в поствыборной ситуации. Выборы же лишний раз продемонстрировали могущество Юрия Лужкова, его способность одерживать в Москве победы, причем победы с очень большим запасом, и нет никаких оснований считать, что Мосгордума, укомплектованная сторонниками нынешнего московского мэра, будет каким-то особым образом давить на него или ему оппонировать. Скорее всего, Мосгордума вернется к своему обычному полусонному существованию, когда о самом существовании этого законодательного собрания подозревает лишь один процент москвичей.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67