Школьное уравнение

В Государственной Думе прошли Парламентские слушания, посвященные «Законодательному регулированию деятельности общеобразовательных учреждений различных форм собственности». Так российскими парламентариями был подхвачен призыв президента Дмитрия Медведева обеспечить равный доступ к федеральному бюджету государственным и частным школам. Однако, на фоне других законопроектов, которые будут вскоре приняты, может произойти фактическая приватизация госсектора в образовании и вытеснение сектора негосударственного.

Идея уравнять в правах школы разных форм собственности здравая и справедливая. До 2005 года действовало положение статьи 5 закона «Об образовании», которое обязывало государственные или муниципальные органы финансировать частные образовательные учреждения. Оно было уничтожено печально знаменитым ФЗ №122, также известным, как «Закон о монетизации льгот». Обязанность превратилась в право. С этого момента все школы, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, утратили льготу, освобождающую их от уплаты налогов, в том числе платы за землю, на которой расположены школьные здания.

Теперь, в 2010 году Минобрнауки предстоит вернуться на пять лет назад и разработать проект федерального закона о финансовых гарантиях государства на получение общего образования в школе, независимо от того, частная она или государственная. Но, это не приведет к исправлению ситуации.

Государственные и негосударственные школы в России и так уравнены в правах: их положение одинаково незавидно. В России действуют около 700 частных школ, в них обучаются около 70 тысяч человек, что составляет лишь 0,5% всех школьников. Вовсе не все частные школы – элитные школы для богатых. Во многих учатся дети-инвалиды (их в стране – полтора миллиона), которые просто не могут проходить обучение в обычных школах. Некоторые такие школы существуют на добровольные пожертвования.

На Парламентских слушаниях присутствовали представители 36 регионов страны. Многие говорили о том, что, с одной стороны, негосударственный сектор образования успешно душат налогами, повышенной арендной платой, приравнивая его к коммерческим структурам (40% денег уходит на уплату аренды). Что активно закрывают детские учреждения дополнительного образования (с ними просто отказываются перезаключать арендные договоры). По официальным данным, закрыто уже 30 подобных учреждений.

С другой стороны, и финансирование государственного образования составляет лишь 50% от минимальной потребности. К тому же, на протяжении 20 лет мы наблюдаем многократные попытки приватизации государственных образовательных учреждений.

Последняя – закон об автономных учреждениях (АУ) 2006-го года.

Благодаря усилиям общественности, удалось добиться признания перехода в АУ добровольным. Поэтому теперь появился новый законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений». По мысли заместителя председателя Комитета Госдумы по образованию Олега Смолина, данный законопроект может абсолютно нивелировать призыв президента России уравнять в правах школы разных форм собственности.

Законопроект состоит из трех основных позиций. Первая: экономическая самостоятельность бюджетных организаций с 1 января следующего года расширяется практически до уровня автономных учреждений. Это вернет им свободу распоряжения финансовыми активами. Если бы законопроект ограничивался лишь этим положением, его можно было бы только приветствовать.

Вторая: у государственных и муниципальных бюджетных учреждений отнимаются гарантии бюджетного финансирования. В том числе они переводятся на финансирование путем государственных заданий. Соответственно они лишаются права на субсидиарную ответственность учредителя. А это открывает дорогу банкротству. С помощью госзадания в любой момент можно закрыть любое государственное или муниципальное учреждение. В группе особого риска – сельские школы, которые и так планомерно уничтожаются.

Третье положение наносит серьезный удар по негосударственному сектору образования. Предполагается исключить из закона «Об образовании» положения о совместном учредительстве негосударственных образовательных учреждений. Если учесть, что сейчас 95% из них имеют более одного учредителя, то, как только этот законопроект вступит в силу, придется их перерегистрировать, и начнутся конфликты.

«Зачем это делается? Вот тут-то мы и приблизились к истине, - объяснил «РЖ» Олег Смолин. - Государственные муниципальные учреждения надо сбросить с бюджета, вытолкнуть в рынок (пусть зарабатывают деньги как могут). Бюджетным организациям фактически придается статус автономных учреждений. А параллельно надо зачистить поле от конкурентов, резко сократив число акторов и услуги, предлагаемые негосударственным сектором. Так возникает некоторая логика между двумя противоестественными сторонами отечественной госполитики: фактическая (частичная) приватизация государственного сектора и вытеснение негосударственного».

Понятно, что все это продиктовано ставшим обычным, режимом экономии бюджетных средств. А будущий законопроект о равном финансировании школ государственных и частных, существенной роли не сыграет. Это не означает, что не нужно добиваться возвращения налоговых льгот для негосударственных школ; бороться за их бюджетное финансирование и за льготы по аренде… То есть, за равенство школ частных и государственных.

«Прогноз мой вполне определенен: если закон будет принят в прежней редакции, - сказал Олег Смолин, - то объем бюджетных социальных благ резко сократится, а объем платных услуг государственных муниципальных учреждениях резко увеличится. Но ведь население в период кризиса богаче не стало».

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67