Повод для гордости

Шестнадцать лет постраспадного бытия России скудны великими делами. О "реформах" говорят разное, похвалы перемежаются с проклятиями. Военные достижения стремятся к ничтожной величине, и каскад "чеченских аттракционов" русскую военную историю отнюдь не красит. Главными событиями экономической истории стали приватизация и дефолт. Механизмы первой до сих пор не могут отмыть, а о втором вообще стоит говорить либо плохо, либо ничего. Дипломатия радует "широковещательными" и "многошумящими" заявлениями, за которыми видно медленное, но постоянное отступление с одних заранее заготовленных позиций на другие. И так во всем. Более или менее радуют население России лишь спортсмены, артисты, да еще иногда писатели...

Но 17 мая 2007 года должно произойти великое политическое событие позитивного характера. Событие, давшееся тяжкими усилиями и подготовленное несколькими годами непростой работы. Гражданам России оно даст повод гордиться нашей страной и нашей Церковью.

Я говорю о подписании Акта о единстве Русской православной церкви (РПЦ) и Русской православной церкви за рубежом (РПЦЗ). Будет закрыта глубокая рана, нанесенная церковному телу еще в 20-х годах XX столетия. Верующие обеих церквей получат возможность невозбранно молиться в храмах РПЦ и РПЦЗ, исповедоваться и подходить к причастию.

Переговоры об объединении велись давно. В решающую фазу они вступили в 2004 году. Для этого должно было произойти несколько значительных изменений в жизни РПЦ. Постепенно уничтожались главные пункты противоречий между двумя церквями. Так, РПЦЗ чтила императора Николая II, убитого большевиками в 1918 году, как священномученика, а в РПЦ подобного почитания на протяжении всего советского периода быть не могло - по вполне понятным причинам. Однако после канонизации последнего русского царя и его семьи важное разногласие было снято. В послевоенный период Советское государство толкало Церковь к сотрудничеству с экуменистами. По воспоминаниям некоторых сотрудников органов госбезопасности это "сотрудничество" мыслилось как часть "игры разведок", и сама Церковь не была от него в восторге. Ну а РПЦЗ прямо осуждала сближение с экуменическим движением. Однако в постсоветский период РПЦ заняла весьма твердую отрицательную позицию по поводу уступок экуменистам и опубликовала соответствующие решения. Наконец, РПЦЗ считало недостойной и еретической практику "сергианства" - по имени митрополита Сергия, пошедшего на сотрудничество с безбожным Советским государством в 20-х, когда Церковь в России стояла на грани полного уничтожения. Проблема эта крайне сложна и с догматической точки зрения, и с нравственной. Однако в 1991 году умерло то самое Советское государство, ушла тотальная зависимость Церкви от административного аппарата, а в "Основах социальной доктрины РПЦ" - важнейшем церковном документе - ясно сказано, что Церковь в целом и каждый ее сын в отдельности должны оказывать сопротивление государственной власти, если она толкает на путь безбожия. Почвы для трений по поводу "сергианства" больше нет. Остались нерешенными административные и имущественные вопросы, но они, по сравнению с вероисповедными, второстепенны, а потому договаривающиеся архиереи разумно оставили их на будущее.

Таким образом, никаких значимых противоречий между РПЦ и РПЦЗ не сохранилось. А уж Гражданской войны, разделившей Россию на красное и белое, родившей целую волну русской эмиграции и расколовшей нашу Церковь, давно и след простыл. В 2004-2006 годах шли консультации между представителями двух церквей и, что особенно важно, впервые под крышей одного храма произошло участие архиереев с обеих сторон в богослужении.

В РПЦ вопрос решился без особых проблем. У зарубежников на этот счет шли жаркие дискуссии, но в конечном итоге сторонники объединения возобладали. В 2006 году в Сан-Франциско прошел IV Собор РПЦЗ, положительно решивший вопрос об объединении. В дальнейшем требовалось решить ряд практических проблем, что и происходило без особой спешки - церковный организм суеты не знает.

