Слоны и моськи на просторе

Перерыв между их потасовками был недолгим

Гоцман против Шварцмана

Минувший год был богат событиями. Среди них не последнее место принадлежало столкновениям политических слонов и политических же мосек, привлекавших изрядное внимание публики, производивших громкий шум и порождавших у многомиллионного зрителя резонное сомнение: "Раз лают на слона-то, знать - сильны!"

Но шум и пыль улеглись. Напряжение предвыборных месяцев и различные синдромы поствыборных недель сведены на нет доступными медикаментами и народными средствами. Что-то - валерьянкой. Что-то - отрезвляющей любого здорового россиянина новогодней "Путинкой" и далее по списку. Что-то - сериалом "Ликвидация".

Без сомнения, это был очень тонкий политтехнологический ход - смягчить эффект информационного взрыва, произведенного интервью Олега Шварцмана, интересным кино.

Перипетии борьбы одесского сыщика Гоцмана против шпионов и громил приковали к телевизорам множество избирателей. И отвлекли их от интересных рассуждений московского финансиста Шварцмана о "бархатной реприватизации", которая, если продолжать акцентировать на ней внимание широких масс, не может породить в них ничего, кроме ужаса перед непонятным.

А так - роль свою в борьбе элит Шварцман сыграл. И подошла очередь Гоцмана сыграть свою в борьбе гражданина РФ за его простое счастье.

В итоге Шварцман оказался в глубокой тени Гоцмана, давшего зрителю передышку от изнуряющего и не всегда добровольного участия в политическом процессе. Развлек зрелищем, где, несмотря на все потери и скорби, отважное добро побеждает коварное зло. Увлек от избирательной урны прямо ко "Дню чекиста".

Это отчасти напоминало тонкий ход, сделанный ТВ в день голосования, когда на экране с перерывом на рекламу и новости друг друга сменяли художественные картины борьбы хороших наших с гадами всех мастей - теми же шпионами, бандитами, изменниками и вообще врагами. Телевидение посильно вселяло в людей ощущение, что добро, правда и единство непременно одержат верх над злом, обманом и распадом.

Вот и герой-одессит не только помог герою-маршалу наладить стабильность внутри сюжета, но и послужил тому же делу в реальной повседневности.

Фронт Медеведева

Между тем от взгляда избирателя в ту пору не укрылось выдвижение четырьмя партиями (ЕР, СР, ГС и АП) беспартийного Дмитрия Медведева кандидатом в президенты.

Не укрылось и то, что г-н Медведев немедленно предложил Владимиру Путину возглавить правительство в случае своей победы. Глава государства принял и кандидатуру, и предложение благосклонно, что дало журналистам повод вернуться к уже подзабытой теме преемника. А избиратель, ободренный тем, что (вопреки ряду прогнозов) после выборов небо не рухнуло, земля не перевернулась, а Россия осталась той же Россией, что и была до них, - понял: пыль улеглась ненадолго. И кое-что интересное еще покажут.

И показали.

Совершенно официальное выдвижение кандидата Медведева. А также официальное принятие политиком Путиным предложения возглавить правительство в случае успеха кандидата партии, которую он только что привел к убедительной победе.

Вот именно так. Он. Привел. К убедительной победе.

Не случайно многие эксперты (невзирая на то, что "Единая Россия" остается главным слоном на улице, где встречаются друг тс другом российские политические бренды) утверждают: не будь Владимир Путин мотором ее списка - результат мог быть, говоря языком выступления Дмитрия Медведева, куда менее впечатляющим.

Возможно, сходную роль выбрал себе Владимир Путин и на президентских выборах. Ведь путинское большинство - это мощный энергетический ресурс, способный сообщить дополнительный драйв любому солидному политику.

В этом плане новый вес может обрести общественное движение "За Путина". В последние недели СМИ стали забывать о нем, между тем когорты, ведомые Павлом Астаховым (а он обещал г-ну Медведеву поддержку, еще не раз могут сделать свое дело. И кто бы ни называл это движение "лизоблюдским", "противным" и "декоративным", это не просто компания любителей стабильности, воплощенной в образе президента. Это - одна из форм организационного конструирования путинского большинства, попытка его внепартийной структуризации.

Да, этот бренд менее "раскручен", чем ЕР, но он довольно силен. Той силой, которую дает имя "Путин", остающееся мощнейшим политическим брендом страны.

Как бы то ни было, можно считать сложившимся фронт Медведева.

И включенные в него политические бренды резонно разделить на три эшелона (не по срокам введения в сражение, но по весу и мощи).

В первом - бренды-слоны: Владимир Путин и "Единая Россия".

Во втором - бренды малые-слоны: "За Путина", "Наши", "Справедливая Россия".

Третий составляют "Гражданская сила" и "Аграрная партия".

Сам же Дмитрий Медведев является тем, что американцы называют spearhead (острие копья) - группировкой, наносящей главный удар.

Ударная группировка

Дмитрий Медведев - сильный политический бренд.

