Расцвет и закат Джамахирии

Для многих уже стало привычным, что под действием определенных факторов могут рушиться демократические, авторитарные и тоталитарные режимы. Но демократий и автократий много, а джамахирия – одна. Джамахирия ‑ это форма государственного устройства Ливии, которую не решилось принять больше ни одно государство. Сегодня она находится так близко к распаду, как еще не была за все сорок лет, что ливийский лидер Муаммар Каддафи находится у власти.

«Эффект домино», начало которому положили революции в Тунисе и Египте, продолжает распространяться на страны Африки и Ближнего Востока. Сейчас антиправительственные митинги проходят в Марокко и Алжире, Йемене и Бахрейне. Ливия не стала исключением. Уже несколько дней в Ливии продолжается противостояние между правительственными войсками и недовольными гражданами. Протесты начались в крупных городах и, вскоре, дошли до столицы страны – Триполи, который традиционно считался опорой власти Каддафи. На сторону протестующих против режима начали переходить военные и полиция, а количество подразделений, лояльных полковнику Каддафи, падает. Сам лидер страны выступил с обращением, в котором заявил, что не собирается покидать страну и поручил подавление беспорядков своему сыну, Сейфу аль-Исламу.

В Ливии есть «классический» набор африканских социально-экономических проблем: крайне высокая коррупция, сильное социальное расслоение, трайбализм (клановость). Кроме того, во всей экономике функционирует только нефтяная промышленность. Если, конечно, не считать выращивание фиников. Однако важным отличием Ливии от того же Туниса или Египта является то, что в стране нет большого количества безработных и нефтяная рента позволяет перераспределять часть дохода в пользу бедных. Кроме того, ВВП страны рос все нулевые годы вслед за ценами на нефть, а режим проводил мягкую либерализацию, в первую очередь, через расширение контактов с Западом и постепенный возврат к капитализму. И для экспертов начавшаяся революция в Ливии стала полной неожиданностью, так как власть Каддафи казалась незыблемой.

С точки зрения государственной идеологии, Ливия представляет собой пример очередной неудавшейся утопии, окрашенной в социалистические и фундаменталистские тона.

Когда Каддафи захватил власть в 1969 году в результате бескровной Зеленой революции, то в стране начались радикальные перемены. Первоначально Каддафи заимствовал лозунги, под которыми в Египте пришел к власти Насер: «Свобода, социализм и единство». Но вскоре он отказался как от капиталистического, так и социалистического пути развития, предложив свою национальную форму правления «подлинного социалистического общества на основе ислама».

Будучи поклонником творчества Бакунина, Кропоткина и Руссо, полковник Каддафи увлекся созданием идейной базы для нового режима. В 3 томах была выпущена «Зеленая книга», в которой Каддафи изложил свою политическую философию. Она представляла собой смесь шариата, коммунистических идей, панарабизма и анархо-синдикализма. Однако хуже всего, что он попытался претворить ее в жизнь. Так, было запрещено заниматься наемным трудом и розничной торговлей, сдавать недвижимость в аренду, постулировался отказ от эксплуатации людьми друг друга. Все это в сочетании с высокими ценами на нефть породило новую форму социального, политического и экономического устройства – джамахирию (на русский можно перевести как «власть масс»). Эксперименты ливийского лидера оплачивались за счет нефтяной промышленности, которая была единственным работоспособным сектором экономики.

Однако под ширмой демократического централизма (эти идеи развивались Каддафи в противовес парламентской демократии), где нижестоящие выборные органы делегируют представителей в вышестоящие, скрывалась типичная для региона авторитарная диктатура, ограниченная интересами кланов, связанных с нефтяным бизнесом. Несмотря на то, что на протяжении 70-х и 80-х годов полковник Каддафи всеми силами пытался ослабить власть племен и создать в стране общенациональную идентичность, его усилия не увенчались успехом и кланы сохранили за собой важные человеческие и экономические ресурсы.

Модель джамахирии изначально создавалась на экспорт в другие страны, Каддафи мечтал о мировой революции. Однако, вопреки ожиданиям Каддафи, иностранные государства не восприняли ее. Существовали гораздо менее затратные способы организации авторитарной власти (в первую очередь классический неопатримониализм, если речь идет об Африке), в этом плане проект полковника был неэффективен, кроме того, он предполагал значительную идеологическую эклектику.

Каддафи, в лучших традициях конспирологии, видел в неприятии его идей происки Запада, после чего начал активно поддерживать международные революционные организации, стремясь хоть как-то интернационализировать революцию. Он оказывал помощь и Ирландской революционной армии, и Организации освобождения Палестины. Это стоило стране международной изоляции, продолжавшейся вплоть до нулевых годов.

Джамахирия оказалась крайне неэффективным устройством, из-за чего органы власти Ливии находились в состоянии перманентного хаоса и неразберихи. Впрочем, это было только на руку ливийскому диктатору, который искусно смешивал в одних ведомствах людей с противоположными интересами и взглядами, благодаря чему пытался обезопасить свое правление.

Когда дисфункции системы стали очевидны для самого Каддафи (не в последнюю очередь из-за падения цен на углеводороды), он принял решение пойти на сближение со странами Запада, ради чего издал Белую книгу, в которой заметно смягчил свою риторику по отношению к Америке и Израилю, а также отказался от поддержки международного терроризма. Либерализация затронула и коммерческий сектор: частные предприятия были уравнены в правах с государственными компаниями. Все это дало значительный толчок росту в нулевых годах.

Но почему тогда далеко в не самой бедной стране Африки случилась революция? Все-таки нефтяные доходы создавали «подушку безопасности» для режима, а ее жители не имели традиций борьбы за свои права, в том числе вооруженной. Возможно, причина начавшейся революции в том, что у политологов называется «законом Токвиля». Увеличение уровня благосостояния граждан ведет не к росту удовлетворенности режимом, а к росту социальных ожиданий, за которыми режим, проводящий медленную либерализацию, не успевает. В результате растет социальная напряженность и происходит переворот. Похоже, что это и случилось в джамахирии. Экономический рост и «открытие» страны для Западного мира вызвали изменения в ожиданиях жителей Ливии относительно качества режима. Это усиливалось еще и тем, что идеологическая начинка уже давно стала выхолащиваться, и идеи «исламского социализма» претерпели за сорок лет столько метаморфоз, что стало очевидно: концептуальным ядром идеологии Каддафи является желание остаться у власти как можно дольше. Падение цен на нефть в 2008 году, вслед за ухудшением экономической конъюнктуры, вызвало спад легитимности режима. Волна африканских революций, начавшаяся в 2011 году, послужила катализатором недовольства.

Если ливийская Джамахирия все же не выдержит внутренних противоречий, то можно будет констатировать смерть еще одной политической утопии. И тогда придется снова вспомнить известное выражение Черчилля о том, что демократия – худшая форма правления, если не считать всех остальных.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67