Русские праймериз-2007

Россия и Америка

Любые аналогии всегда грешат известной натянутостью. Тем не менее, если пытаться найти для России максимально похожее на нее государство на Западе, не исключено, что такой страной будет не кто-либо из наших европейских соседей, а расположенные на другом конце света Соединенные Штаты Америки. Большие просторы и масса неиспользуемого пространства определяют русскую "широту души" и отсутствие мелочности у жителей США. Суровый климат закалил характер американских первопроходцев и наших сибиряков. А представление о своей мессианской роли в истории человечества, равно присущее и "Третьему Риму", и "Новому Израилю", диктует имперское содержание политики этих двух стран.

Трудно сказать, руководствовались ли этими соображениями разработчики Конституции Российской Федерации 1993 года, или они просто по старой диссидентской привычке считали Соединенные Штаты эталоном счастливой жизни, однако факт остается фактом: наш Основной закон получился крайне похожим на своего заокеанского собрата. В результате наша политическая система также сложилась по американскому образцу: с сильным президентом, обладающим всей полнотой исполнительной власти, и двухпалатным парламентом, выполняющим исключительно законодательные функции. Неудивительно, что с тех пор российские политики, пытающиеся внести те или иные усовершенствования в нашу действительность, регулярно обращаются к опыту США.

В частности, как минимум на протяжении последних десяти лет то одна, то другая политическая сила предлагает перенести на отечественную почву американскую практику предварительных выборов, так называемых праймериз. Однако эти поползновения регулярно проваливаются. Даже в самых известных праймериз, организованных питерскими либералами в 2000 году на выборах губернатора Санкт-Петербурга, участвовали не более 0,5% жителей города. И это объяснимо. Не обязательно быть А.П.Паршевым, чтобы понимать: Россия все-таки не Америка. И если даже в наименее политизированных американских штатах лишь 40% жителей не являются четко определенными сторонниками той или иной партии, у нас таких людей никак не меньше 95%. Поэтому заокеанская практика праймериз на нашей родине обречена. По крайней мере, до тех пор, пока в России не появятся стабильные партии с постоянными группами поддержки.

Но это вовсе не значит, что в нашей политике нет ничего похожего на предварительные выборы. На самом деле своего рода праймериз проходят в России уже довольно давно. Просто надо понимать, что на русской почве любые западные понятия имеют свою особенную форму. И в роли отечественных праймериз, происходящих каждые четыре года перед определением наиболее реального кандидата на пост первого лица государства, выступает голосование по партийным спискам в федеральный парламент. О чем ярко свидетельствует взаимосвязь раскладов на всех предыдущих выборах в Государственную думу и следующих за ними выборах президента России.

Так, убедительное первое место КПРФ в 1995 году повлекло за собой объединение всех околополитических сил страны против Зюганова как кандидата в президенты. Четыре года спустя неожиданный успех "Единства", созданного за несколько месяцев до выборов и не имеющего никакой программы, кроме поддержки тогдашнего премьер-министра Путина, привел к досрочному избранию последнего президентом России. Наконец, безоговорочной победе "Единой России" 2003 года соответствовало столь же безоговорочное переизбрание Путина на второй срок.

Русские праймериз - 2007

Конституция 1993 года изначально отдавала исполнительной власти гораздо больше полномочий, чем власти законодательной. При этом с каждым годом данный "перекос" только увеличивается: Государственная дума становится все менее и менее значимым органом, в то время как авторитет исполнительной власти столь же неуклонно растет. В результате к настоящему моменту можно уверенно говорить о том, что основной, если не единственный смысл ближайших парламентских выборов заключается в определении расклада для президентских выборов 2008 года. Только в этом контексте думская избирательная кампания, де-факто стартовавшая осенью 2006 года, приобретает какую-либо значимость для будущего нашей страны.

Ведь в современной ситуации само по себе распределение мест в парламенте интересно разве что людям, непосредственно претендующим на депутатские мандаты, и их ближайшему окружению. И если рассматривать выборы в Государственную думу как самоценный факт, решительно непонятно, какая разница для рядовых граждан, сколько процентов наберет "Единая Россия" - сорок, пятьдесят или шестьдесят. И что изменится от того, кто будет вторым: КПРФ или "Справедливая Россия"? А уж прохождение или непрохождение семипроцентного барьера разнообразными малыми партиями становится важным исключительно для этих партий. Все равно, мол, в парламенте они ни на что повлиять не смогут.

