Суд Опричника

Mozhegov Vladimir

В СПб начался суд над одним из самых легендарных и харизматичных "православных экстремистов", "жидоедов" и "маргиналов Христовых" (все эпитеты с удовольствием носит сам герой), лидером современных опричников, главным редактором газеты "Русь православная" Константином Душеновым.

Ему предъявлено обвинение по статье 282 УК ("Возбуждение ненависти и вражды по религиозным и национальным признакам с использованием СМИ") и инкриминируется распространение фильма "Россия с ножом в спине. Еврейский фашизм и геноцид русского народа" и публикация других ксенофобских материалов.

Его газета "Русь православная" была закрыта еще в 2005 году по тем же причинам. (Главным поводом послужила публикация в марте 2005 года "Письма пятисот" генпрокурору с требованием запретить в России еврейские организации, основывающиеся на человеконенавистнических идеях Талмуда и Шулхан-Аруха.)

Константин Душенов, бывший военный моряк, известен также тем, что долгое время был пресс-секретарем митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна Снычева, духовного лидера православных патриотов (издание "Русь православная" было благословлено митрополитом Иоанном в 1993 году).

Все эти годы газета РП была также флагманом борьбы за канонизацию царя-гуманиста Ивана Грозного и православного старца Григория Распутина. А в январе 2007 года именно Константин Душенов опубликовал знаменитое "Обращение" епископа Диомида с обвинениями в адрес Патриархии, положив начало самому крупному церковному скандалу последнего времени.

Уже по этому послужному списку становится ясно, что перед нами личность яркая и неординарная. Если же присмотреться поближе, то, думаю, немного найдется людей из ныне здравствующих, кто оказал бы такое же влияние на состояние умов в современной России.

Явление православного большевизма

Основания мировоззрения, главным идеологом которого стал Константин Душенов, а священным знаменем - епископ Диомид, хорошо известны: во всем виноваты жиды, католики, масоны, мировое правительство, Ельцин, Путин, продажные архиереи и апостасийный мир.

Но почему именно Иван Грозный? На первый взгляд кажется странным, как могла в православных головах возникнуть идея канонизировать одного из самых кровавых в мировой истории тиранов (нечто среднее между Навуходоносором древности и будущим антихристом, - по слову С.Булгакова), перемучившего собственных христиан во много раз больше, чем первый римский "антихрист" Нерон.

На второй - понимаешь, что по-другому и быть не могло. Культ человекобога-цезаря - то, с чего начиналась новая история Рима. Вобрав в себя черты восточной деспотии, в Византии он окончательно сплавился в монолит священной полуязыческой монархии.

Когда Константин, желая украсить новую столицу, грабил империю, свозя в Новый Рим богатства римских и греческих городов, была перевезена из Олимпии и знаменитая статуя Зевса работы Фидия (одно из семи чудес света, сгоревшее в V веке вместе с дворцом императора Феодосия). Как считают (и, судя по сохранившимся изображениям на монетах, весьма основательно), именно она послужила основой для иконописного образа византийского Христа-Пантократора - единственного известного в Византии образа Христа.

Восседающий на троне Пантократор был самым ярким выражением экстатического слияния церкви и государства в апофеозе "симфонии". И пусть с евангельским Христом, учителем рыбарей, другом мытарей и грешников, византийский Зевс-Вседержитель имел мало общего, зато он идеально выражал божественный статус императора.

Со времени московских великих князей этот образ утвердился и в Третьем Риме. Иван Грозный глубоко проникся византийской теорией царства (царь - бог земной), всерьез возводил свою родословную к обожествленному в Риме императору Августу и в конце концов, уверившись в собственной божественности, повредился в рассудке, сотворив форменный Страшный Суд на отдельно взятой, подвластной ему территории.

