Святой Гриоль

Космологические представления догонов и европейская мистериальная традиция

Если надо – язык суахили,
сложный звуком и словом обильный,
чисто выучат внуки Рахили
и фольклор сочинят суахильный

И. Губерман

Есть профессии, к которым любой человек априори относится уважительно: учителя, врачи, учёные. И неважно, что училка вашего ребёнка давно сорвала голос от крика, а врачи залечили вашу тётю. Всё равно они вызывают уважение. Тот моральный аванс, который общество даёт учёным, заключается в безусловном доверии. Учёные свободны от подозрений в подтасовках и мистификациях. Однако бывают такие случаи, которые разрушают наши стереотипы. Например, в одной из советских рыборазведывательных экспедиций молодой учёный вёл учёт веса, размера и других характеристик рыб, которых вылавливало судно Института Океанографии. Когда же моряки вернулись в порт, коллег этого молодого учёного удивили данные, которые выглядели «красиво» до неправдоподобности: все двести замеров оказались идентичными до последней цифры. Выяснилось, что он замерил одну из партий рыб, а остальные жарил на спиртовке. Полгода научной экспедиции пошли насмарку. Но одно дело, когда замеряют рыб, другое, когда филологи или антропологи подтасовывают данные полевых исследований или оказывают, пускай и невольное, влияние на объект своего изучения. Известен случай, когда одна немецкая славистка спросила у известного писателя, нет ли у него текстов о Сибири. Через полгода у мэтра, до того не обращавшегося к этой теме вышла книга, в которой было много отсылок к истории и культуре сибирских народов. Невольно славистка повлияла на русскую литературу. И таких примеров можно привести множество. «Песни западных славян», «Протоколы сионских мудрецов», образ Черубины де Габриак, «Велесова книга» – всё это широко известные примеры культурных мистификаций, раскрытых более или менее вовремя.

Но если за дело мистификации берётся настоящий учёный, следы его деятельности могут входить в культуру и оставаться там незамеченными, плодя новые и новые артефакты. Проблема тут и в научной солидарности. Если всеми уважаемый мэтр говорит, что чёрное – это белое, то мало найдётся смельчаков, утверждающих, что данный цвет всё-таки ближе к серому. Ещё труднее идти против модной научной школы. В результате научную мистификацию практически невозможно раскрыть – она надёжно защищена различными культурными стереотипами.

Что-то в этом духе произошло и с догонами – африканским племенем, находящемся на родоплеменной стадии развития и не создавшем письменности, которому однако приписываются совершенно фантастические научные знания. Догонам якобы известно о трёх спутниках Сириуса, невидимых невооружённым глазом (астрономам на сегодня известны только два), о форме орбиты и периоде обращения Сириуса вокруг солнца, составляющем 50 лет, и о том, что один из этих спутников состоит из очень тяжёлого вещества и незначителен по объёму, т.е. является белым карликом.

О космологических представлениях догонов научный мир узнаёт от французского антрополога Марселя Гриоля и учёных, принадлежащих к его школе. Однако ни до, ни после Гриоля независимые антропологи не слышали от африканцев ничего похожего. Это принято объяснять через необыкновенное доверие, оказанное Гриолю, перед которым были раскрыты священные догонские тайны, даже в самом племени доступные лишь посвящённым. Считается, что на похоронах Гриоля в Мали в 1956 году присутствовало 250 тысяч догонов, воздавших ему почести, как одному из своих верховных жрецов, или практически всё активное население.

Возможно, что события развивались так. Информант Гриоля, слепой охотник Оготеммели почувствовал в нём родственную душу и, после особых рукопожатий, открыл ему все тайны своего племени. Что было на самом деле: сознательное общение двух посвящённых или всё-таки мистификация – трудно сказать наверняка, не обратившись к текстам. И вот перед нами «Разговоры с Оготеммели» – прижизненная книга Гриоля. «Бледный лис» совместная книга с Жерменой Дитерлен – выйдет через несколько лет после кончины французского антрополога.

Что же пишет учёный о местном святилище, являющемся одновременно склепом и кузницей? Предметы в святилище «были так разбросаны, что было невозможно понять их значение». Оготеммели поясняет, что это сделано для того, чтобы «скрыть их символизм от тех, кто захочет их понять». Гриоль добавляет «в общем, для не прошедших инициацию, интерьер и вся структура здания и его содержимого представляли загадку без ответа[1]». То же самое можно сказать и о реквизите, расположенном в масонской ложе – для непосвященных эти символы ничего не значат.