Однако если понимать, что выборы-2007 являются праймериз перед выборами следующего главы государства, ситуация меняется на 180 градусов. Внешне достаточно формальный плебисцит приобретает совсем другой, гораздо более значимый, смысл. Попытаемся рассмотреть с этой точки зрения основные интриги начинающегося избирательного марафона.

"Вторая нога" и КПРФ

Публичная политическая борьба в новейшей истории нашей страны началась двадцать лет назад с противостояния коммунистов и "демократов". Много воды утекло с тех пор, однако все это время КПРФ стабильно являлась одной из двух главных сил в российской политике. Как на парламентских "праймериз", так и на выборах президента. Конечно, ее результаты ухудшаются с каждым годом. Разгромная победа на думских выборах 1995 года сменилась неуверенным первым местом в 1999-м и превратилась в позорное отставание от "Единой России" в 2003-м. Соответствующим образом выступали и коммунистические кандидаты в президенты. От Зюганова, чуть было ни ставшего главой государства в 1996-м, до Харитонова, проигравшего Путину более чем в пять раз в 2004?м. Однако факт остается фактом: до сегодняшнего дня именно коммунисты были второй по значимости силой страны, а основная политическая борьба проходила между условной "властью" и внешней оппозицией в лице КПРФ. Очевидно, что КПРФ хотела бы сохранять за собой это место и впредь. И надо признать, пока у нее есть на это все шансы.

Впрочем, рейтинг власти в последние годы высок, как никогда. Вследствие чего велик соблазн попытаться оттеснить коммунистов на обочину российской политики, сведя основную политическую борьбу в России к конкуренции двух "внутрисистемных" сил, сохраняющих определенную преемственность по отношению к магистральному курсу страны. Своего рода русских "демократов" и "республиканцев", если продолжать сравнение с Америкой. Вероятно, именно этим объясняется достаточно рискованный шаг Кремля по созданию второй "партии власти" на базе мироновской организации. И в этом контексте результат объединенной "Справедливой России" на выборах-2007 приобретает особенное значение для будущего нашей страны.

Если "вторая нога" проведет грамотную избирательную кампанию и вытеснит коммунистов на третье место, это может кардинально изменить всю политическую систему России. В том числе нельзя исключать, что, если второй результат "СпРоса" будет достаточно уверенным, власть рискнет выставить на президентские выборы сразу двух условных "преемников" - кандидатов, нацеленных продолжать по основным направлениям курс нынешнего президента. Что, безусловно, станет очень значимым символом необратимости перемен, произошедших в стране с момента распада Советского Союза. Более того, в некотором смысле только после этого можно будет со стопроцентной уверенностью говорить, что созданный в 1991-1993 годах политический строй под условным названием "российская демократия" окончательно устоялся. Ведь одним из главных признаков устоявшейся демократии являются как раз взаимоуважительные отношения основных политических сил страны.

Напротив, если "Партия жизни" провалит свою кампанию и второе место останется за КПРФ, на президентских выборах почти наверняка будет только один "преемник", основным конкурентом которого станет все тот же неувядающий Зюганов или кто-нибудь еще из коммунистических вождей. Таким образом, первая интрига ближайших "русских праймериз" - это борьба "второй ноги" и КПРФ.

Будущий президент и его команда

Вторая интрига этих праймериз, в общем-то, лежит на поверхности. Сразу же после подведения результатов думских выборов Владимир Путин должен будет окончательно назвать имя человека, которого он хотел бы видеть на своем месте. Да, скорее всего, все необходимые решения по "преемникам" будут приняты еще до начала избирательной кампании в парламент. Однако с достаточной долей уверенности можно сказать, что те или иные итоги "праймериз" могут изменить позицию власти по этому вопросу. Всем потенциальным кандидатам в "преемники" представляется шанс показать себя на деле, и большинство из них наверняка решит этим шансом воспользоваться.

При этом кадровая интрига праймериз вовсе не ограничивается определением персоны будущего президента. Ведь в дальнейшем этому президенту нужно будет набирать людей в свою команду. И успешное выступление на думских выборах - прекрасная возможность туда попасть. Причем это относится далеко не только к публичным политикам. Например, один из наиболее реальных кандидатов на пост следующего президента России Дмитрий Медведев начинал с того, что в 2000 году был главой избирательного штаба Путина. А сравнительно скромный бизнесмен, председатель совета директоров ФК ЦСКА Александр Бабаков, в свое время всего лишь вложил деньги в партию, добившуюся неожиданного успеха на выборах. Теперь он глава думской фракции и один из лидеров альтернативной "партии власти", периодически встречающийся с Путиным с глазу на глаз. Чем не пример для подражания для амбициозных политиков и предпринимателей?

