Трамвай в стилистике nostalgia

Зачем люди ходят в музеи? Можно придумать кучу разных ответов на этот вопрос, но все они в конечном итоге сведутся к следующей формулировке: люди ходят туда, чтобы получить эмоции, чтобы обрести опыт, не важно какой - чувственный или интеллектуальный. Если же удастся обзавестись и тем, и другим (посетитель, как известно, любит все потрогать руками, осмотреть со всех сторон), и вовсе будет славно.

Американцам повезло: в стране, наряду с множеством музеев, демонстрирующих постоянные или сменные экспозиции, есть два совершенно уникальных музея с экспонатами почтенного возраста, постоянно находящимися в движении. Это включенные в государственный реестр национальных памятников США деревянный пароход с гребным колесом Delta Queen, 1926 года рождения, и знаменитые трамваи Сан-Франциско. Пароход - белый-беленький, с интерьером, стилизованным под середину XIX века, рассчитанный на 174 пассажира, бодро плавает по главной американской реке Миссисипи уже 71 год (сначала как рейсовое судно, а в последние десятилетия как круизный корабль) и, несмотря на то, что находится в превосходном состоянии, катастрофически не соответствует всем принятым в стране нормам противопожарной безопасности. По правилам, введенным в 1960 году, суда подобного размера должны быть обязательно построены из негорючих материалов, и хотя для данного исторического экспоната было сделано исключение, сегодня над ним нависла угроза выведения из эксплуатации.

Решение, согласно которому корабль должен быть поставлен на прикол в конце 2008 года, принималось аж самим конгрессом США. Но верные поклонники корабля (а таких немало и в среде самих конгрессменов) развернули яростную кампанию за отмену этого постановления и даже создали сайт Save-the-Delta-Queen.org. Удастся ли им добиться успеха? Вполне вероятно, ведь на тот же самый конец 2008 года в стране назначены президентские выборы. А кроме того, существует прецедент - старинные трамваи Сан-Франциско, весело бегающие по улицам города. От них тоже пытались избавиться, но каждый раз жители Сан-Франциско дружно вставали на их защиту.

Город Сан-Франциско разложен на 43 холмах, улицы карабкаются вверх и стремительно несутся вниз, на некоторых угол подъема, а следовательно, и угол падения превышает 20 градусов. И пока в 1869 году житель Сан-Франциско Эндрю Хеллидай не придумал канатный трамвай (Cable Car), лошади, впряженные в повозки с парой десятков пассажиров (то есть конка), взбирались по крутым дорогам с огромным трудом. Конку - первый в мире городской общественный транспорт - здесь именовали tram way (дорога тележек) или просто tram. А потом для тележек проложили стальные рельсы...

"Трам-трам-трам!" - тренькали звонки, и тележки отправлялись в путь. Слово "tram" прочно вошло во все словари мира как официальное наименование городских рельсовых дорог. Кстати, по смыслу оно ассоциируется со словом "tramp", которое переводится как "бродяга", "любитель прогулок", а еще как "странствовать", "переходить с места на место", а также "утаптывать", "утрамбовывать" - рельсы, к примеру.

В современном Сан-Франциско трамваи, наполненные людьми, текут отовсюду, поворачивают в большие и малые улицы, с легкостью взбираются на холмы. Взлеты и падения старинного трамвая и пугают, и обескураживают, и развлекают пассажиров. А какие открываются виды! Дух захватывает. Трам-трам-трам! Вам не нравится эта мелодия? Тогда вам незачем жить в Сан-Франциско. А по мне, трамвайные звонки невероятно притягательны, умолкни они - и улицы Сан-Франциско значительно потеряют свои очарование и неповторимость.

Итак, историческое событие - пуск первого в Америке канатного трамвая Эндрю Хеллидая - состоялось 1 августа 1873 года на углу улиц Sacramento и Clay. Легкий полуоткрытый вагончик двигался не по рельсам, а по кабелю, скрытому в углублениях дороги, и был оснащен гигантскими щипцами, с помощью которых водитель при отправлении захватывал, а перед остановкой отпускал канат с приводом от центральной силовой станции (вначале - паровой, впоследствии - электрической). И повороты, и торможение трамвая осуществлялись вручную. Эта уникальная транспортная система прослужила 105 лет и была остановлена только в 1979 году ввиду крайней обветшалости.

Ученые и инженеры в один голос заявили, что изношенные пути и канатный привод реставрации не подлежат и что их необходимо полностью демонтировать, но можно сохранить и поставить "на прикол" пару-тройку вагончиков на популярных туристических маршрутах - пусть, мол, люди фотографируются на здоровье. А люди тем временем сами решили судьбу трамвая - взяли и, что называется, "проголосовали кошельком": стали посещать Сан-Франциско значительно реже, чем делали это до остановки Cable Car(ов). Встревоженным хозяевам местных отелей, питейных и увеселительных заведений не оставалось ничего другого, как срочно объединить усилия с многочисленными защитниками транспортного раритета. Как итог - три из четырех линий Cable Car сочли необходимым восстановить, сделав невидимую простому глазу смену оборудования с полным сохранением исторической наружности вагонов. Летом 1984 года старая новая конка возобновила свой бег по городским улицам, увешанная, как и до реконструкции, гроздьями восторженных туристов, шалеющих от открывающихся перед ними живописных видов города, окруженного синим океаном.