Позже мы убедимся, что возможно, до приезда Гриоля таинственный инвентарь ничего не значил и для самих догонов. А пока попробуем найти наиболее уязвимые части в концепции догонского миропонимания, предложенной Марселем Гриолем, которая до сих пор хотя и подвергалась отдельным сомнениям, но, во многом благодаря авторитету этого антрополога, так и не получила развёрнутой критики, основанной на сколь-нибудь целостной концепции.

Некоторые моменты в мифологии догонов и способе её репрезентации напоминают нам о европейской тайной, или мистериальной традиции, охватывающей всё разнообразие экстатических духовных практик, связанных с непосредственным магическим переживанием, и параллельной традиции официальной. Сюда входят и разнообразные духовные ордена и эзотерические практики типа алхимии или Каббалы, и рудименты язычества. Главное в мистериальной традиции – гностическое миропонимание и синкретизм – установка на слиянность разнородных предметов. В рамках этой традиции Святой Грааль, Философский Камень и Золотое Руно – одно и тоже. Для мистериальной традиции характерно магическое мышление, любовь к астрологии и картам Таро. Представители этой традиции ощущают своё родство и единство по едва уловимым знакам и «символам веры». Изучая мистериальную традицию, мы обратили внимание на то, что Гриоль, по его словам, увидел у догонов. И нас поразило то, что в его изложении это было больше похоже на тайные знания европейской мистериальной традиции, чем на представления, характерные для африканцев.

В «Разговорах с Оготеммели» речь идёт о 33 днях, в ходе которых Гриоль разговаривал со слепым жрецом. 33 – число знаковое как для христианства, где оно обозначает земную жизнь Иисуса Христа, так и для мистериальной традиции, где существуют тридцать три степени масонского ордена, во время прохождения которых человек постепенно узнаёт что-то новое, доселе неизвестное. Но является ли число 33 священным для догонов? И почему учёный указал именно такое количество дней: было ли это важно для точной передачи содержания африканских мифов? Почему нельзя было сказать, что их беседы длились более месяца – временного промежутка, более характерного для повседневного, а не для сакрального знания?

Интересно, что число 33 неожиданно всплывает в популяризаторской книге Роберта Темпла «Мистерия Сириуса» – книге, благодаря которой о загадке догонов узнала широкая публика. В приложении ко второму изданию автор пишет: «Мои давние друзья… полагают, что только после того, как я стал масоном 33-го уровня посвящения, я получил право обсуждать проблему Сириуса с человеком, который был подопечным моего деда, а впоследствии стал одним из виднейших американских масонов. Здесь допущена неточность: для того, чтобы начать беседы на эту тему, мне было необходимо достичь всего лишь третьего уровня посвящения – то есть просто стать масоном[2]». Далее Темпл признаётся, что за последние двести лет среди его близких родственников «было не менее десятка масонов 32-й степени посвящения, и примерно тридцать Мастеров и Матрон лож[3]». Однако он, несмотря на свою говорящую фамилию[4], не был членом этого ордена к моменту выхода своей книги. При этом он был знаком с Тедом Уэббером, масоном 32-й степени, попавшим в братство благодаря деду Темпла.

Уэббер дружил со многими влиятельными масонами, в частности с астронавтом Базом Олдрином, водрузившем на Луне флаг Древнего и Принятого Шотландского устава. По мнению Темпла, тем самым «он продемонстрировал глубокий интерес, который движение масонов проявляет к космическим исследованиям[5]». И вот этот друг деда «поступил весьма нестандартно: уговорил меня стать масоном… его побуждения были скорее практическими, чем сентиментальными. По его словам, моя книга «Мистерия Сириуса» очень заинтересовала руководство масонов[6]». Затем он объясняет, чем именно: некоторые из открытий Темпла имеют отношение к самым высоким ступеням посвящения, а о чём-то руководство масонов и не подозревало. Когда Темпл спрашивает, что именно с ним хотят обсудить, оказывается, что речь пойдёт о Древнем Египте, мифе об Исиде и Озирисе и «сириусной традиции» в целом. Отметим на полях, что Исида у египтян ассоциировалась со звездой Сириус, появлявшейся накануне разлива Нила, на котором во многом базировалось египетское земледелие. Но связь египтян и догонов – тема отдельного исследования.