Более того, все это относится не только к тем, кто будет каким-либо образом задействован в кампаниях одной из двух "партий власти". Еще со времен Б.Н.Ельцина первый человек в нашей стране является "президентом всех россиян". Поэтому у любого человека, успешно проявившего себя на "праймериз" в составе любого объединения, будет шанс попасть в команду нового президента. Следовательно, начавшаяся парламентская кампания является своего рода полигоном для выявления лиц будущей власти.

Малые партии и политический курс

Впрочем, практика последних избирательных циклов показывает, что для того, чтобы влиять на курс исполнительной власти, совершенно необязательно самим в нее входить. Можно всего лишь успешно выступить на думских выборах, и следующие четыре года власть будет активно к тебе прислушиваться. Причем, если для "Единой России" успехом станет как минимум половина мандатов, малая партия может ограничиться восемью-десятью процентами. Главное, чтобы за нее проголосовала наиболее пассионарная часть общества: мелкие предприниматели, журналисты и прочие "люди свободных профессий". Ну и еще кампания этой партии должна быть достаточно яркой. Такой, чтобы на нее обратили внимание даже люди далекие от политики.

В 1999 году такой партией стал "Союз правых сил", и следующие четыре года власть во многом работала по его рецептам. По крайней мере, в области экономики - ну, так СПС всегда и упирал на собственные "ноу-хау" именно в экономической сфере. Конечно, с формальной точки зрения ни Кудрин, ни Греф никогда не являлись членами "СПС" - непосредственно в правительство "правые" откомандировали только Алексея Улюкаева (впрочем, лидеры СПС Кириенко и Чубайс также получили значимые государственные посты), - однако вряд ли кто-то будет отрицать, что разработки гайдаровского Института переходного периода оказывали на них весьма большое влияние.

Четыре года спустя "правые" не смогли подтвердить свой успех, и им на смену пришла партия "Родина". Парадоксально, но факт: несмотря на все внешнее различие идеологий этих структур, очень многие люди, поддержавшие в 1999 году СПС, в 2003-м отдали свой голос за партию Глазьева-Рогозина. А так как это была наиболее пассионарная часть электората, курс исполнительной власти начал меняться в соответствующем направлении. Масштабные национальные проекты в области социальной сферы, озабоченность проблемами демографии, активизация патриотической риторики, борьба с нелегальной миграцией на рынках, упорядочивание ситуации в игорном бизнесе - все эти меры в той или иной степени были отражены в программе "Родины" во время предыдущих "праймериз".

Какая партия может занять это место на выборах-2007, пока сказать трудно. Осенью 1998 года мало кто мог предполагать грядущий успех объединенных "правых", а уж спрогнозировать победу "Родины" в октябре 2002 года было и вовсе нереально. Однако без особого риска ошибиться можно предполагать, что, если такая сила найдется, ее программа во многом определит курс власти на следующие четыре года.

Так, если в следующую Госдуму пройдет одна из социал-демократических партий, новому президенту придется уделять много внимания "социалке". Попадут туда либералы-западники - страну будет ожидать поворот в сторону вхождения в "глобальный мир" и активизация дружбы с "западными партнерами". Если в парламенте окажется сравнительно большая группа националистов (вряд ли им дадут зарегистрировать свою партию, однако они могут сделать это, например, под эгидой ЛДПР, тем более что такой вариант вроде бы сейчас активно обсуждается) - следующие четыре года пройдут под знаком борьбы с нелегальной миграцией и этническими преступными группировками. И так далее, и тому подобное. На самом деле подобных вариантов может быть достаточно много.

Таким образом, важность начинающейся кампании по выборам в Государственную думу трудно переоценить. Ведь результаты голосования в декабре 2007 года могут определить и имя будущего президента страны, и кадровый состав его команды, и курс, которого он будет придерживаться в своей деятельности, и даже российскую политическую систему в целом! Главное, не надо рассматривать эти выборы исключительно как распределение мест в парламенте следующего созыва. Праймериз перед выборами, определяющими, как будет жить страна аж до 2016 года, имеют значительно более глубокий смысл. И, само собой, далеко идущие последствия.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67