Утопия для десятых

Не помню, когда появилась последняя утопия (космос 60-х, счастье глобализации после падения Берлинской стены?), но с тех пор воображение рисует исключительно антиутопии, а жизнь их усердно подтверждает: Фукусима, лондонские погромы, арабские революции, не сулящие ничего хорошего, ураганы, которые не задобрить женскими именами, вулканы тошнит, погоды аномальны, доллар в долгах, евро в ужасе, можно спрогнозировать еще какие-нибудь бедствия: недавно Турция и Египет, стремительно теряющие статус светских государств, заключили военный альянс, а там и джихада недалеко…

С начала десятых две утопии бродят по России, и обе – «назад в будущее»: монархическая и социалистическая. Все остальные мечты населения – это «мочить в сортире». А я, собственно, хочу предложить свою утопию.

Прочла, что в Испании, рядом с Малагой, собираются построить городок для геев и лесбиянок. Они будут жить в комфортном для себя пространстве: одеваться, как им нравится, строить дома в своем вкусе, и я подумала, что тут и есть потенциал оптимизма. Как в соцсетях – сообщества по интересам, каждый сам создает себе виртуальное соседство, одним нравится иметь тысячу друзей, другим – три десятка, кому-то – бан, и ничего не надо ни выяснять, ни объяснять. Скажем, сообщество чайлд-фри. Люди не хотят иметь детей – их право. И точно так же, как они создали виртуальное сообщество, могут и в реальности построить свой поселок и чувствовать себя там среди своих. Это ведь главный раздражитель: невозможность жить в комфортной среде. Потому что когда ты меньшинство – не обязательно количественное, а порицаемое общественным мнением, приструненное статьей про экстремизм, чувствуешь себя ничуть не лучше, чем православный в совке или неправославный в Российской Империи.

Запрет один – не вторгаться в чужое пространство. Эмо к эмо, гот к готу, толкиенист к толкиенисту – чтоб всяк, кто ищет «другой глобус» и знает, каким он должен быть, имел возможность воплотить мечту. Поселения все – охраняемые, как нынешние коттеджные поселки или как поселения ультраортодоксальных евреев в Израиле. Кто посягнет на чужое сообщество-поселение – тому пожизненная ссылка в тундру. «Увезу тебя я в тундру» – вместо тюрем и лагерей.

Сегодня в активной фазе - люди, позиционирующие себя как русские националисты (в том числе этнически не русские), добивающиеся того, чтоб жить исключительно в русской среде. Их чморят, они звереют, а вопрос можно было бы решить ко всеобщему удовольствию. Поселения (если в городе, то кварталы или дома) образуются людьми, которые хотят быть соседями, а в дальнейшем в каждое поселение будут принимать путем голосования. Этого примем – того не примем. Я, скажем, как раз и живу в таком доме – кооперативном – где нельзя просто купить квартиру, надо, чтоб на общем собрании тебя приняли в члены ЖСК. Некогда это был кооператив театральных деятелей, но за тридцать лет от театра не осталось и следа (умерли, дети их театром не занимаются, квартиры продали, сдали и т.д.), однако, первоначальный статус интеллигентного дома остался. Был казус: сосед женился на девушке другой культуры. Ну прямо совсем другой, привез издалека. Дом стонал – звероферма, антисанитария, невиданное доселе в этом доме хамство, сосед развелся, но она хотела тут остаться (с родившимися многочисленными детьми). И осталась – для этого ей потребовалось приспособиться к местным нравам и обычаям, и теперь она живет - никого не трогает, правда, не здоровается. У нас все, кроме нее, здороваются, даже незнакомые, а их большинство, потому что большинство квартир сдается.

Был еще казус – одинокая женщина, дочь кого-то из первых пайщиков, стала алкоголичкой. Всё сидела пьяная у консьержки и плакалась. Буянить – это она знала – здесь нельзя. В конце концов, ее окрутили (в конце 90-х) нехорошие люди, втерлись в доверие, покупали ей водку, и она подарила им квартиру, типа чтоб жить вместе. Через неприлично короткое время ее нашли мертвой - алкогольное отравление. То есть наш дом – не идиллия, но нормальное жизненное пространство, все придерживаются заданных некогда стереотипов поведения. У нас даже слесарь – непьющий. Поскольку кооператив, то всё свое, никакой РЭУ услуг не оказывает, и жители сами решают, что им нужно, соотнося с ценой вопроса.

Так вот, русские националисты. Я и сама русская, но меня волнует соседство не по национальному признаку, а по поведенческому. Дворники-таджики прекрасно убирают наш квартал, единственный в округе продовольственный магазинчик держат чеченцы, но никаких ножей, стрельбы и прочих «национальных обычаев» замечено не было, все чинно-благородно. И, разумеется, никто не режет баранов и не перекрывает улицу намазом. Нет, я прекрасно понимаю тех, у кого всё обстоит иначе, и они ничего не могут с этим сделать, кроме как материться в жж. Так вот я и говорю: разделить бесформенное пространство на мелкие единицы и объявлять условия игры. Структурировать хаос. Принимать или не принимать в члены своего дома, квартала, поселка. Швейцарское устройство, собственно - когда всё голосуется. Но Швейцария маленькая, а Россия гигантская, и центральный «компьютер», к которому стекаются все данные, не может переварить такой объем информации. И не хочет, и ни при каком правительстве не захочет – ему это не надо, оно играет на Форексе и стрижет купоны. Я ему предлагаю стать фирмой услуг, магазином, банком и банком данных. Каждое «поселение» (квартал) платит налоги не в пустоту, а на свои определенные нужды зримому администратору, администратор отчитывается.