В результате этого разговора Темпл вступает в орден и достигает третьей ступени, но неожиданно Тед, которому было уже за 80, умирает, и Темпл так никогда и не узнаёт, чего же от него хотели масоны. Хотя и преисполняется важностью своих находок, в основном сводящихся к палеоконтактам, то есть представлению о том, что мудрость догонов и египтян – происхождения внеземного, а именно, получена от земноводных инопланетян, прилетевших с Сириуса.

Для нас тут важна не интерпретация Темплом этой встречи с масонами, а её предполагаемый смысл. Зачем было обязательно настаивать на том, чтобы Темпл прошёл посвящение? Почему нельзя было обсудить со специалистом по догонам и палеоконтактам миф об Изиде без некомфортного и не нужного ему посвящения? А что, если масоны хотели раскрыть Темплу не тонкости своего символизма, не конкретные аспекты посвятительного мифа, а, к примеру, имя одного из братьев, сведущего, так же как и Темпл, в догонской космологии? Что, если таким братом был Гриоль? Наше предположение основывается на том, что масоны зачастую не могут раскрыть имена своих коллег не членам ордена. Это возможно для тех, кто вступил в братство. Заметим, что от Темпла требовалось дойти всего лишь до третьей ступени, при этом планировалось обсуждение вопросов, относящихся к высшим ступеням посвящения. Нет ли здесь нестыковки? На наш взгляд, основной вопрос заключался в том, что Марсель Гриоль был одним из масонов, сознательно принёсшим догонам свои представления, которые и стали затем шокирующими, поскольку никто не может объяснить, откуда их взяли догоны.


Рис.1 Храм догонов, рисунок М. Гриоля

Рис. 2 Масонская ложа в Канаде. Фото A. Херинга


Вот, к примеру, схема догонского святилища, которое Гриоль называет «храмом». Мы видим на ней: две колонны, соответствующие колоннам Иоахим и Воаз в масонских ложах; солнце и луну, изображённые в верхней части храма; некий предмет, напоминающий трёхсвечник сверху фронтальной стены; два окошка, похожие на два чёрных куба; и наконец, шахматный узор, состоящий из 24 клеток. Всё это безусловно может быть интерпретировано как масонские символы. Если мы посмотрим на изображение канадской масонской ложи, или Храма, то увидим две колонны и большой прямоугольник мозаичного пола, состоящего из расположенных в шахматном порядке черных и белых клеток. Границей мозаичного пола служит полоса, составленная из черных и белых треугольников, обусловленная технологией укладки мозаики, при которой квадраты складывались в прямоугольник углами к Востоку и Западу[7]. Именно такие полосы из чёрно-белых треугольников мы видим и на рисунке Гриоля. На гравюре, изображающей масонские символы, также присутствуют две колонны, шахматный узор, солнце и луна, трёхсвечник и два куба – из огранённого и дикого камня.

Самое интересное, что иллюстрация, показывающая догонский храм, гораздо больше напоминает масонскую ложу, чем реальные постройки догонов. Правда, на некоторых из них виден непонятно откуда взявшийся шахматный рисунок и рудименты колонн (глиняных и смазанных, слабо похожих на почти дорический стиль, изображённый Гриолем).

Давая описание фасада догонского храма, Гриоль пишет о Баране с тыквой между рогов как о «символе мироздания; калебас – это солнце, его тело – это земля, его лоб – это луна, его глаза – звёзды в небе». Причём баран «мужского пола, а калебас – женского. Это – золотой баран. Перед каждой бурей в сезон дождей его можно увидеть на небосводе[8]». Говоря о баране, который сразу же вызывает у европейца ассоциации с Золотым руном, жрец Оготеммели произносит: «Золото – младший брат меди». Известно, что масоны высших степеней занимались алхимией. Согласно одному из алхимиков ХХ века, Фулканелли, «миф о золотом руне полностью отражает тайну герметической работы, цель которой – получение Философского Камня. На языке Адептов золотое руно – подготовленная материя для Великого Делания, а также его конечный результат[9]…», т.е. Философский Камень.