Нечто подобное (уже в парадигмах модерна) повторил Сталин во времена "Третьего интернационала". В эпоху же постмодерна самообожествление стало законным правом каждого маленького человека. Для одних эта жажда, по слову Энди Уорхола, нашла удовлетворение в "пяти минутах славы" на ТВ, для других - во всевозможных культах кино, поп и прочих идолов. У нас же, когда эпоха модерна с венчающим ее образом "бога на мавзолее" окончательно рухнула в перестройку, сознание "советского человека, строителя коммунизма" под хаосом и обломками всевозможных модернистских идеологий нащупало спасительное каменное дно московщины, с которого ему и открылся идеал грозного человекобога.

В сущности, сегодняшнее наше постмодерное православие - тот же своеобразный супермаркет, где каждый может отыскать себе бога по душе. И современный монархист - психологический тип уязвленного болезненной самовлюбленностью "ивана грозного в миниатюре" - есть наиболее классическое его порождение.

Грозный - это Сталин сегодня, даже лучше, поскольку царь, да еще и православный, одним словом - святой. Для византийско-московского религиозного сознания культ этот, в сущности, был гораздо более близок и понятен, чем культ Христа. Неудивительно, что на фоне ельцинского развала он быстро вошел в моду и утвердился в качестве главенствующей народно-православной идеологии.

Конечно, новому культу был необходим вождь. И такого духовного вождя он обрел в лице епископа Иоанна Снычева, легендарного митрополита города трех революций.

О митрополите Иоанне покойный митрополит Волоколамский Питирим (один из самых трезвых и мудрых архиереев прошлого поколения) говорил как о человеке до крайности самовлюбленном. Снычева в Патриархии, вспоминал Питирим, просто не воспринимали всерьез. За свою экзальтированность он еще в семинарии получил прозвище "Ванька-хлыст". А о его деятельности в качестве вождя патриотического движения замечал, что "за ней видится чья-то опытная рука, толкающая на необдуманные поступки простодушно верующих людей".

О ней-то, этой "опытной руке", собственно, и речь. Бывший военный моряк, офицер, Константин Душенов был не просто пресс-секретарем митрополита Иоанна Снычева, но и его идейным вдохновителем и фактическим автором большинства книг, выходивших под именем владыки. Его перу принадлежит и главная библия православного патриота, книга "Самодержавие духа", самые проникновенные страницы которой посвящены апологии Грозного-царя. Конечно, никакого отношения к исторической правде и вообще здравому смыслу этот Краткий курс истории Третьего Рима не имел, у него были "совсем иные задачи" (как говорили недавно поклонники киношедевра Тихона Шевкунова). И с этими задачами он справлялся весьма успешно.

Русский человек всегда ищет, кому поклониться. Любит он и разные чуды, диковины ("странница я, на собачку говорящую пришла посмотреть"). Для неофита же вопрос, кому довериться, кого боготворить - первый в жизни. И если такую икону, спасаясь от "разрухи в головах", он нашел, его можно брать голыми руками, заставить поверить во что угодно. При волшебном сиянии культа неправдоподобность теории только добавляет ей убедительности, производя на душу простого человека неизгладимое впечатление.

Константин Душенов - инженер человеческих душ и, по-моему, гениальный менеджер - это волшебное излучение культа чувствовал инстинктивно. А обладая несомненной харизмой, способен был передать свою пламенную веру товарищам и последователям.

Конечно, для самих продвинутых патриотов настоящее авторство книги никогда не являлось секретом (стиль и язык ее слишком оригинальны и узнаваемы). Но для сознания неофита имя легендарного митрополита на обложке означало все: владыка Иоанн - не то что ваше жидовское "митрополитбюро", он - наш, русский, патриот, богатырь, обличитель иудина семени, настоящий вождь русского народа!

Неудивительно, что книга "Самодержавие духа" стала среди православных культовой, как и имя самого митрополита Иоанна ( владыченька - такое трогательное прозвище дали ему адепты).

Православно-патриотический проект успешно развивался. Но в 1995 году митрополит Иоанн скоропостижно скончался.

