Унитаризация

Русская модель государственного единства

Всю минувшую неделю Россия обсуждала инициативы президента Путина по реформированию политической системы. Некоторые комментаторы окрестили их "революцией 13 сентября". Напомним, что Путин предложил избирать Государственную думу исключительно по пропорциональной системе, высших должностных лиц субъектов РФ - законодательными органами этих субъектов по представлению президента РФ, а также сформировать Общественную палату для обсуждения законопроектов и контроля над спецслужбами.

Наиболее высокопоставленным критиком предложений Путина оказался его американский коллега Джордж Буш. Он выразил озабоченность за судьбу демократии в России в связи с тем, что планы Путина могут нарушить баланс между центральной и местной властью, а также между властью законодательной и исполнительной. Кроме того, предложенные новшества были встречены в штыки всеми партиями, кроме "Единой России" и ЛДПР, то есть КПРФ, "Яблоком", СПС, правозащитными организациями и вообще значительной частью интеллигенции. Зато неожиданно восторженной оказалась единодушная реакция самих глав российских регионов, хотя как раз их политическую самостоятельность собираются ограничить.

У многих комментаторов сложилось представление, что речь идет о новом соотношении элементов авторитарности и демократизма в российской политической системе. Однако в действительности речь идет о новой форме государственного единства. Позволим себе небольшой историко-правовой экскурс. Формально Россия является федеративным государством, что закреплено уже в первой статье ее Конституции. Слово "федерация" существует в названии этого государства с января 1918 года. Однако отечественный федерализм разительно отличается от федерализма, например, США или ФРГ. У нас совершенно другая история.

Соединенные Штаты Америки возникли как конфедерация британских колоний и постепенно превратились в федеративное государство, до сих пор сохраняющее некоторые родовые черты. Например, уголовное судопроизводство главным образом в рамках штатов или избрание президента США коллегией выборщиков, на состав которой большее влияние оказывает исход голосования в малонаселенных штатах (поэтому Буш опередил Гора, хотя за него отдало голоса меньшее число американцев). Германия стала единой только в 1871 году. Между тем в России, невзирая на ее просторы, централизованное государство возникло еще на исходе средневековья. В XVIII веке Екатерина Великая рационально разделила страну на губернии, уезды и волости: так, чтобы в каждой из территориальных единиц было относительно равное число жителей. Невзирая на последующие многочисленные переделы административных границ, ядро екатерининской системы сохранилось до сих пор.

Царская Россия была, безусловно, унитарным государством. И губернаторов, естественно, назначал император. Но в состав Империи входили и автономные образования с различным статусом: великое княжество Финляндское, Хивинское ханство, Бухарский эмират. Кроме того, обеспечивалась национально-культурная автономия "инородцев": например, горцам Северного Кавказа "белый царь" позволял жить по законам шариата. Советская власть, провозгласив федерацию, на деле создала в 1918 - 1922 годах РСФСР как унитарное государство с автономными национально-государственными образованиями, что обстоятельно доказано в научных трудах: Олега Чистякова "Становление "Российской Федерации"", Елены Лукьяновой "Российская государственность и конституционное законодательство в России".

Нынешняя государственно-правовая конструкция возникла в начале 90-х годов в результате искусственного превращения российских краев и областей в субъекты Федерации с почти нескрываемой целью умерить амбиции автономий, формально уравняв их правой статус со статусом множества русских административно-территориальных образований.

В советское время первых секретарей избирали бюро обкомов по рекомендации Политбюро ЦК КПСС. Аналогичным образом по рекомендации Центра Советы избирали председателей исполкомов. Осенью 1991 года Борис Ельцин своими указами назначил глав администраций тех краев и областей, где прежние руководители провинились перед новой властью сотрудничеством с ГКЧП. Позже такие назначения производились с согласия местных Советов. Главы-назначенцы даже некоторое время заседали в Совете Федерации. Первые выборы региональных руководителей непосредственно населением состоялись весной 1993 года, но в массовом порядке прошли только осенью 1996 - зимой 1997 года. Путин предлагает вернуться, по сути, к старой системе.