Характерно, что у Апулея одно из заданий Психеи, которое ей поручила Венера, было собрать шерсть золоторунных овец, и это подаётся как необыкновенно трудное испытание, с которым Психея справляется с помощью говорящего тростника, издревле считавшегося символом человека. Несомненно – это метафора алхимического процесса, суть которого состоит в трудоёмком получении золота[10]. Венера – одна из главных действующих лиц этой драматической истории – в алхимии отвечала за медь, и была одной из семи главных планет Великого делания.

И Венера, и медь упоминаются в тексте книги «Разговоры с Оготеммели». Причём Венере посвящена восточная лестница Небесного амбара, на которой были размещены птицы (в европейской традиции Венеру сопровождают голуби). Медь же появляется в весьма необычном контексте. Она – не только материал, из которого сделан Небесный баран, который бывает и золотым и медным, солнечные лучи зовутся men di (медная вода). Менди также – название горы, стоящей «подобно собору на северном плато недалеко от Тинтама, в двух днях пути от Санги. Европеец видел её однажды до этого в сухом тумане, непомерно высокую, как вулкан, который вот-вот взорвётся. «Она называется «Медная вода», потому что содержит медь и является богатым источником воды; вот почему души мёртвых идут к ней перед тем, как начать своё путешествие на юг. Они запасаются медью, которую пьют в течение своего длительного пути[11]».

Медная вода – необычное вещество, вполне объяснимое в рамках масонского мифа, где первый Мастер – Хирам, построивший Храм царя Соломона, создал свой шедевр – медное озеро, или медное море. Из меди были сделаны также и другие священные предметы, например колонны Иахим и Воаз, воспроизводимые и до сих пор в масонских ложах. Оготемелли добавил: «Что полезного сделал Номмо для людей? – он дал нам медь[12]

Номмо в мифологии догонов – божества воды, связанные с рыбой, морем, водными потоками, дождём и солнечными лучами. Они появились от союза Бога Аммы и Земли: «Бог снова вступил в связь с Землёй, на этот раз безо всяких трудностей... Вода, божественное семя, вошла в матку Земли, и после обычного репродуктивного цикла на свет появилась двойня. Возникли два существа, которых Бог создал как воду. Они были зелёного цвета, наполовину люди, наполовину змеи. От головы до пояса они были люди: внизу они были змеи. Их красные глаза были широко раскрыты, как глаза человека, а языки были раздвоены как языки змей[13]».

Что нам напоминают эти Номмо? У кого ещё змеиные ноги и тело человека? Представим себе один из главных гностических символов – Абраксас, и поймём, что между ним и догонскими Номмо есть много общего. Абраксас – это гностическое божество – человек с головой петуха и ногами змеи. Красные глаза могут быть у разных животных, но согласимся, что представить себе человека с головой петуха легче (отталкиваясь, по крайней мере от гностических гемм), чем человека с ногами змеи и головой кролика. Тем более, что кролики у догонов не живут, зато шумных кур жрец Оготеммели, собеседник Гриоля, гонял из под ног в течение всего рассказа.

Рис. 3 Абраксас — божество гностиков

Более того, устройство небес слепой жрец показывал антропологу на примере перевёрнутой корзины для цыплят[14] – с её круглым ободом и квадратным основанием, становящейся образом вселенной. Жрец показывал эту корзину потому, что не мог объяснить на словах, а начертить на песке ему мешала слепота. При чтении Гриоля невольно задаёшься вопросом: где находится грань между дискоммуникацией и сознательной мистификацией. Тем более, что Гриоль не знал языка догонов и разговаривал с ними через переводчика.

В одном месте его рассказа мы можем смело говорить о европеизировании сообщённого жрецом: а именно о том, что седьмой предок догонов произнёс слово, и оно было тканью. «Вот почему тканый материал называется «сой», что означает «это – произнесённое слово». Сой также означает «семь»[15]…» То есть мы видим как очевидная для образованного европейца подкладка слова «текст» – от латинских слов texo (ткать, сочинять) и textus (ткань; сплетение, связь, сочетание) совершенно механистически приписывается догонам, хотя очевидно, что между устной речью и тканью нет прямой связи, в то время как письменная речь может выглядеть как переплетение нитей. Гораздо более убедительно другое сравнение, которое приводит Гриоль. Слово называется «водой[16]», что естественно, вспомним «речь» и «речка», течение речи и т.п.