Интересная штука жизнь, еще более удивительна смерть. Если предшествующий Иоанну знаменитый ленинградский епископ Никодим, отец "экуменической ереси", умер на приеме у папы римского в Риме, то его антагониста, певца "священного царства" и борца с экуменизмом, смерть настигла на банкете у тогдашнего мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака в гостинице "Северная корона". "Жена мэра Людмила Нарусова подошла к владыке Иоанну под благословение. Благословив супругу Собчака, митрополит начал медленно оседать на пол..." - так описывает ее архимандрит Августин (Никитин).

"Народное православие" осталось без духовного вождя. Однако дело его продолжало жить, а книга "Самодержавие духа" продолжала свою просветительскую миссию, формируя тысячи адептов опричнины по всей России. И сегодня - от маленькой церковной лавки до фешенебельного православного книжного салона - едва ли встретишь место, где бы она не продавалась.

Три капитана

Митрополит Иоанн был, конечно, человеком в своем роде уникальным, второго такого было не найти. Но если нельзя найти - можно вырастить. Не устающий сеять разумное-доброе-вечное бывает вознагражден. Прошло десять лет, и из первичного бульона народного православия явился епископ Диомид, молодой (46 лет) епископ, взращенный на книгах Константина Душенова.

Епископ Диомид , закончивший Духовную академию в 1993 году, - настоящий символ нашего церковного возрождения и самый убедительный плод религиозного образования (основы православной культуры как они есть), сочетающий в себе насквозь мифологическое сознание и удивительное богословское невежество с беззаветным порывом непросвещенной, но честной души. До своего исторического "Обращения" он был известен лишь по выходившим под его благословением "Опричным листкам". Но к 2007 году плод, как видно, окончательно дозрел, и в начале года Константин Душенов инициировал "Обращение" Диомида, опубликовав один из его текстов, который снабдил заголовком: "Обращение ко всем архипастырям, пастырям, клирикам, монашествующим и всем верным чадам Святой Православной Церкви".

Вряд ли без этой "маленькой помощи моих друзей" сам Диомид на такое решился бы. Но отступать было поздно, да и друзья были рядом. Еще один серый кардинал Диомида - креативный автор того самого "письма пятисот" Михаил Назаров, также написавший свою книгу книг - труд "Тайна России", в котором мировая история предстает в виде глобального жидомасонского заговора.

Беседы с этим интересным человеком я в свое время часто слушал по известному православному радио, а его главный труд по тому же радио те же святые отцы, что сегодня называют Назарова фашистом и перебежчиком (в 1975 году он действительно совершил этот подвиг: сбежал из СССР), настоятельно рекомендовали как "книгу, которую непременно должен прочесть каждый русский человек".

Рекомендации святых отцов были, как видно, прилежно исполнены. Сегодня Константин Душенов с Михаилом Назаровым почти не пропадают из сферы внимания прессы, популярное православное радио возглавляет всенародную борьбу за нравственность, движение народного православия растет и ширится, а преосвященный Диомид все уверенней сбирает под свое крыло сторонников от Москвы до самых до окраин...

В чем сила, брат?

"Разговоры о возрождении православия кончились, по стране шагает антиправославный и антирусский уголовный террор. Сотни патриотов, как христиан, так и коммунистов, находятся под следствием и томятся в тюрьмах режима... Честные служители Церкви отправляются за штат, на них совершаются нападения, в них втыкают ножи и поджигают их дома", - такое "Обращение" в поддержку Константина Душенова распространялось сторонниками "православного экстремиста" накануне суда.

Призыв поддержать православного патриота прозвучал и по "Православному радио Санкт-Петербурга", листовки с приглашением на процесс были развешаны в поездах метро и в окрестностях Федерального суда Кировского района СПб. Само здание суда 26 марта было переполнено. Люди с иконами и хоругвями во множестве стояли на улице и обходили здание с иконами и пением акафистов. Заседание же кончилось ничем. Суд, ознакомившись с делом, отправил его на доследование, что было воспринято сторонниками "жидоеда Христова" как маленькая победа.

