Последняя выставка Йорга Хайдера

Десять экспозиций современного искусства в шести городах, сделанные одним куратором - такой арт-размах редок даже для биеннале. Но "Эмансипация и конфронтация" в австрийской Каринтии производит впечатление ювелирно сделанной работы. Это была последняя выставка под патронажем Йорга Хайдера, известного австрийского политика, погибшего 11 октября в автокатастрофе.

Название этого грандиозного проекта, придуманного куратором Сильви Айгнер, поначалу способно ввести в заблуждение. Звучит слишком уж неопределенно: "Эмансипация и конфронтация. Искусство Каринтии после 1945 года". Но, если прилежно посетить музеи Клагенфурта, Бляйбурга и четырех других городов Каринтии, а также посетить электростанцию, ставшую выставочным залом, все-таки понимаешь, что имелось в виду. "Искусство Каринтии" - это в последнюю очередь история феминизма и бунтарей, хотя их в местной истории тоже хватало Прежде всего это арт-энциклопедия, построенная, с одной стороны, по краеведческому принципу, с другой - по законам искусствознания. А известный своими провокативными высказываниями Йорг Хайдер, губернатор Каринтии и патрон выставки - в минувшую субботу погибший в автокатастрофе - в ее подготовку не вмешивался и цензурных рогаток не ставил. И вообще, по отзывам даже не симпатизировавших ему художников, оставался фигурой скорее из мира поп-медиа.

Карт-бланш, выданный Хайдером куратору выставки, позволил той собрать всех интересных авторов, либо родившихся в Каринтии, либо здесь живших и работавших. Каринтия - земля, граничащая и с Италией, и со Словенией, известна своими пейзажами, вот почему сюда устремлялись многие. В итоге Сильвия Айгнер отобрала работы сотни с лишним авторов.

Получилась подборка, представляющая все основные течения в послевоенном искусстве, от фигуративных до абстрактных. Поскольку большинство авторов работает сегодня в Вене, речь фактически идет об анализе современного искусства Австрии. Здесь и классики, такие как Мария Лассниг, Ханс Шабус и Арнульф Райнер, и менее известные в России авторы, остающиеся тем не менее знаковыми для истории ? Ханс Бишофсхаузен, акционист Виктор Роги, Корнелиус Колиг, вот уже двадцать лет возводящий архитектонический "Рай" в Фордерберге. Большая часть представленных на выставке художников была связана с европейским авангардом, многие годами работали в Париже, Нью-Йорке и других художественных центрах мира, и потому общее ощущение от выставки вовсе не провинциальное, что мог бы, наверное, ожидать от нее неподготовленный зритель.

Особый интерес вызывает раздел скульптуры. Чтобы увидеть его, надо отправиться в каменоломни вблизи Филлаха, где находится скульптурный центр Красталь. Здесь уже сорок с лишним лет на творческих симпозиумах встречаются скульпторы со всего мира. Сотни произведений на протяжении многих километров расставлены прямо вдоль дороги. Галерея, расположившаяся рядом с мастерскими, знакомит не только с выставкой, но и архивом выполненных в Крастале работ.

Для каждого выставочного пространства "Эмансипации и конфронтации" придумана своя концепция. Например, монастырь в Оссиахе известен концертами и музыкальным фестивалем "Каринтийское лето", проходящим каждый год. Для монастыря отобрали произведения искусства и объекты, так или иначе связанные с музыкой, звуком, шумами и шорохом. К одним произведениям надо прикоснуться, перед другими подвигаться (и тогда все вокруг загудит и замигает), третьи автономны и лишь предлагают лицезреть свои эстетические красоты на расстоянии.

Например, Уве Бресник воссоздает легендарные аудиосистемы прошлого. Он делает их из дерева, хвороста, мха и лесных ягод. В результате к чувству ностальгии примешивается радость эколога, а медиальность обретает материю. Здесь же Томас Хоке напоминает в звуковой инсталляции Versailles Reloaded о барочном контексте не только монастырской выставки, но и австрийского искусства в целом.

Но самым необычным выставочным залом стало так называемое "общественное пространство" - современная архитектура Каринтии и произведения искусства в публичных местах, в больницах, школах, на площадях и улицах. Увидеть их все вряд ли удастся даже настоящему энтузиасту. Но на помощь придет второй том каталога. Благодаря ему становится ясно, насколько осознанно и при этом художественно власть может структурировать повседневность, когда эстетические пристрастия подчинены логике искусства, а не злобе дня. Потому с таким трудом представляешь себе что-то подобное "Эмансипации и конфронтации" в России, тем более в провинции. Здесь и к художественных качеству публичных пространств масса вопросов, да и с послевоенным развитием искусства есть некоторые проблемы.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67