То, что происходит,- это Кафка, или как в Москве уничтожают детские студии

Муниципальное рейдерство

В декабре «Русский журнал» писал о ситуации, сложившейся вокруг двух детских художественных студий в Хамовниках – «Материнская школа» и «Рождение вещи». Их выбрасывали из родного полуподвала. Помещение в 240 квадратных метров приглянулось тогдашнему депутату (а теперь – главе) муниципального собрания ВМО Хамовники Дмитрию Башарову. Он решил захватить его для своей Автономной некоммерческой (а на деле, весьма коммерческой) организации «Молодежный центр», и так занимающей 400 квадратных метров на Плющихе.

После 1 января студии, которые обожают дети (с ними занимаются выдающиеся педагоги – художники, архитекторы, реставраторы), должны были выбросить на улицу. Но, благодаря пикетам, вниманию СМИ и героическому сопротивлению родителей и детей, они еще продолжают жить. Надолго ли – неизвестно. Парадокс в том, что муниципальные власти предприняли рейдерскую атаку против своего же, подведомственного им, муниципального учреждения. Несмотря на полную абсурдность ситуации, случай этот не рядовой, а вполне типичный.

Зачем это делается? Все просто: подобные досуговые учреждения в Москве отданы в распоряжение муниципалитетов (в отличие от «Школ искусства», относящихся к Минкульту, или учреждений дополнительного образования, подчиняющихся Департаменту образования). А эта самая муниципальная власть совершенно не заинтересована тратить бюджетные деньги на бесплатные занятия в таких студиях детей, инвалидов, пенсионеров. Им хочется и бюджет освоить, и поселить на этих площадях ушлых коммерсантов, которые заработают на «досуговых» услугах деньги. И любыми способами это делают.

Изначально «Материнская школа», которой уже 44 года, была в ведении ЖЭКа. Потом формы ее существования менялись. А в 2008-м году, чтобы отнять помещения у городских клубов и студий, в Москве были придуманы «муниципальные учреждения» со своим госбюджетом. Форма, создающая условия для муниципального рейдерства. И этим учреждениям отдали помещения (в том числе – то, в котором были «Материнская школа» и «Рождение вещи»). Тогда двум студиям посчастливилось: в отличие от других клубов, которые просто вышибли на улицу и заменили своими людьми, их работа понравилась тогдашней руководительнице муниципального учреждения. У нее не было знакомых коммерсантов, которые претендовали бы на помещение. В тот период человека три-четыре в студиях стали работать на ставках, чуть позже заключили и волонтерские договоры. Но время шло, и на место «доброй самаритянки» пришел другой руководитель, не столь лояльно настроенный. А потом директором Муниципального учреждения – «Центр досуга и спорта», в которое входили две студии, стала Анна Брызгалова. Ее целью стало выгнать из полуподвала на улицу уникальные студии и поселить там коммерческий клуб «Хамовчонок», являющийся частью Молодежного центра, до недавнего времени возглавляемого тем самым депутатом Башаровым. На сайте «Хамовчонка» - четкий прейскурант, занятия стоят от 300 до 800 рублей. Дружба Брызгаловой и Башарова давняя и крепкая: до 2009 года именно она возглавляла Молодежный центр, а затем ее место занял Д. Башаров. Очевидно, что договоренность о передаче 240 квадратных метров была заключена давно. По сути – Брызгалова дарит казенную недвижимость (как будто это ее собственность) своему прошлому и нынешнему коллеге Д. Башарову.

И она начала действовать: сначала постаралась сделать так, чтобы люди в студиях ушли со ставок, запретила волонтерские договоры. А художники, архитекторы, реставраторы студии раннего архитектурного развития «Рождение вещи», во главе с Ниной Семеновской, все равно продолжали работать. Бесплатно. Деньги собирали только на материалы (карамика, обжиг, краски, бумагу). Многие родители просто приносили их из дома. Педагоги студии сами организуют бесплатные лагеря, находят необычные памятники архитектуры, водят туда детей рисовать. Дети занимаются историческим рисованием, создают модель воображаемого города, занимаются гравюрой. Здесь ставятся задачи на понимание формы. Не случайно в студии сошлись люди из Полиграфа и из МАРХИ. «Рождение вещи» сохраняет принципы ВХУТЕМАСа, хотя прошло уже 100 лет.

