Письмо о "Ласковом мае"

От редакции. Представленное ниже письмо о «Ласковом мае» было размещено в почтовом ящике рубрики «Звуковая дорожка» газеты «Московский комсомолец» в номере от 23 февраля 1989 года. Публикации предшествовало пространное редакционное введение, в котором содержались и такие строки: «<…> есть в нашей почте одно письмо, с которым мы вас хотим сегодня познакомить. Честно говоря, читая его, мы долго сомневались, насколько оно правдиво. Но проверив по указанному домашнему адресу реальность адресата, мы решили все-таки опубликовать письмо. Правда, с некоторыми сокращениями, т.к. в нем содержится масса совершенно непечатных фраз, которые вряд ли могут принадлежать культурному человеку. Впрочем, судите сами:

* * *

"Давно собирался написать в Вашу газету письмо по поводу возмутительных, аморальных публикаций в рубрике «Звуковая дорожка». Вот где клановость, вот где мафия от музыки! Одни и те же фамилии, одни и те же взгляды!

Конкретно речь идет о нападках Вашей (…) газеты на такой замечательный коллектив выдающегося идейно-художественного значения, как «Ласковый май». В последнее время ряд печатных органов развернул хорошо спланированную кампанию злобных инсинуаций против этого коллектива. Газета «Комсомольская правда», такая же (…) как и Ваша, опубликовала злобные опусы такого (…) индивидуума, как Ю. Филинов. Ничем не брезгует эта личность, смакует даже бульварные сплетни! (…)

Конечно, «Ласковый май» допустил в концертной практике ряд ошибок. Но с кем этого не бывает? И вместо того, чтобы поддержать молодой коллектив, пресса поливает его грязью. И очень жаль, что к этому недостойному (…) занятию примкнула и газета «Московский комсомолец».

Что прежде всего бросается в глаза в этой аморальной кампании? Конечно же, крайняя предвзятость, полное отсутствие гласности. Почему не дают высказаться Андрею Разину или Юрию Шатунову, изложить свое творческое кредо? (…)

И вот беспрецедентный по вульгарности материал в «Звуковой дорожке» № 203 за 10.02.89. Даже бульварная газета «Бильд» не смогла бы более изощренно опорочить выдающийся коллектив. Из заметки «Вал писем для Шатунова» следует, что в Вашу газету поступают многочисленные письма от поклонников группы «Ласковый май». Разве можно оскорбительно игнорировать их просьбы? Что любопытно – и Ваша газета ссылается все на того же Ю. Филинова. Это просто мафия какая-то! И уж совсем наглостью является следующая тирада: «Сама музыка «Ласковых маев» не заслуживает того, чтобы о ней вести серьезный разговор».

Публикация подобного рода текста – диверсия против советского искусства. (Ни больше, ни меньше – «ЗД»). Как можно так аморально, бездоказательно зачеркивать одно из наиболее ярких и своеобразных явлений современной музыки?

Что больше всего возмущает – так это навязчивое, явно сублимированное желание вывести творчество «Ласкового мая» за грань эстетического, представив поклонников группы в виде сборища истерических малолеток. Откуда этот постфрейдизм, это хамство? Почему оценку такому сложному и неоднозначному явлению, как «Ласковый май», дают всякие неучи? (…) Создается впечатление, что эти одиозные личности не знакомы с основополагающими для любого музыковеда трудами Теодора Адорно и берутся с беспредельной наглостью рассуждать о вещах, в которых явно ничего не мыслят.

Между тем «Ласковый май» - наиболее радикальный и авангардный коллектив современной советской популярной музыки. Даже такой сноб, как Артем Троицкий, декларировал это, выступая по телевидению 5 февраля. И не видеть этого могут только те, кто не в состоянии отличить вечное от преходящего.

Я, например, не вижу в современной советской эстраде коллектив, который мог бы сравняться с «Ласковым маем» в радикальности музыки, выходящей далеко за рамки того явления, что все мы называем поставангардом. Будучи поклонником музыки Родиона Щедрина, Оливье Мессиана и Дъердя Лигетти, я нахожу, что музыкальные поиски «Ласкового мая» неожиданно ярки и своеобразно синтезируют технику Антона Веберна с неоромантическим направлением (Пендерецкий, Лютославский). Конечно, поиски аллюзий здесь достаточно сложны, но это гораздо более плодотворный путь.

Размышляя над творчеством «Ласкового мая», творческим кредо исполнителей, вспоминаю известные слова М. Хайдеггера из работы «Исток художественного творения»: «Сущее лишь тогда может быть сущим, когда оно вступает и выступает в просветленность просвета. Только просвет дарует нам, людям и обеспечивает доступ к сущему, которое есть мы сами». Эта хорошо нам всем известная мысль Хайдеггера, на мой взгляд, удивительно точно характеризует значение творческих поисков «Ласкового мая» для развития современного искусства.

Безусловно, только свободное изложение представителями «Ласкового мая» своих творческих концепций поможет установить истину. А возмутительным писания (…) не может быть места на страницах газет. Вместо того чтобы эстетически грамотно исследовать творчество «Ласкового мая» как феномена массовой культуры, все поливают этот коллектив грязью.

Очень надеюсь, что, проанализировав с партийной позиции недостойные публикации «Звуковой дорожки», грязные нападки на группу «Ласковый май», посодействуете публикации интервью с Шатуновым или Разиным или серьезных аналитических статей профессиональных эстетиков (!?), музыковедов.

Вы совершенно не даете высказаться тем, кто считает музыку «Ласкового мая» идейно значимым явлением. С подобного рода антидемократизмом надо решительно бороться. Только обнародование различных мнений, открытые дискуссии, а не злобные клеветнические заметки означают подлинную гласность.

Если же Вы проигнорируете мое письмо, то я буду вынужден обратиться с жалобой в Центральную ревизионную комиссию при ЦК ВЛКСМ и в другие инстанции вплоть до Комитета партийного контроля при ЦК КПСС, так как в случае с «Ласковым маем» наглядно проявился полнейший антидемократизм «Московского комсомольца».

С уважением Щербаков А.Ю. (студент 2-го курса исторического факультета МГУ)".

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67