Его присутствие в сознании избирателей стабильно. Его образ позитивен (по данным фонда "Общественное мнение", 40% опрошенных россиян считают, что достижений на посту первого вице-премьера у него больше, чем неудач. Противного мнения придерживаются лишь 4%). Среди его достоинств чаще всего отмечают молодость, внешние данные, ум и образованность, компетентность, организаторские способности, ответственность, работоспособность, уравновешенность и сдержанность.

Конечно, это был опрос, проведенный среди простых избирателей. Но, думается, факт выдвижения г-на Медведева в президенты, говорит и о том, что, несмотря на соперничество в элитах, как бренд он весом и там, где принимаются большие решения.

Кстати, в его первом телевыступлении в роли кандидата обратили на себя внимание три немаловажных момента: 1) подчеркнутая официальность и почти державность - беломраморный фон, слева - небольшой двуглавый орел; справа - государственный флаг; 2) акцент на социальной тематике (возможно, указывающий на приоритетность нацпроектов); 3) разговор о будущем - очень сдержанная и взвешенная, но ясная и открытая адресация к надеждам, чаяниям и мечтам людей.

Наверняка среди адресатов этой речи были и зарубежные элиты, которые отреагировали на выдвижение Дмитрия Медведева в президенты - как им и положено - со сдержанной благожелательностью.

Итак, фронт Медведева готовится к наступлению...

Союзники

Однако важно отметить, что конфигурация политических брендов, объединенных в этот фронт, - это их временный альянс. Поддерживая г-на Медведева, входящие в него партии, мягко говоря, отнюдь не во всем поддерживают друг друга.

Большой политический слон, ЕР, миновавший квартал посудных лавок, остается главным объектом критики молодого слона - "Справедливой России".

Похоже, "эсеры", раззадоренные успехом (с первого раза - и в парламент!), по ряду пунктов намерены выступать в нем с позиций более оппозиционных, чем КПРФ. И их участие в выдвижении г-на Медведева не гарантирует лояльность после победы.

"Миронов лоялен Путину, но не обязательно человеку, который придет вслед за ним, - отметил в беседе депутат Думы от "Справедливой России" Илья Пономарев. - У нас есть шанс стать настоящей оппозицией, в отличие от КПРФ и ЛДПР, которые стоят намного ближе к власти, чем мы. При этом наша оппозиционность, видимо, не будет ограничена стенами Думы. Мы намерены вести партийное строительство, на деле отстаивая справедливость не только в парламенте, но и в ходе, например, трудовых и социальных конфликтов - забастовок, судов и т.п. Это поможет партии состояться и в следующий раз прийти в Думу с более солидным результатом".

Так говорит депутат от парламентской партии, стоящей на левом фланге фронта Медведева, излагая одну из версий содержания набирающего силу бренда СР: СР - это партия угнетенных, готовых защищать свои интересы, но не доверяющих КПРФ.

Но все ли "эсеры" разделяют подход молодого и амбициозного политика?

Там же, на левом фланге, стоит "Аграрная партия", бренд которой упакован в символ - зеленые серп и молот. Их, надо думать, они уже скоро скрестят с аналогичными орудиями красного цвета.

Что же касается "Гражданской силы", то судить по телевыступлениям ее лидера о партийной политике - дело неблагодарное, но, думается, слова г-на Барщевского что-то значат. А он не раз указывал, что в целом его партия поддерживает "план Путина" и политику ЕР, расходясь с ними лишь в частностях. Эти расхождения и ставят его на правый фланг по отношению к правящей партии. Думается, гигант пока воздерживается от вполне дружественного поглощения милого малыша лишь потому, что на этом участке фронта "Гражданская сила" может выступать как не чуждый элегантности антипод крайним либералам из внесистемной оппозиции.

Вот он - намек на содержание этого пока не сложившегося бренда: ГС - это партия тех, кто склонен к правой риторике, но играет за власть.

ГС выступает на фронт в том же качестве, что и в минувшей кампании, - особого отряда, атакующего силы, бросившие вызов системе, выдвинув в президенты Владимира Буковского, Михаила Касьянова, Бориса Немцова.

Безусловный противник

Каждый из упомянутых политиков (и отказавшийся от участия в выборах г-н Каспаров, и снявший свою кандидатуру г-н Немцов, и незарегистрированный г-н Буковский) как бренд пока сильнее г-на Барщевского. Как, впрочем, и СПС, ставший частью бренда внесистемная оппозиция, сильнее ГС (несмотря на провал думской кампании, он представлен в региональной и муниципальной законодательной власти, имеет мотивированный актив и структуры.

Включение СПС размыло бренд внесистемная оппозиция. Раньше все было ясно: это "Другая Россия" - господа Касьянов, Каспаров, Лимонов. И примыкающие к ним господа и товарищи Буковский, Геращенко, Шендерович, Илларионов, Анпилов, Рыжков и - порой - г-жа Хакамада, кричащая с грузовичка: верните наши выборы, гады!