Такие же маленькие, но уверенные победы одерживали диамидовцы над грузным и неповоротливым телом бюрократического церковного левиафана весь прошлый год. Сторонники "епископа-динамита" обстреливали митрополию жалящими стрелами посланий, раз от раза все более дерзкими (последнее содержало уже прямые угрозы раскола и требования от патриарха покаяния за молитву с еретиками в Париже). Выдвигали лозунг "Диомида в патриархи" и вели сборы подписей в поддержку "чукотского адаманта" (в Нижнем, например, в начале 2008 года под открытым письмом патриарху собрали более 400 подписей). Называли имена архиереев, впавших в "ересь экуменизма" (кроме митрополита Кирилла звучали имена митрополита Минского Филарета, Санкт-Петербургского Владимира, епископа Венского Илариона и др.), и требовали немедленного созыва Поместного Собора. Твердыни православия - монастыри - трещали под натиском непримиримых зилотов, сторонников Диомида, восстающих на лояльных церковным властям сервелистов.

Движение непримиримых в темных глубинах церковного тела набирает силу. А что же митрополия? Как всегда, хранит глухое молчание. Да и что она может предъявить "народному православию", которое сама же под речи о церковном возрождении, в отсутствие всякого просвещения и внимания к нуждам и болезням церковного народа, и вырастила на свою голову?

К тому же от "православия" "Русской доктрины", пропагандируемой сегодня митр. Кириллом, или "Пяти принципов православной цивилизации" Всеволода Чаплина с его пафосом "столкновения цивилизаций", идеи Диомида ничем принципиально не отличаются. Это все та же византийско-московская религиозность "священного царства" и "священной бюрократии", лишь доведенная до своих геркулесовых столбов. (Лишний повод убедиться в этом дает недавний фильм Тихона Шевкунова с его главными героями: императором Юстинианом, окончательно закабалившим Церковь в тисках империи, Василием Болгаробойцей, утопившим в крови православную Болгарию, и Иосифом Сталиным, открывшим "новую эру изучения Византии в России".)

Но при этом Диомид прямодушен, говорит то, что думает, и не пытается усидеть на трех стульях сразу. Ему нет нужды тремя разными голосами на три разные аудитории транслировать одновременно национал-патриотическую (народную), государственническую (провластную) и кафолическую (вселенскую) идеологии. Потому "правда жизни" объективно оказывается на его стороне. Так же точно, как объективно в 1917-м она оказалась на стороне Ленина, а не прогнившей насквозь империи, впавшей в летаргию церковной верхушки и малохольного временного правительства.

Диомид - это лишь иной полюс равновесия потерянной церковной правды. А потому священная бюрократия, осторожно вползающая сегодня на загривок власти, и не может чувствовать себя слишком уверенно. Да и в Кремле, наверное, понимают, что если в 1917-м "ведомству православного исповедания" хватило трех дней, чтобы вчистую отречься от помазанника Божия, то чтобы кинуть нынешнюю "безбожную власть" при изменившихся вдруг обстоятельствах, ему может хватить и пяти минут.

Потому православный большевизм (а это, по разным оценкам, от трети до двух третей церковного народа, так или иначе поддерживающего Диомида) держит митрополию за горло и в любом случае оказывается в выигрышном положении. Митрополии же остается либо оставлять все как есть, позволяя опричникам бесчинствовать в "овчарне", в надежде, что "все само как-нибудь рассосется", либо - применять санкции, что автоматически превращает повстанцев в мучеников идеи и еще более повышает их авторитет в народе.