Есть в Сан-Франциско и другой мобильный музей, экспонаты которого - электрические трамваи, бегающие по так называемой линии F через весь центр города (от улицы Castro вниз по Market Street, вокруг набережной Embarcadero) - тоже перевозят тысячи туристов и местных жителей. Все вагоны - подлинный антиквариат, собраны со всего мира. Самому старому вагону 112 лет, он создан в 1895 году. Большинство трамваев - коренные американцы первой половины прошлого века. Десять представителей Италии конца 20-х годов, есть вагоны из Японии и Австралии, Бельгии и Англии, Германии, Португалии, России...

Идея музея, простая и ясная, пришла неожиданно. В 30-60-х годах по всей Европе и Америке начали убирать трамвайные линии, заменяя их автобусами, троллейбусами и метро. В начале 80-х годов трамваи окончательно вышли из моды, во многих городах мира их поспешили объявить устаревшим видом транспорта и отказались от их услуг. В Сан-Франциско под Market Street проложили метро, а трамвайную линию на ней сочли лишней. Было решено отправить ненужный транспорт на пенсию, но с почетом - устроить на прощанье фестиваль трамваев.

Фестиваль американцам понравился настолько, что его повторили через год, потом еще через год, и еще... Вот тогда и возникла мысль: почему бы не организовать из этих вагонов мобильный музей и не пустить антикварные трамваи по старой линии? В 1995 году исторические трамваи начали по Market Street регулярное движение. Успех был ошеломляющим: туристы быстро "раскусили" этот маршрут, поняли, что он один из лучших (и недорогих) способов путешествия по центру города. Вот тогда-то власти Сан-Франциско и начали охоту за антикварными вагонами по всему миру. Из Гамбурга удалось вывезти образец ликвидированной в 1979 году трамвайной сети города, из Англии - оригинальный, полностью открытый "трамвай-шлюпку", в Австралии закупили "классический" мельбурнский вагон, из Хиросимы приехал вагон, переживший атомную бомбардировку 1945 года, из России - двухосный моторный вагон типа Ф... Так вот и получилось, что жители Сан-Франциско от трамвая не только не отказались, а еще и сделали его одной из главных туристических достопримечательностей.

Трамвай из СССР - один из самых экзотических в коллекции музея - доставили в Сан-Франциско в январе 1987 года, в самый расцвет горбачевской "перестройки" и "гласности", а значит, на излете "холодной войны". Руководители трамвайного депо города буквально вымолили его у советских властей. Поначалу их, правда, заинтересовал другой экземпляр - четырехосный моторный вагон КМ N2170 1929 года выпуска. Данная разновидность подвижного состава проектировалась под явным влиянием американских "международных вагонов" (Interurban Cars) начала XX века. Однако против передачи этой реликвии в США решительно выступили кинематографисты: это был практически единственный в стране работоспособный вагон эпохи 20-40-х годов, который можно было использовать при съемках кинофильмов. Тогда Министерство жилищно-коммунального хозяйства РСФСР поскребло по сусекам и предложило американским гостям "орловского рысака".

Вагону вернули изначальный облик, отправили на теплоходе в Калифорнию и поставили на рельсы. Американские газеты того времени сообщали своим читателям, что, хотя этот вагон и был разработан и создан еще во времена правления Николая II, в 1912 году, большевики не желают признавать, что дарят Америке "царский" подарок, и уверяют, что дата его рождения - послереволюционный 1922 год. Как бы там ни было, подарок россиян смело можно было назвать антикварным: по русским дорогам он отбегал все положенные и неположенные сроки, начал свою трамвайную карьеру в Москве на заре века, в 1960 году перебрался в Орел, а 28 лет спустя, слегка отреставрированный, стал там же музейным экспонатом. 7 января 1987 года советский генеральный консул Валентин Каменев торжественно передал вагон #106 с пышным названием "Трамвай "Желание мира" тогдашнему мэру Сан-Франциско Даяне Файнштейн. Спартанские экстерьер и интерьер советского трамвая пользовались на фестивале бешеной популярностью: гости стремились лично опробовать его открытые тамбуры и длинные деревянные сиденья, представляя, что путешествуют по морозной ночной Москве в этом открытом всем ветрам вагоне. "Тут не захочешь, а сделаешь вынужденную остановку, - шутили американские пассажиры русского трамвая, - чтобы посетить ближайший к остановке бар или трактир, перекусить и выпить бокал-другой для разогрева".

Особенно часто такое желание возникает у туристов, когда трамваи сворачивают на длинную и красивую, засаженную пальмами набережную Эмбаркадеро, где множество уютных кафе и ресторанчиков с видом на океан и мост "Золотые ворота" так и манят посидеть на открытых террасах и попробовать вкус знаменитых калифорнийских вин.

Трамвай из России между тем быстро старел, ржавел, а запчастей к нему достать было совершенно неоткуда. Поэтому сегодня, наряду с другими особо ценными экспонатами музея, его особенно берегут и холят, работой без меры не утруждают. Ровно двадцать лет тому назад он встал на новые рельсы и, может быть, немного, но помог растопить льды "холодной войны". Теперь служит исключительно украшением городских парадов и фестивалей.

В 90-х годах начался мировой трамвайный ренессанс. Теперь буквально ежемесячно в разных городах земного шара восстанавливают старые и прокладывают новые трамвайные рельсы, запускают новые линии, модным становится экологически чистое трамвайное движение между городами. Наступает новая трамвайная эпоха, новое триумфальное шествие трамвая по планете. Опыт Сан-Франциско четко продемонстрировал: трамваи списывать - себе в ущерб.

Сан-Франциско

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67