Притом даже в более мягком ее варианте, чем Ельцин: он заявил об "избрании по представлению", а не о "назначении с согласия", как это было у его предшественника в первую легислатуру. Если Путин не оговорился, то избрание предполагает наличие выбора из нескольких представленных кандидатур (что, впрочем, не соблюдалось в советское время). Кроме того, процедуру выдвижения кандидатур до того, как их утвердит и представит президент, можно сделать прозрачной. Как это происходит, например, с назначением судей. Кстати, почти никого не смущает, что всех федеральных судей в стране, включая районных, - всех, кроме судей высших судов, - назначает президент. А судей высших судов назначает Совет Федерации опять-таки по представлению президента.

Что касается избрания депутатов Государственной думы только по партийным спискам, то с таким предложением еще в начале мая выступил председатель ЦИК РФ Александр Вешняков, и автор этих строк тогда подробно его анализировал. Теперь стоит лишь подчеркнуть, что в общем пакете становится очевидной главная цель отмены выборов по одномандатным округам: ослабить влияние "региональных элит" на федеральный депутатский корпус. Кстати, не будем забывать, что и законодательным органам субъектов РФ предстоит обновление теперь уже с обязательным избранием части депутатов по партспискам. А согласно закону "О политических партиях" 2002 года в России могут существовать только общефедеральные политические партии.

Радостное согласие глав регионов с предложенной реформой можно объяснить тем, что многие из них, в особенности наиболее яркие, уже пробыли в должности не один срок и мучительно думают о преемниках. Между тем, новая система позволит продлить их пребывание на посту или, по крайней мере, даст им возможность предложить своих преемников Кремлю.

Что касается вопроса о конституционности предлагаемых реформ, то он решается просто. Часть 1 статьи 77 Конституции РФ содержит бланкетную норму: " Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами Российской Федерации... в соответствии с... общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, устанавливаемыми федеральным законом". Поскольку понятие "общие принципы" является "каучуковым", то очевидно, что любую реформу в этой сфере можно провести, изменив лишь федеральный закон "Об общих принципах". Ссылка депутата Владимира Рыжкова на постановление Конституционного суда РФ относительно Алтайского края лукава, поскольку, вынося свое постановление, конституционные судьи опирались как раз на тот закон, который предстоит изменить.

Далее часть 2 той же 77 статьи Конституции как будто даже намекает на необходимость предложенной Путиным реформы: "... федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации".

Относительно выборов в Государственную думу все обстоит еще проще: "... порядок выборов депутатов Государственной думы устанавливается федеральными законами", - вот единственное, что зафиксировано об этом в Конституции (ч. 2, ст. 96).

Иное дело местное самоуправление. Статья 12 Конституции указывает: " Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти". Между тем главы регионов, как известно, все время покушаются на прерогативы местного самоуправления. А это уже легко может оказаться антиконституционным. Впрочем, у губернаторов есть выход, который многие из них уже освоили: начать отсчет понятия "местное самоуправление" с уровня деревень и кварталов.

Червоточина в "Яблоке"

Реакция партии "Яблоко", в особенности ее московского отделения во главе с Сергеем Митрохиным, на "революцию 13 сентября" была одной из самых оперативных и жестких. Заявления посыпались уже в первые часы, а митинг протеста "против антиконституционных инициатив президента РФ" у здания Генпрокуратуры, проведенных "Яблоком" совместно с коммунистами и правозащитниками, состоялся 16 сентября. При этом Сергей Митрохин заявил на митинге журналистам, что "необходимо предпринять меры прокурорского реагирования". Из чего можно предположить, что Митрохин не знает о полномочиях прокуратуры. Согласно закону "О прокуратуре" ей поднадзорны только действия местных властей и отраслевых федеральных ведомств. Постановления правительства, указы президента, а тем более законы - прокуратуре не поднадзорны.

