Сумерки майдана

Подводя итоги последних двух месяцев политической борьбы на Украине, начавшейся указом президента Ющенко о роспуске парламента и завершившегося соглашением о проведении досрочных парламентских выборов 30 сентября, трудно удержаться от впечатления эфемерности достигнутого согласия. Действительно, при том, что парламентская коалиция одержала явную победу "по очкам", президент и его "оранжевая команда" запросили перемирия, только потому, что опасались полного разгрома. По сути, перемирие продолжалось лишь двое суток, после чего ситуация вновь стала обостряться. В отношении результатов переговоров в стане коалиции нет полного единства. Достигнутые соглашения никак не могут устроить и "оранжевых", так как "программируют" их поражение на предстоящих выборах.

Действительно, Ющенко не удалось настоять на главном условии, к которому толкала его Тимошенко: на проведении выборов летом, в сезон отпусков, когда активность русскоязычных избирателей минимальна. Кроме того, электронный реестр избирателей, на создании которого сумели настоять партии парламентской коалиции и кабинет министров, позволит предупредить многочисленные нарушения, регулярно имевшие место в регионах Западной Украины, когда происходит заочное голосование по паспортам отсутствующих членов семей. В результате такого рода подтасовок в западных, проющенковских регионах страны удавалось "обеспечить" явку до 90% - в то время как минимум половина взрослого населения постоянно находится на заработках за рубежом. В то же время в восточной, русскоязычной Украине "оранжевые" администрации делали все, чтобы не дать возможность гражданам Украины, работающим в России, проголосовать. Так называемые "отписные листы" просто не выдавались без всяких объяснений. Теперь этому будет положен конец.

Однако более надежным залогом проведения относительно честных выборов является значительно усилившийся в ходе кризиса контроль на местах со стороны парламента и правительства. В ходе кризиса стране было наглядно продемонстрировано, что основные силовые структуры и структуры обеспечения законности находятся в руках коалиции. Считавшиеся проющенковскими силовые структуры были либо эффективно нейтрализованы умелой агитацией (армия), либо показали в ходе борьбы за власть свою неэффективность (служба безопасности).

Решающую роль в победном для коалиции завершении кризиса сыграл контроль над Министерством внутренних дел. Министр Сушко силами батальона спецназначения "Беркут" без колебаний сорвал попытку неконституционного захвата прокуратуры сторонниками Ющенко. Параллельно сорвалась и последняя отчаянная попытка захвата власти Ющенко через указ о переподчинении себе внутренних войск. Эта попытка также оказалась неудачной из-за умелого противодействия: часть внутренних войск остались верными кабинету и слушались приказов министра Сушко. Другая часть, готовая к переброске в Киев для защиты Ющенко, была обнаружена и фактически заблокирована в местах своего сосредоточения силами депутатского корпуса местных советов. Об этих фактах в прямом эфире ряда украинских телеканалов сообщили депутаты местных советов и мэры городов Восточной Украины. Как бы то ни было, после этих событий Ющенко сдался на милость победителей и кризис был "урегулирован" в течение чуть больше суток.

Возвращаясь к итоговому соглашению Ющенко-Янукович-Мороз, следует отметить, что большинство требований коалиции "оранжевые" вынуждены были принять. Из крупных требований коалиции в соглашении нет только прежнего условия о проведении одновременно парламентских и президентских выборов. Однако, рассуждая трезво, можно утверждать, что коалиции и Януковичу лично перевыборы президента невыгодны, и вот почему: для партий коалиции и их избирателя более благоприятно, если президентом будет оставаться непопулярный, слабовольный, а теперь еще более ослабленный в ходе кризиса Ющенко. Стратегической целью всех партий коалиции является дальнейшее ослабление института президентства в той или иной мере (хотя Партия регионов, социалисты и коммунисты немного по-разному расставляют акценты).

Будь президентские выборы проведены в сентябре, вместе с парламентскими, президентом стал бы, скорее всего, не Ющенко, а Янукович - в случае своего выдвижения. Об этом говорят все опросы популярности политиков. Но при таком раскладе президенту и кабинету пришлось бы напрямую и против воли их жителей управлять западными, традиционно "оранжевыми" регионами, что не приблизило бы русскоязычную Украину к давно лелеянной цели - регионализации страны и развитию местного самоуправления.

Давно запланированный так называемый второй этап конституционной реформы на Украине как раз предусматривает расширение ответственности местных советов и снижение значения обладминистраций, назначаемых из Киева. Именно обладминистрации являлись проводниками политики "украинизации", столь непопулярной на юго-востоке Украины. Если события будут развиваться гладко, коалиция из нынешних трех партий удержит за собой большинство и тогда сможет сосредоточиться на завершении реформы конституции в том направлении, которое было обещано ранее. Для повышения статуса русского языка до второго государственного голосов коалиции на Украине в ее нынешних границах не хватит в любом случае, однако введению русского языка в качестве регионального "оранжевые" эффективно сопротивляться уже не смогут.