Рис. 4 Схема догонского амбара, рис. М. Гриоля

Но вернёмся к устройству космоса у догонов. Всё та же корзина для цыплят репрезентирует, по свидетельству Гриоля, строение догонской вселенной, причём круглое основание представляет из себя солнце, квадратная крыша – небо, а круг посередине крыши – луну. Но самое интересное состоит в том, что лестницы этого фактически зиккурата, корзины для цыплят, амбара и макета вселенной, ориентированные на стороны света, обладают определенным символическим значением, где северу соответствуют Плеяды, мужчины и рыбы; югу – Пояс Ориона и домашние животные, востоку – Венера и птицы; западу – комета, дикие животные, овощи и насекомые.

Начнём с того, что звёзды и их расположение в целом очень важны для морских народов, потому что в море ориентируются по звёздам. Или для такого народа как египтяне, чьё существование напрямую зависело от наводнений Нила, вычисляемых астрономически. Известно, что «разливы Нила совпадали с появлением через несколько дней после летнего солнцестояния на небе яркой звезды – Сириуса. Она восходила после полуторамесячного перерыва, и египтяне связывали это с началом Нового года, который отмечали как один из главных религиозных праздников[17]». Но догоны не были ни морским племенем, ни народом, зависящим от разливов рек. Место их обитания – засушливая пустыня, а основное занятие – земледелие, что обычно стимулирует наблюдения за Солнцем, а не за звёздами.

В многочисленных исследованиях, посвященных анализу сакрального символизма египетских пирамид, упоминаются по крайней мере три из четырёх астрономических объектов, присутствующих в описании строения вселенной догонов. Это Венера, пояс Ориона и Плеяды. Постоянно тот или иной исследователь находит, что либо пирамиды в комплексе, либо одна из них, либо какая-то её часть указывают на эти космические объекты. То есть, мы видим у догонов ту же самую, приписываемую египтянам ориентацию, не обладающую, правда, никаким практическим смыслом. Более того, даже не имеющую никаких грандиозных улик этой связи с космосом. Вместо египетских пирамид нам предъявляют рисунок корзины для цыплят или фото догонского амбара, считающегося копией изначального «Мирового Ковчега», но совершенно на него не похожего. Если мы взглянем на реальный догонский амбар, фото которого можно легко найти в интернете, то увидим, что он прямоугольный, без круглого фундамента и ступенек, расположенных вдоль стен, делающих эскиз амбара похожим на зиккурат.


Рис.5 Догонский амбар

Рис.6. Догонские амбары, фото Г. Грин

Полное название этого строения – «Амбар хозяина чистой земли». Выкладывание из тела мёртвого первопредка по имени Лебе его души, с помощью костей, превращённых в могиле Номмо в камни, напоминает о символизме степени мастера, имеющему отношение к смерти. Характерно, что после своей ухода Лебе воскресает и становится «третьим словом». Известно, что человеческие череп и кости часто использовались в масонских ритуалах как напоминание о бренности человеческой жизни. Кости, превращённые в камни в мифе догонов, возможно, идут именно от символизма вольных каменщиков. Тем более, что убитый седьмой предок – тот самый, чьи кости превратились в камни, носил прозвище хозяина (мастера) речи, что позволяет отождествить его с мастером Хирамом, чьё убийство лежит в основе масонского посвящения в третью степень или степень мастера.

Перед входом в ложу новичку завязывают глаза, как на гравюре из сочинения розенкрейцера 16 века Штефана Михельшпахера «Кабала». Эта гравюра называется «Гора адептов». К ней обращаются и Юнг в работе «Символизм сновидений и его связь с алхимией», и его ученица Мария-Луиза фон Франц в лекциях по алхимии, где данный рисунок стоит под номером первым. Вот описание гравюры, которое приводит Юнг: «Рис. 93. Гора Адептов. Храм Мудрости ("Дом Собраний" или "Самособирания", освещаемый солнцем и луной, покоится на семи ступенях и увенчан фениксом. Храм скрыт в горе - намек, что философский камень спрятан в земле и должен быть извлечен и очищен. Зодиак на заднем плане символизирует продолжительность opus, в то время как четыре элемента отражают целостность. На переднем плане - человек с завязанными глазами и исследователь, который следует за своей врожденной интуицией. -Michelspacher, Cabala (1654)."»