Но незнание законов еще полбеды. Гораздо хуже - фантастически легкомысленное пренебрежение собственной репутацией, появившееся у "Яблока" после поражения на последних выборах в Думу. 14 сентября "Яблоко" совместно с правозащитниками провело у здания МВД РФ в Москве митинг с требованием отправить в отставку министра внутренних дел Башкирии Рафаэля Диваева. Среди присутствующих были пострадавшие от милицейского произвола в республике, представители башкирской оппозиции и вышедшие в запас сотрудники башкирского МВД.

Политические скандалы вокруг руководства Башкирии и башкирского МВД происходят не первый год. И "Яблоко" давно в них активно участвует. Автор этих строк не берется давать оценку официальной Уфе. Но, мягко говоря, смущают методы, к которым прибегают ее оппоненты. На акции протеста журналистам была предъявлена так называемая "переписка секретаря Совета безопасности республики Башкирия Александра Шабрина с заместителем Главнокомандующего вооруженными силами Чеченской республики Ичкерия Шамилем Басаевым". Из нее вытекает, что Басаев добился освобождения из-под стражи какого-то башкирского деятеля, выплатив причиненный им ущерб в сумме 500 тысяч рублей. Оставим в стороне то, что этот "документ" отнюдь не является оригиналом или заверенной копией, но на нем не проставлена даже дата, не говоря уже о прочих реквизитах, которые отличают любой документ от филькиной грамоты, каковую в силах сочинить кто угодно. Можно только поражаться грубости топорной работы и бессмертию методов 90-х годов, казалось бы, канувших в Лету!

Царская милость

Вообще "чеченский вопрос" остается основным психологическим фоном российской политики. 20 сентября губернатор Ульяновской области Владимир Шаманов утвердил решение областной комиссии по помилованию, вынесенное 15 сентября в отношении его бывшего подчиненного Юрия Буданова. Бывшего командира танкового полка осудили год тому назад - со второго захода - за убийство 18-летней чеченки Эльзы Кунгаевой, совершенное им 26 марта 2000 года, на 10 лет лишения свободы. Теперь в Ульяновске сочли возможным вернуть Буданову свободу, воинское звание полковника и боевые награды. Последнее слово остается за Путиным. То ли он присоединится к мнению тех, кто считает, что после событий в Беслане с чеченцами "надо построже", то ли предпочтет сохранить политический баланс.

Существует немало законных способов освободить человека от уголовного наказания. Например, судья Замоскворецкого районного суда Москвы 15 сентября нашла соломоново решение дела ветеринара Александра Дуки. Она признала его виновным в незаконном приобретении, хранении и перевозке психотропного вещества - кетамина (ч.4, ст. 228 УК РФ) и вместе с тем освободила его от наказания "в связи с изменением обстановки" (ст. 80 УК РФ). Изменение это состояло в том, что пока суд да дело правительство успело легализовать использование кетамина в ветеринарии. Тем самым деяние Дуки перестало рассматриваться законом как общественно опасное.

Что касается института помилования, то он вообще никакими рамками, кроме субъективного усмотрения главы государства, не ограничен. Конституция лишь гласит: "Президент Российской Федерации... осуществляет помилование". (подпункт "в", ст. 89). Уголовный кодекс уточняет, что при помиловании можно полностью освобождать от наказания, а также сокращать срок, смягчать наказание и досрочно снимать судимость (ст. 85). Ныне действует положение "О порядке рассмотрения ходатайств о помиловании", утвержденное указом президента от 28 декабря 2001 года. В нем есть перечень лиц, которых не рекомендуется миловать. Это те, кого уже ранее миловали, амнистировали, условно-досрочно освобождали и т.д. Ни под одну из этих категорий Буданов, естественно, не подпадает.

Тем не менее источник ИТАР-ТАСС в Министерстве юстиции РФ сообщил, что, "судя по всему, рассмотрение ходатайства Буданова о помиловании проходило с нарушениями процедурных вопросов". В ходатайстве Буданова есть справка, что им возмещено семье Кунгаевой 11 тысяч рублей, а по решению суда он должен возместить 380 тысяч рублей. Похоже, федеральные чиновники нашли способ избавить президента от бремени политического выбора.