Основным локомотивом конституционной реформы до сих пор был спикер Верховного совета Украины (Рады) Александр Мороз, однако преодоление его партией электорального порога по результатам опросов все еще остается под некоторым вопросом. Впрочем, будучи крайне заинтересованным в прохождении своего соратника, Янукович уже предложил социалистам объединение.

Если на фланге коалиции намечается дальнейшая консолидация, партийная ситуация на "оранжевом" фланге только усложнилась. Происходит дробление электората: к двум "оранжевым" партиям (тимошенковская БЮТ и ющенковская "Наша Украина") прибавилась еще одна. Из отколовшейся от социалистов группировки Луценко возникло движение "Народная самооборона", которое блокировалось с "оранжевым" лагерем. Это движение, по данным опросов, оттянуло часть "оранжевого" электората от партии Юлии Тимошенко БЮТ. Если ранее партия социалистов в значительной мере содержала в себе рядящихся под европейскую социал-демократию националистов, то после отпадения Луценко социалисты окончательно закрепились в "бело-голубом" лагере, который теперь вместе с коммунистами, можно сказать, превратился в полноценный триколор.

Коммунисты Украины по всем опросам также пройдут в следующий состав ВС. Их лидер Симоненко весьма решительно высказывается в пользу отмены института президентства вообще и за переход Украины к парламентской системе. Среди части избирателей это предложение весьма популярно, особенно на русскоязычном юго-востоке страны, где Ющенко пользуется особой антипатией. Однако его практическое осуществление может оказаться невыгодным основным силам по причинам, которые уже были затронуты выше. В нынешней Украине ослабленный президент Ющенко представляет западные регионы страны, являясь символом верховной власти для формирующейся там западно-украинской нации. Если бы института президентства не стало, встал бы вопрос о том, как управлять этими регионами. Другими словами, дело не в президенте, а в том, что в условиях раскола украинского народа на две нации двоевластие можно ликвидировать либо силой, либо конституционным разделением суверенной власти в рамках, например, конфедерации. Однако ни одна из сторон на уступки по вопросу власти идти пока не готова.

Положение усугубляется тем, что на Украине вопрос о власти тесно связан с вопросом о собственности: приобрести значительную собственность и удержать ее, не имея власти, просто невозможно. Изначальная проблема не в том, что бизнес вмешивается в политику, а в том, что бизнес на Украине не может существовать, не вмешиваясь в политику. Не все украинские политики олигархи, зато все украинские олигархи - политики. В частности, "оранжевого" президента поддерживает западно-украинская, так называемая мукачевская группировка украинских олигархов, представителей которых Ющенко назначил в Совет национальной безопасности Украины и другие подконтрольные ему органы.

Учитывая все это, ни одна из политических сил, как и стоящие за ними электоральные и финансовые ресурсы, не может позволить себе проиграть. Но поскольку слабейшей стороной в данном случае являются "оранжевые", именно от них следует ожидать провокаций и попыток изменить неизбежное по мере приближения срока выборов.

Другим препятствием к проведению внеочередных выборов в оговоренный срок могут послужить многочисленные разногласия по поводу конкретного содержания поправок в закон о парламентских выборах, которые должен принять ВС Украины для обеспечения их проведения. Здесь количество мнений примерно совпадает с количеством партий, и в результате обсуждение может затянуться, приведя к срыву договоренностей, - что уже начинает происходить на деле.

Еще одним препятствием на пути проведения выборов в обозначенные сроки может стать затягивание составления электронного реестра избирателей. Председатель украинской ЦИК уже заявил, что для этого ему может понадобиться целый год. Также и вопрос о расширении представительства партий в ЦИК может потребовать времени для утряски. Не ясен и статус партийных представителей, и то, каким должна быть ЦИК: чисто "профессиональной" или "политической" структурой, включающей представителей парламентских партий в качестве имеющих голос членов. Многие уверены, что в современной Украине никакая формально "профессиональная" ЦИК не может гарантированно оставаться независимой от интересов того или иного политического лагеря.

Учитывая все сложности, можно уверенно сказать, что политический кризис на Украине не преодолен, о чем свидетельствуют и осложнения самых последних дней. Соглашение Ющенко-Януковича-Мороза можно считать лишь окончанием его очередного этапа. Не будет он преодолен и 30 сентября, если даже выборы в этот срок состоятся. Ведь причина перманентного кризиса на Украине - в непримиримости целей двух враждующих лагерей. В то же время какая-либо "победа", конституционная или силовая, тоже невозможна ни для одной из сторон: это означало бы необходимость для "победителя" управлять половиной населения Украины против ее воли. Неординарная ситуация требует неординарных решений. Возможно, для сдвига ситуации с мертвой точки нам следует подождать прихода на украинский политический олимп новых политиков с новыми идеями...

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67