Однако идея грядущего единства церквей обрадовала далеко не всех. Нашлись у нее и противники. Ведь в конечном счете она означает очевидное усиление РПЦ, рост ее влияния в Европе и особенно в США. Кроме того, РПЦЗ больше нельзя будет использовать как инструмент для поддержания искусственно созданной ситуации противостояния "двух русских православий".

По этим причинам последние полгода вокруг объединения церквей разгорелась информационная борьба. Противники объединения возмущались: как же так? неужто возможно единство с РПЦ, которая-де стоит перед государством на задних лапках?! Это же "неосергианство"! С их подачи получило широкое распространение так называемое обращение владыки Диомида, изначально отнюдь не предназначенное на роль манифеста. Там содержались укоризны руководству РПЦ: все то же "неосергианство" плюс послабления экуменизму (имелся в виду саммит представителей разных конфессий под эгидой РПЦ МП).

5-7 марта 2007 года прошел XI Всемирный Русский народный собор. По традиции каждый новый Собор имеет стержневую тему. На этот раз она прозвучала следующим образом: "Бедность и богатство: исторические вызовы России". Иными словами, Церковь высказалась о самой страшной и самой опасной язве российского социума. Святейший патриарх Алексий II во вступительном слове 5 марта говорил следующее: Россия богата природными ресурсами, но опыт многих стран показывает, что сами по себе природные богатства (читай: труба) процветания не приносят, ими нужно распорядиться мудро (читай: а не как сейчас). "Нам нужно вспомнить, что главное богатство - это люди". В стране экономический подъем, ситуация в национальном хозяйстве изменилась к лучшему, но многие ли граждане почувствовали это? "Десятки миллионов наших соотечественников оказались за чертой бедности". И вот, наконец, главное сказано: "Неужели мы так низко ценим своих сограждан, что позволим им жить в нищете рядом с кричащей роскошью?.. Нам нужно построить этически ориентированную экономику!" (читай: необходимо изменение структуры госбюджета в пользу весьма значительных социальных расходов). Церковный политик номер один - митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл - высказался еще жестче. Да, Россия нуждается в модернизации. Но реформы 90-х и до сих пор идущие в их русле государственные мероприятия дали отрицательный опыт модернизационных усилий. Для очередного раунда совсем не подходит тупая вестернизация России. Нужны "ценностные основания реформ", учет "духовной и культурной наследственности" страны. Основания для подобной платформы налицо: страна наделена несметными сокровищами, благодаря которым "...собирается Стабилизационный фонд и богатеет крайне незначительная часть нашего общества". К чему это может привести? Да все к тому же, что и в 17-м году! Митрополит Кирилл говорит об этом с большим тактом, но вполне однозначно: "Социальные диспропорции стали питательной средой для разжигания революционных настроений в начале прошлого века". После таких речей обвинения в "неосергианстве" и отсутствии социального действия в церковной политике потеряли силу.

От РПЦЗ архиепископ Берлинский Марк выступил с заявлением, суть которого проста: объединение остановить невозможно. Появилось несколько статей видных церковных публицистов (например, дьякона Андрея Кураева), разобравших неправоту "обращения" по части отношения Церкви к экуменическому движению. Православная общественность, в частности православно-патриотические организации "Народный собор" и ЛФГ "Бастион", заявили о полной поддержке объединения церквей.

В начале мая противники объединения выложили на стол последний козырь - распустили слухи о тяжелой болезни (и как вариант: о кончине) патриарха Алексия II. Но вскоре патриарх появился на телеэкранах. Прозвучали его слова: "Ничто не мешает объединиться русским людям в России и за ее пределами".

Итак, до подписания акта осталось несколько десятков часов. Можно констатировать: в информационной войне последних месяцев главный калибр у церковной артиллерии оказался мощнее, чем у оппонентов; победа за РПЦ.

Осталось доделать это великое дело. Дай Бог здоровья нашим архиереям и устроения в делах! Попусти им завершить славное начинание! Тогда к концу недели Россия получит повод для нового красного дня в календаре.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67