Наука ангелов, идеология демонов

Чуть более недели тому назад на экраны кинотеатров России вышел новый фильм режиссера Рона Говарда "Ангелы и демоны", снятый по очередному бестселлеру скандально известного писателя Дэна Брауна. Едва ли стоит здесь пересказывать сюжет. В конце концов, если человек еще не посмотрел очередной голливудский шедевр, то он может ознакомиться с многочисленными рецензиями на этот фильм, во множестве опубликованными на огромном количестве сайтов в русском сегменте всемирной сети. Больший интерес представляет идеологический посыл фильма, который легко улавливается, несмотря на то, что скрыт под великолепными видами Рима, умными разговорами, историческим ширпотребом, и дорогими спецэффектами. То есть всем тем, что отличает книги романиста Дэна Брауна, с одной стороны, и голливудский синематограф, с другой.

Модернизм-традиционализм

"Ангелы и демоны" – продолжение предыдущего фильма снятого по бестселлеру Брауна "Код Да Винчи". Тот же герой – специалист по символике из Гарвардского университета, профессор Роберт Лэнгдон, все та же католическая церковь, но выступающая уже не как враг, а как жертва интриги давнего врага – иллюминатов, тайного общества людей науки, которые когда-то в XVI столетии поклялись отомстить католикам за убийство своих членов. И вот, последние научные разработки дают в руки иллюминатам оружие, но не простое, а оружие науки – антиматерию, с помощью которой можно взорвать Ватикан, причем не в простое время, а в период конклава кардиналов, собравшихся для того, чтобы выбрать нового Папу Римского. Хорошая детективная завязка, но под ней скрывается одно из наиболее важных для культуры современного общества противостояние – сторонников и противников развития науки.

Интересно, что сама антиматерия, фигурирующая в фильме, была получена на швейцарском ускорителе элементарных частиц, известном под именем андронного коллайдера, том самом ускорителе, который многими противниками развития науки рассматривается как прибор судного дня, запуск которого приведет к концу света. Однако, процесс производства антиматерии проходил в фильме под присмотром католического священника. И это очень показательно. Обычно считается, что религия противоположна науке. Еще никто не забыл высказывание Тертуллиана: "Верую, ибо абсурдно", что выражает саму сущность христианской веры. Очевидно, что максима Тертуллиана противоположна этосу науки, утвердившемуся в Новое время. Этос этот построен на признании первичной истины эмпирического знания, которое должно подтверждать теорию.

Однако, как оказывается, христианская вера совершенно не противоречит науке. Напрашивается вопрос, почему? И здесь необходимо вспомнить о концепции двух истин, которая была сформулирована средневековым теологом Фомой Аквинским, учение которого ныне признается официальным учением католической церкви. С точки зрения Аквината, существует две истины истина веры и истина разума. И две этих истины не противоречат друг другу, поскольку касаются разных реальностей. Можно верить в Троицу (Бог Отец, Бог Сын и Бог Святой дух), и в то же время быть ученым. Томистская концепция двух истин была использована в педагогической программе иезуитов (кстати, главный герой, Роберт Лэнгдон, как бы случайно замечает, что обучался в колледже иезуитов).

Можно назвать, по крайней мере, одного ученого с мировым именем, который в то же самое время был высокопоставленным иезуитов – антрополог Пьер Тейяр де Шарден, который считается одним из первооткрывателей одного из предков homo sapiens – синантропа. Безусловно, у Шардена были свои противоречия со Святым престолом, но, как утверждается в фильме, ныне католическая церковь всего лишь пытается предотвратить слишком быстрое развитие научного знания, замедлить прогресс ради выживания человечества (примечательно, что слова эти были произнесены кардиналом Строссом, немцем по национальности, в котором легко угадывается нынешний Папа Бенедикт XVI). Но здесь всего лишь повторяются размышления о прогрессе современных моралистов, которые считают, что человечество еще не готово к тем технологическим достижениям, которые предлагает современная наука. В нравственном аспекте своего существования оно еще ребенок, однако, претендует на технологическую зрелость. И наиболее яркий пример нравственной незрелости в фильме демонстрируют сами верующие, которые вступают между собой в драку из-за спора о возможности использования стволовых клеток для лечения неизлечимых болезней.

Но нравственная незрелость – это не проблема церкви или верующих, и уж тем более не проблема веры. Нравственная незрелость – это проблема, порожденная самим прогрессом. Он сам превращает человека в ребенка, который не способен отвечать за свои поступки. В этом смысле крайне показательно, что главным злодеем оказывается молодой священник, как кажется искренне радеющий за людей, знакомый с современной техникой и пребывающий в курсе современных веяний как в гуманитарных, так и в естественных науках (именно по его и инициативе был вызван в Рим Лэнгдон). Однако именно этот священник выступает с крайне антимодернистских позиций, пафос его послания заключается в необходимости начать новый крестовый поход, но на этот раз не против неверных, а против науки, которая, как он считает, потрясает сами основы веры. Для этого данный священник и создает фантом врага католиков – иллюминатов, общества ученых, которое критиковало церковь за мракобесие.