Я давно считаю раздел России единственной возможностью ее процветания. Не в смысле разделения на разные государства (хотя я лично голосовала бы за отделение Северного Кавказа, если б был объявлен такой референдум), а в смысле преобразования ее в конфедерацию, с кантонами, поделенными на коммуны. В каждой коммуне и каждом кантоне – свои законы, общие – только в том, что касается международной политики. Дальний Восток сегодня гораздо ближе к Китаю, чем к Москве, Центральная Россия для тамошних жителей – абстракция, я встретила как-то в Китае хабаровчан, рассказывали, что мечта тамошних девушек – выйти замуж за китайца, мечта многих – переехать жить на сотню километров в Китай (вроде как там соцгарантии лучше), а фактически эта часть России постепенно с Китаем сливается. Но это другой вопрос, я всё же сочиняю утопию про «свою» часть России, хоть утопия и значит - «место, которого нет».

У нас есть монархисты – им надо выделить свой ареал, и пусть у них будет царь; есть язычники, яростно (вместе с Ярилой) ненавидящие христианство, как происходящее из иудейства, а самое страшное слово для них – еврей. Это те, которые пишут, что Медведев=Мендель и вообще все, кто им не нравится – евреи. Значит, надо не порицать их за антисемитизм, а создать щадящие условия: в их поселении не будет ни одного еврея, а чистоту крови они будут проверять сами и, соответственно, принимать или не принимать в свой «кооператив». И не будет стычек православных с язычниками и вообще никаких стычек – неосвоенного пространства в России так много, что это несложно обустроить. Разумеется, есть еще распри между истинными и неистинными христианами. Что бы под этим ни подразумевалось – неважно: главное, чтоб соседи друг другу симпатизировали и не бросались друг на друга как злые собаки. Вообще, все апелляции к фактам, на основе которых идет спор, кто прав, кто коренной, а кто - нет, совершенно бессмысленны. Кто приручил, возделал, очеловечил кусочек Земли – это его, что толку говорить о сотнях километров нетронутых или заброшенных земель – мое? Только потому, что в XV веке или в I веке тут жили «наши». Россия тем печально и отличается от «благополучных» стран, что там вопрос о собственности на землю был решен давно: ничьей – нет, и каждый за своей ухаживает, и даже законодательно обязан ухаживать.

Прочла тут на чеченском сайте искреннюю и страстную статью, адресованную русским, с объяснением, чем их обычаи лучше наших. Например: при разводе дети остаются с отцом, потому что «одна пришла в нашу семью, одна и уйдешь». И почему многоженство – это хорошо, и хиджабы, и иранские казни… Ясное дело, мы не докажем друг другу, кто из нас живет правильнее, но это и не нужно: проблема возникает тогда, когда одни оказываются под властью, игом других. Надеюсь никогда не оказаться под властью шариата, но и попытки вторгаться в него «демократизатором» кажутся мне роковой ошибкой. Зоны обитания в моей утопии должны быть строго разграничены. В моем районе Москвы мне вполне нравится интернациональный ее состав, но те коренные москвичи, которые живут на востоке и юго-востоке Москвы – стонут, они оказались меньшинством в чужой, дискомфортной среде, и это неправильно. Были бы администраторы из своего «поселения», а не флэшки центрального компьютера - они бы такого не допустили.

Прочла в блогах ответ на вопрос: в какой сказке вы хотели бы пожить? «В "Спящей красавице". В роли красавицы. И принцев никаких не надо. Подольше». Это результат жизни в антиутопии: желание спать и не просыпаться. Потому что дальше – только война, что ж еще, в каком бы смысле ее ни понимать. В моей утопии – не всеобщий Вавилон, где одни наступают, другие обороняются, и, в конце концов, все и наступают, и обороняются (и не пикни, что тебя такая жизнь не устраивает), а максимальная изоляция – по интересам, точнее – по симпатиям. Это ж так на самом деле и происходит: смотришь на человека - нравится. Или не нравится. Вот тут Израиль пригрозил Турции, с которой вконец испортились отношения, что если она будет продолжать недружественные акции, Израиль признает геноцид армян. И так всё и везде: одни отрицают холокост, другие признают или не признают геноцид армян: никому не важно, что было на самом деле, всё – политика, ее нехитрые инструменты, а мы – никому ничего не объясняя – просто хотим жить так, а не иначе, и точка. Земли достаточно, не стоит за нее драться. А ОПГ, террористов, убийц и насильников – в тундру, пусть осваивают.

В 90-м году в Берлине продавали открытки со слоганом: «Иностранцы, не оставляйте нас одних наедине с немцами». Не оставили. Теперь говорят: «провал политики мультикультурализма». А я бы сказала – провал политики вообще, структуры власти как таковой, почти везде. В общем, утопия моя («в порядке бреда», – как говорили старые театральные режиссеры, обдумывая вслух замысел будущего спектакля) – это самоорганизация людей и идей: всем и всему должно быть место. Прочла реплику: «Это модно, типа, вызывать чувство неполноценности и обиды». Это правда, и это вместо того, чтоб все наведывались друг к другу в гости и радовались как туристы разнообразию образов мира.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67