Миловать преступников - старинная привилегия монархов. Этот институт в чем-то сродни суду присяжных заседателей. Присяжные могут, не отрицая фактов, объявить подсудимого невиновным. Как они поступили и с Ульманом, и с Аракчеевым. Но в руки присяжных попадают только те, кто совершил ряд особо тяжких преступлений. А глава государства может миловать всех, даже тех, кто уже отбыл наказание, но желает досрочно снять судимость. В средневековье эти институты уравновешивали свирепость уголовных законов. С той поры законы очень сильно смягчились. И можно сказать, что сегодня закон дает фору интересам виновного лица перед интересами потерпевшего.

"Антитеррор" костоломов

Обнаружение милицейским патрулем субботней ночью 18 сентября в Спиридоньевском переулке в центре Москвы "Жигулей", начиненных взрывчаткой, можно было бы считать колоссальным успехом правоохранительных органов. Предотвращен очередной террористический акт! Но в ту же ночь водитель машины, морской офицер запаса петербуржец Александр Пуманэ, скончался в НИИ имени Склифосовского после допроса с пристрастием, который ему учинили в ближайшем отделении милиции. Естественно, теперь вместо награды костоломы привлечены к уголовной ответственности за превышение должностных полномочий (ч. 3, ст. 286 УК РФ) и умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего (ч. 4, ст. 111 УК РФ). С такими не в меру ретивыми стражами закона, кажется, вопрос о смертной казни для террористов и их пособников теряет всякий смысл.

В тот же день, 18 сентября, несколько десятков юнцов внесли собственную лепту в борьбу с терроризмом - естественно, в меру своего скудного понимания. Войдя вечером в вагон московского метро на станции "Аэропорт", они принялись избивать двоих азербайджанцев и таджика с криками: "Это вам за теракты!". Кстати, азербайджанцы и таджики чаще всего страдают от таких нападений. Видимо, всему виной их ярко выраженный средиземноморский антропологический тип. Чеченцев хулиганствующие националисты то ли не распознают, поскольку многие из них по антропологическому типу мало отличаются от славян, то ли боятся.

На следующей станции "Динамо" молодые люди вышли вслед за своими жертвами и продолжили избиение, но с появлением милицейского патруля ринулись наутек. Однако четверо нападавших были задержаны. Поскольку у некоторых из них имелись ножи, милиция возбудила уголовное дело по статье "хулиганство" (ст. 213 УК РФ). На следующий день прокуратура истребовала это дело в собственное производство, переквалифицировав его в дело о "возбуждении ненависти... с применением насилия" (п. "а", ч. 2, ст. 282 УК РФ). Таким образом, теперь это не "бытовуха", а политическое дело. Но пусть не радуются правозащитники. В первом случае виновным грозило бы до семи лет лишения свободы, а ныне - только до пяти.

В Европе законодательство строже. 14 сентября в Праге начался суд над лидером российской рок-группы "Коловрат" 28-летним Денисом Герасимовым. Он был арестован 30 января в аэропорту, когда вылетал с гастролей домой, и обвиняется в поддержке и принадлежности к движению, ставящему своей целью попрание прав и свобод человека. При признании виновным ему грозит от 3 до 8 лет лишения свободы.

На ленте новостей официального сайта "Коловрата" его сторонников изо дня в день увещевают: " Воздержитесь от каких бы то ни было действий, слов, комментариев и т.д., которые могут в итоге навредить Денису"; " Будьте предельно осторожны в том, что вы пишете". Но призывы к предусмотрительности, похоже, плохо действуют. Поэтому затем появляется запись: " Убедительная просьба больше не посылать почтовых писем в адрес Дениса". И слова отчаяния в адрес организаторов митинга у чешского посольства в поддержку рок-музыканта: " Не стоит делать собственный пиар на чужой беде! Дальнейшие комментарии лишены смысла. Спасибо, "друзья" и "соратники"!" Оно и понятно: письма и акции поддержки только убедят чешское правосудие в том, что Герасимов действительно принадлежит к определенному движению, исповедующему расовую нетерпимость.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67