В итоге, для того, чтобы выгнать на улицу десять бескорыстных, творческих людей и более 150 детей (и из знаменитой 57-й школы, и из самых обычных, многодетных семей района), внезапно был придуман конкурс на это помещение. Зачем? Ведь оно полностью соответствовало своему назначению. Но в этой пьесе все развивается по законам театра абсурда. Анна Брызгалова пишет письмо о том, что она отказывается от четырех из шести помещений, которые ей – руководительнице муниципального учреждения, выделены этим самым муниципалитетом. В одном из них и находились две наших студии. И проводит на них конкурс, который, естественно, выигрывает Башаров.

На конкурсе только два депутата из 17 проголосовали за «Материнскую школу» и «Рождение вещи». Борец за студии – член Союза художников, Александра Парушина, рассказала «РЖ», как проводился конкурс: «Получив, наконец, конкурсную документацию, все пришли в ужас. Во-первых, программа Хамовчонка - чудовищна. Во-вторых, оценки выставлены необъективно - например, у некоторых членов комиссии оценочный лист представляет собой два столбца, в которых нашей программе поставлены все единицы, а Хамовчонку - все пятерки! даже в графе срок работы организации (хотя им не 44 и 12 лет, а 2 года)»! В общем, - полное бесстыдство и наглость».

В итоге Александра Парушина, боровшаяся за студии как правозащитник, за время этой борьбы стала депутатом ВМО Хамовники. А депутат Башаров - руководителем муниципального собрания. Борьба продолжается, но - уже за одним столом. А еще, депутат Парушина судится с исполнительным органом муниципального собрания - муниципалитетом. Кстати, теперь, когда, став председателем муниципального собрания, Башаров сложил с себя полномочия руководителя АНО "Молодежный центр", Александра Парушина попыталась убедить его в том, что детям крайне нужна работа творческого коллектива "Рождение вещи" (в конце концов, он уже перестал руководить этим центром). Но Башаров сказал, что от помещения отказываться не хочет. Что стоит еще побороться в судах, и это даже интересно.

Ситуация в городе

Самое ужасное, что, начиная с 2008-го года, когда появились «муниципальные учреждения», таких случаев – полно. По словам Александры Парушиной, «то, что происходит, это – Кафка». Она рассказала «РЖ»: «За последние четыре года в Москве уничтожено более 100 клубов. Людей выкидывали из помещений: просто клали лицом на асфальт. ОМОН избивал женщин с наградами. Все делалось быстро, под вечер, чтобы не привлекать внимание. Приходили и опечатывали помещения. Это клубы, куда ходили и дети, и пенсионеры. На Арбате была студия «Мир глазами детей». Там заварили дверь в помещении, где находилась руководительница - пожилой скульптор. Растоптали детские работы. В клубе «Юность», на глазах у детей, рыбок в унитаз спустили, а попугайчиков выпустили на мороз. Избивали пожилых людей».

Можно ли исправить ситуацию? По мнению Александры Парушиной, можно: либо сделать конкурсы на такие помещения подконтрольными (но не муниципалитету, а городу), либо вовсе их отменить. Необходим независимый экспертный совет, который будет решать эти вопросы.

Если вернутся к ситуации со студиями, то и Департамент семейной и молодежной политики, и город фактически поддерживают их программу. После выставки в Белых Палатах студии получили благодарность от Правительства Москвы. Любопытно, что была проведена экспертная оценка программ, и студии пригласили в Департамент семейной и молодежной политики Центрального округа (они - контролирующий орган муниципалитета в досуговой работе). И там не могли не признать, что программа студий – лучше, чем программа Молодежного центра. И тем не менее…

Сейчас написано письмо мэру Москвы, с просьбой сохранить студии. Письмо с огромным количеством подписей художников, академиков, ученых, политиков и депутатов из других районов. А в Союзе архитекторов России только что, с огромным успехом, прошла выставка студии "Рождение вещи".

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67