То есть перед нами символическое изображение масонского храма (храма мудрости или царя Соломона), на ступеньках которого записаны стадии Великого делания или Великой работы (в данном случае у терминология у масонов и алхимиков совпадает). На крыше этого храма изображены солнце и луна. Храм в горе вписан в зодиакальный круг, внизу, на лугу стоят двое мужчин, глаза одного из них сокрыты под повязкой.

Что это как не изображение слепого жреца Оготеммели, рассказывающего исследователю, который следует своим природным инстинктам (если говорить словами фон Франц), т.е. Гриолю на догонский «Амбар мастера чистой земли». Посмотрим ещё раз на картинку с рисунком амбара. Квадратное основание и круглая крыша (а не наоборот), солнце и луна присутствуют открыто, а не в символическом виде, но главное – ступеньки, на которых надписаны алхимические действия, находящие своё отражение в аллегорических фигурах точно также стоящих на уступах горы.

Рис. 7 Гравюра «Гора адептов» из книги Ш. Михельшпахера «Кабала»

Символические животные и растения, которых Оготеммели по словам Гриоля помещал на ступенях космического амбара, находят себе прямое соответствие в этой алхимической гравюре. Более того, в книге Гриоля мы также находим изображение зодиакального круга, иллюстрирующее попытки антрополога найти в догонских мифах соответствия известным нам знакам Зодиака. Разумеется, эта натяжка выглядит крайне неубедительно, но характерно, что предпринимается попытка спроецировать европейские эзотерические представления на африканский миф. Но такой перенос совершенно недопустим, поскольку то, что нам кажется привычным, не обязательно известно другим народам, и даже у такой очевидной для нас вещи, как цифра «ноль», были свои изобретатели, а до изобретения «ноля» обходились без него.

Гораздо раньше, чем изображение Зодиака появляется в книге (32-й день), Гриоль помещает описание связи между душами людей и животных, напоминающее о зодиакальных соответствиях (19-й день). «Когда появились восемь людей, каждый из них разделил душу с животным; но человек остался на земле, в то время как его партнёр-животное осталось на небе[18]». Что это, как не отсылка к представлению о людях-Овнах и людях-Скорпионах? «Животное, – подытожил Оготеммели, – это близнец человека[19]». Небесный амбар, на ступенях которого располагаются животные, очень напоминает нам о круге Зодиака, но в этом сходстве скорее больше от знаний Гриоля, чем от секретов догонского жреца.

Характерно, что себя и других белых Гриоль называл «назореями», а это именование имеет два значения. В ортодоксальной традиции Иисус из Назарета называется «назореем» или «назарянином» в честь города Назарета. В мистериальной традиции широко распространено мнение, согласно которому Иисус был связан с назореями – древнееврейскими религиозными аскетами, дававшими обет не пить вина и не есть мясной пищи. Таким аскетом был Самсон, названный «назореем Божим от лона матери» (Суд. 13:5) и Иоанн Креститель. Обычно у мистов из того, что Иисус происходил из назореев, выводится то, что он был женат на Марии Магдалине, а их потомство основало династию Меровингов. Первыми, сделавшими такое умозаключение, вероятно, были М. Бейджент, Р. Ли и Г. Линкольн в книге «Святая кровь и Священный Грааль». Но затем «религиозное назорейство» Христа кочевало из книги в книгу. Вряд ли Гриоль имел в виду, что он, как и Иисус, родом из Назарета. Скорее он использовал это слово для маркирования себя как человека, принадлежащего к мистериальной традиции. Интересно, что когда вышла в свет книга Гриоля «Разговоры с Оготеммели», до появления «Святой крови...» оставалось ещё двадцать лет. Это означает, что озвученная тремя авторами концепция религиозной принадлежности Иисуса уже существовала тайно и была известна представителям того духовного объединения, к которому мог принадлежать Гриоль.

