Постсоветская Византия

Религиозная истерия (вплоть до распознания «смеха Диавола» и призывов «сжечь на костре») в этом году неожиданно грянула в Великий пост – время, которое христианам, напротив, предписано для смирения и самоуглубления. Но – каков поп, таков и приход. И наоборот.

Откуда же взялось это карательное настроение у православных? Какой-то действительно дьявольский парадокс: те, кто так любит напоминать о своих мучениках ХХ века, теперь сами требуют уничтожить «врагов народа». Случай с «Pussy Riot» стал лишь поводом – причины, как всегда, глубже.

В нынешней праведно-ругающейся публике как в кривом зеркале отражается та самая комсомольская гопота, некогда описанная Солженицыным – которая срывала праздники церковных «отщепенцев», пребывая в полной уверенности, что государственная «крыша» своих не сдаст. Но затем эта «крыша» поехала – и множество вчерашних комсомольцев отрастило бороды и устремилось в те же самые храмы. Только уже не мешать обряду, а напротив – пробиваться в первые ряды, размашисто креститься и бороться с «отщепенцами» новой эпохи, которые не просекли изменения конъюнктуры.

В студенческом начале 1990-х мне самому довелось нырнуть в эту волну «православного возрождения», и чуть было не захлебнуться… Благо, вскоре стал замечать шокирующую метаморфозу: ненавистный совок со своим тоталитарным лукавством никуда не исчез, но лишь воспроизвелся в иных формах – причем именно в тех, где чаял избавления от него. И многие купились на эту «Великую Пародию», у вождей которой

«изменились лишь какие-то внешние атрибуты (умение держать хоругви вместо переходящего красного знамени), а сущность осталась прежней: поклонение «единственно верному учению» и обвинения всех, его не разделяющих, в «антипатриотизме».

Нетрудно проследить характерную эволюцию «российской элиты» (как она полюбила себя называть). В 1980-е они были преимущественно коммунистами или комсомольцами, в 1990-е – либералами, в 2000-е же – все как на подбор стали называть себя «патриотами», «консерваторами» и даже «традиционалистами». Те же, кто не вписывался в этот алгоритм, подвергались жесточайшей обструкции. Так, в начале 1990-х эта «элита» лепила на оппозицию ярлык «красно-коричневых». Сейчас та же самая «элита» клеймит несогласных как «оранжистов». Посмотрите, например, на бывшего редактора ультра-либеральной газеты «Сегодня», а ныне «любимого комментатора Путина», однако…»

Если что и можно считать официальной идеологией нынешней России – то именно это византийское лицемерие. Оно технологически идеально сомкнулось с постмодерном: режим легко использует самую разную риторику – имперскую, либеральную, левую – в зависимости от текущей ситуации. А выяснять, каков он на самом деле, бессмысленно – так же, как и переспрашивать «Who is Mr. Putin»?

Религиозные основы этой зыбкой пустоты недавно хирургически вскрыл Владимир Голышев. Нынешние первосвященники со своими «оскорбленными чувствами» – это не более, чем римейк синедриона, который не менее возмущался «попранием святынь». Можно вспомнить и песню-сон Ильи Кормильцева – про воскресшего Христа, тут же вновь убитого нашими современниками...

Московскую историю логически дополнил питерский закон о запрете ЛГБТ-пропаганды. Разумеется, церковные деятели всецело одобрили повеление власти. И напротив – гневно осудили «певицу» (в кавычках!) с богохульным именем «Мадонна», посмевшую высказаться в поддержку этого гонимого меньшинства:

«Считаю, что уместно было бы отменить этот концерт и не пускать ее больше в Россию. Уж, точно, не ей «критиковать» Россию, Русский государствообразующий народ и губернатора Санкт-Петербурга господина Полтавченко, который опирается на моральные ценности Святого Православия».

Экий слог, правда? Игумен Рыбко явно включил машину времени и вернул нас в эпоху обер-прокурора Победоносцева. Вероятно, вскоре следует ожидать изъятия из Конституции статьи о светском государстве – как устаревшего наследия «лихих девяностых». Ну а клеветнические домыслы о «голубом лобби в РПЦ» и вовсе будут причислены к экстремизму и подрыву государственных устоев.

Чем же кончится этот лукаво-тоталитарный византизм? Вероятно, тем же, чем и историческая Византия. Нео-путинизм сразу начался с раскола – между гражданской свободой и «интересами государства», которые были объявлены самоценными и даже сакральными. И эта трещина ныне все углубляется, открывая дорогу к повторению истории…

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67