Священной бюрократии, воля которой парализована бесконечной уклончивостью и компромиссами, остается лишь благодарить Бога за то, что разделаться с Душеновым руки дошли наконец у власти. В страхах и надежде воспитать себе "хороших церковных людей" взамен неудавшихся "плохих" она инициирует сегодня борьбу за ОПК и "народную нравственность". Но поскольку исходит это все из того же эгоистического страха и полуправд, вряд ли эти попытки могут к чему-то привести. Разве что окончательно расшатают духовный строй и нравственные основы государства и общества.

Зато на фоне со всех сторон мягкой, податливой и уклончивой священной бюрократии уверенная в себе эрекционность "православного большевизма" смотрится особенно мощно, привлекая к себе народные массы.

Противостоять "правде Диомида" смогла бы сегодня только правда христианства. Но ожидать христианских манифестаций от погрязших в сервильности и комфорте церковных чиновников вряд ли приходится.

За что боролись

Вспоминается, как еще в позапрошлом году член Комиссии по канонизации, протоиерей Георгий Митрофанов на "круглом столе", посвященном внутренним проблемам церкви, сетовал на то, что при полном равнодушии к новомученикам - жертвам большевизма почта Комиссии буквально завалена письмами с требованиями канонизировать Ивана Грозного, Григория Распутина, маршала Жукова и "тайного христианина" Сталина. Речь его была выслушана вяло. Зато озвученные следом идея создания сайта под названием "Враги церкви" и заявление протоиерея Вс. Чаплина о том, что "списки врагов церкви уже готовы", вызвали настоящий всплеск энтузиазма.

Как видно, Всевышний услышал голос пастырей. Прошел только год, и враги, которых так жаждали, явились в изобилии.

Слово Господне обоюдоостро (как аукнется, так и откликнется - говорят в народе). Само явление Опричнины можно понять как красноречивый ответ Бога на забвение церковью заповеди о милосердии (то есть того, чем, по сути, и является христианство). И сегодня миллионы бездомных и сирот не вызывают никаких эмоций церковников, а в книжных лавках, заваленных штудиями о "православном царстве", борьбе с "врагами православия" и грядущем антихристе, едва встретишь одну книгу о Христе.

Так и выступление Диомида стало лишь ответом на полное пренебрежение церковных властей мнением, сомнениями и болезнями церковного народа (а отчаянный поступок пензенских сидельцев, борцов с ИНН, так напугал иерархию, что больше месяца она просто открещивалась от собратьев по вере, отказываясь признавать в них православных).

Сегодня митрополия поднимает крик о ситуации на Украине. Но ведь нельзя десять лет кричать на весь мир о своих "канонических территориях" и думать, что глас этот останется неуслышанным в высших сферах. Можно обманывать свой народ (и то не очень долго и до определенной степени), небесная же канцелярия не терпит двойных стандартов. И вот естественным образом антихристианский и антицерковный бред о "канонических территориях" откликается симметричным ответом Украины.

Если же учесть сегодняшнюю ситуацию на Украине (а это почти до половины приходов РПЦ, готовых уже завтра уйти в автокефалию), ситуацию в РПЦЗ, которая после "исторического объединения" рассыпается на глазах, покрывшись бесконечной сетью расколов, и ту изоляцию, в которой после скандала в Равенне попала РПЦ даже в православном мире, выпав из православно-католического диалога, то можно констатировать самый серьезный кризис Русской церкви за всю историю "триумфального" возрождения.

Христианство, как точно говорил протоиерей Александр Шмеман, не есть религия, но вечный суд над религией, суд Христа и правды "простейшей в мире книги" над ее Великим Инквизитором.

Сегодня этот вечный Великий Инквизитор религии предстает перед нами в двух своих ипостасях: в виде государственного византизма и экстремистского народного православия. И тот и другой несут гибель христианству. И если сегодня государственная и священная бюрократия все-таки сольются в экстатическом акте очередной тоталитарной "симфонии", а "православный большевизм" отреагирует на это расколом и волной опричного экстремизма, то, боюсь, очередной исторической трагедии (с очередным антихристом на троне Третьего Рима) нам будет не избежать.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67