Странная числовая система – восьмеричный счёт, который догоны, по уверению Гриоля, использовали лишь в особых, сакральных случаях, находит своё объяснение, если сопоставить масонскую символику и то, что французский антрополог увидел в поле. «Пахота, таким образом, является формой ткачества, поле похоже на одеяло, сделанное из восьми полос, черные и белые квадраты, получаются из чередования насыпей, расположенных на каждом шагу и промежутков между ними; насыпь и тень от неё составляют черный квадрат[20]». В этой буколической картине отчётливо видится шахматная доска с её чёрными и белыми квадратами, расположенными восемь раз по восемь рядов (вот и объяснение восьмеричной системы счёта, не свойственной более ни одному народу). Причём на шахматной доске помещается 32 белых и 32 чёрных клетки, что соответствует 32 основным степеням масонства, 33 третья степень отсутствует как нечто вершинное, финально-эзотерическое. Не будем отсылать здесь к предложенной искусствоведом Валерием Турчиным гипотезе о «Чёрном квадрате» Малевича как о символе необработанного камня масонов[21], хотя описание Гриолем догонской деревни сделано вполне в духе супрематизма. «Целое скопление полей вокруг деревни вместе с самой деревней, также можно сказать, напоминает большое покрывало, здания с крышами, сияющими на солнце, становятся белыми квадратами, а внутренние дворики, лежащие в тени, черными[22]». Здесь речь идёт об особом видении поэта и мистика, для которого целый народ становится материалом для художественного высказывания.

То, что тексты Гриоля поэтичны – видно невооружённым глазом. Это скорее геопоэтика или этнопоэтика, а не антропология. Но то, что они ещё и мистичны, причём передают скорее мистический опыт автора, нежели объектов его исследования – становится понятно далеко не всем.

В нашей работе мы попытались заострить внимание на некоторых (далеко не всех) аспектах соответствия между европейской мистериальной традицией, в данном случае с акцентом на его орденской составляющей, и теми догонскими мифами и представлениями (в изложении Марселя Гриоля), которые вот уже несколько десятков лет будоражат учёных, конспирологов и простую публику. Последней гораздо проще признать, что в Африку прилетали инопланетяне, чем то, что их обманул профессор. Но в обмане этом есть та святая простота, которая по-своему привлекательна. Недаром гроб с Гриолем провожали в последний путь 250 тысяч догонов.

Рис. 8, 9 Католический и языческий храмы догонов, построенные по одному образцу. Сравним их со схемой Гриоля (рис.1)

Примечания


[1] Griaule M. Conversations with Ogotemeli. An introduction to dogon religious ideas. New York, 1978. P. 105. (Пер. мой – Е.Д.)

[2] Темпл Р. Мистерия Сириуса. М.: Эксмо, 2006. С.507.

[3] Там же. С. 510.

[4] The temple – храм (англ.)

[5] Там же.

[6] Там же. С.511.

[7] Зелот. Структура и символизм масонского посвятительного ритуала. URL: http://teurgia.org/archive/index.php?option=com_content&task=view&id=51&Itemid=2 (17. 12.2011)

[8] Griaule M. Conversations… P. 106-107.

[9] Фулканелли. Тайна соборов. М., 2008. С. 229.

[10] Подробнее см. Дайс Е. Алхимия Апулея. URL: http://www.topos.ru/article/ontologicheskie-progulki/alkhimiya-apuleya (19.12.2011)

[11] Griaule M. Conversations… P. 122.

[12] Тема меди появляется и в другом художественном произведении – «Граде Обреченном» А. и Б. Стругацких. Подробнее см. Дайс Е. Масонский миф в романе братьев Стругацких «Град обреченный». URL: http://www.liter.net/=/Eka/articles/strugackie_farmazony.htm (19.12.2011)

[13] Griaule M. Conversations… P. 18.

[14] Ibid. P.34.

[15] Ibid. P.28.

[16] Ibid. 74.

[17] Кормышева Э. Древний Египет. М., 2005. С.12-13.

[18] Griaule M. Conversations… P. 127.

[19] Ibid.

[20] Griaule M. Conversations… P. 77.

[21] Турчин В. Иконография «Чёрного квадрата» при свете теософии: икона, символ, знак // Аукционным дом «Гелос» 20.Выставка «Русская литография за 25 лет». URL: http://www.gelos.ru/result/inkom/blacks2.html (21.12.2011)

[22] Griaule M. Conversations… P. 77.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67