Теперь там Маша Гайдар требует всех посадить. И это - уже другая тональность.

Кроме того, взявший на праймериз в "Другой России" кандидатство в президенты Гарри Каспаров не смог провести собрание сторонников и придать этому акту нужную официальность. Это означает перераспределение позиций в группировке: на передний край выходит СПС, позиции на флагах занимают - ОГФ, РНДС, "Оборона", НБП, движение "Народ" и левые группы всех оттенков красного. Включая ярко-пунцовые РКСМб) и АКМ. Плюс в процесс могут включиться и диссиденты из "Яблока", такие как Илья Яшин и другие романтичные "несогласные" любители митингов и маршей.

Перед ними встанет ряд важных вопросов. Будет ли создана объединенная оппозиционная партия, чего (как говорит Никита Белых) хочет СПС? Или же нечто структурно более мягкое, но структурно оформленное - движение, альянс, коалиция? Будет ли - в любом случае - избирателям предложен единый кандидат? Кто составит корпус лидеров этой группы, идущих за ним и ведущих актив и избирателей?

Понятно, что, даже если все это состоится, внесистемной оппозиции жесткое кресло в Кремле явно не светит. Но как политический бренд она может усилиться и предъявить внятный процент своих сторонников, т.е. оппозиционеров. Если же нет, то этот бренд продолжит размываться. И в итоге превратится в пшик. Этому может способствовать несостоявшееся участие внесистемных кандидатов в выборах. Собрать два миллиона подписей и доказать их подлинность - не просто. А что бывает с брендами, которые дерзают, но оказываются несостоятельны, известно: они исчезают с рынка.

Пока же, судя, например, по выступлениям на съезде СПС такого сильного стратега, как Анатолий Чубайс, остаются шансы сохранить и усилить динамику, которая осенью делала внесистемную оппозицию атакующим брендом.

На это надеются многие внесистемные активисты. Пресс-секретарь инициативной группы по выдвижению Владимира Буковского Николай Храмов считает, что оппозиции "на президентских выборах надо... предъявить кандидата, способного не только оттеснить вечного Зюганова, но и победить путинского преемника, более слабого и менее популярного, чем сам Путин.

Оппозиция должна к тому времени быть настолько сильной, чтобы в случае попытки "украсть выборы" выйти на улицу и... настояв на повторных честных выборах по сербскому и украинскому сценарию, создать режиму совершенно неприемлемые международные проблемы с легитимностью и имиджем". Вот так.

Впрочем, есть изрядные сомнения, что собравший, как утверждают его сторонники, два миллиона подписей избирателей г-н Касьянов сможет всерьез потеснить тов. Зюганова. Не говоря уже о способности оппозиции достичь того уровня самоорганизации и мобилизации, который позволил бы создать режиму проблемы масштаба, сопоставимого с тем, что были достигнуты в Сербии, Грузии и на Украине.

Кроме этих практических проблем у внесистемщиков имеется одна, но большая проблема мировоззренческая. Похоже, они сделали открытие: народу России куда важнее уровень жизни, стабильность, хотя бы намек на социальные гарантии и возвращение уважения к себе, к власти и к стране, чем абстрактный идеал демократии. Впрочем, ответственность присуща тем, кто хочет победы (хотя и не всегда). А тем, кто рвется в бой со слоном, чтоб согреться и привлечь внимание публики, - с чего им быть ответственным? Знай - шуми...

Поход Зюганова и курс Жириновского - против "плана Путина"

Безответственность - это также и главная черта тактики коммунистов и либерал-демократов.

"Мы идем на выборы единой оппозиционной командой", - довольно заявил лидер красных Геннадий Зюганов после сдачи в Центризбирком регистрационных документов кандидата в президенты. " На выборах нашим основным соперником будут правые", - заявил он на встрече с председателем ПАСЕ Рене ван дер Линденом и пояснил: либералы во главе с Путиным и его преемником Медведевым.

У г-на Зюганова есть основания быть довольным - на думских выборах КПРФ подтвердила, что остается весомых брендом - партией бедных. И возможно, будет оставаться, пока в стране будут бедные. В этом смысле провозглашенная президентом борьба с бедностью коммунистам ни в коем случае не выгодна. Увенчайся этот план успехом - и потребуется ребрендинг, а это дело хлопотное, дорогое и не всегда успешное.

Та же история с Владимиром Жириновским. На партийном съезде он - видимо, желая освоить агитационный ресурс словосочетания "план Путина", - провозгласил "курс Жириновского": в том же направлении, но - чуть справа! Содержание бренда ЛДПР, как и количество ее депутатов, изменилось мизерно. Она осталась партией Жириновского.

Ни красные, ни желто-голубые не надеются на победу. Но хотят подтвердить свое право на место в политике. Их задача - вычерпать из своего электората все, что там есть. Их задача - отобрать у Дмитрия Медведева максимальное число голосов. Их задача - дожить до следующих выборов, показав свою силу. Для этого им предстоит громко шуметь на слонов. В точности по дедушке Крылову...

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67