Фантомный враг

Общество иллюминатов – давно погибший орден ученых, призрак которого беспокоит католическую церковь. В фильме много раз говорится о том, насколько этот враг был жестоким, однако ни одного свидетельства этой жестокости в настоящем или, по крайней мере, исторического факта, эту жестокость подтверждающего, не приводится. Единственно о чем неоднократно упоминают – об обещании отомстить за несправедливость к иллюминатам со стороны католической церкви. Не правда ли, это что-то напоминает?

Где-то в начале 2000-х годов скандально известный американский режиссер Майкл Мур снял фильм "Фаренгейт 9/11" (этот фильм, кажется, еще получил "Оскар"). В нем Мур как будто бы доказал, что прошлая американская администрация под предводительством Джорджа Буша-старшего знала о том, что планируется атака на Всемирный торговый центр и чуть ли не сама эту атаку финансировала. История, рассказанная американским режиссером, была крайне правдоподобной. Единственное, о чем не было сказано в этом фильме, так это зачем Бушу и его администрации начинать войну против собственного народа. Впрочем, это не столь значимо. Важно иное, атака на башни-близнецы стала сигналом к борьбе с врагом-фантомом – международным терроризмом. Враг этот везде и нигде. Он вездесущ, как вездесуще на Земле зло. Безусловно, терроризм персонифицирован, как персонифицировано зло, однако практически невозможно эту персонификацию поймать (стоит напомнить, как долго США пытаются поймать Осаму бин Ладена).

Так и в фильме о существовании общества иллюминатов свидетельствует только наличие трупов, похищенных ими кардиналов. Самих просвещенных как будто бы и нет. Но, как оказывается, их действительно нет. Общество иллюминатов – это всего лишь фантом, вызванный к жизни действиями молодого священника, который выступает против науки. Цель этого священника – получить папскую тиару, возглавить всех верующих католиков и отправить их в новый крестовый поход. Разве это не напоминает некоторые конспирологические теории, распространившиеся в первое десятилетие 2000-х годов, согласно которым Буш, ЦРУ и ВПК специально создали и подготовили группы международных террористов для атаки на Америку. Первый сделал это, желая удовлетворить собственные мессианские комплексы, вторые стремились установить контроль за американским обществом, а последние надеялись получить выгодные военные контракты. Едва ли у кого-то есть доказательства того, что подобный сговор действительно имел место. Тем не менее, возможность подобного, вероятно, еще долго будет будоражить воображение американских кинодеятелей и иных творцов из лагеря массовой культуры.

Плохая Ирландия

Наконец, нельзя не отметить и еще одно важное обстоятельство. Главный злодей, роль которого исполняет, кстати знаменитый актер Эван Макгрегор, по национальности ирландец со сложной судьбой. Его родители были убиты боевиками ИРА. Таким образом, происхождение героя примечательно в двух отношениях. Во-первых, именно Ирландия в настоящий момент является одним из самых "плохих парней" Европы. Именно "изумрудный остров" отклонил ратификацию Лиссабонского договора, который был призван заменить конституцию Единой Европы. Таким образом, нынешняя Ирландия – главный противник европейской интеграции, в рамках которой нынешние национальные государства будут лишены значительной части своего суверенитета. Во-вторых, связь, пусть и трагическая, с ИРА, многое может объяснить. Как известно, ирландцы боролись и борются против Великобритании. А кто, как не Великобритания выступила флагманом в развитии современной науки и индустриального капиталистического общества, основанного на прогрессе науки.

Безусловно, Дэн Браун едва ли закладывал подобные коннотации в образ своего героя. Вероятно, он хотел всего лишь показать, что человек, который, казалось бы, был обязан исповедовать крайне прогрессивные взгляды, оказывается воинствующим ретроградом, способным поставить под сомнение основания общества, которое призван защищать. Но, как говориться, реалии современного мира могут наложить свой отпечаток на, казалось бы, второстепенные для развития сюжета моменты. Тем не менее, именно в мелочах скрывается дьявол и легко прочитать скрытый идеологический посыл фильма – апологию науки и уверенность в необходимости объединения во всемирное государство, в котором от национальных отличий остались бы только различные акценты, говорящих на английском языке (опять же очень показательно, что в российском прокате различные акценты героев были сохранены, что едва ли можно объяснить простым стремлением переводчиков к аутентичности).

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67