Наступает Белый месяц - праздник обновления!

Многочисленные мышата и крысята, в невозможных количествах произведенные на свет незадолго до новогодних праздников предприимчивыми производителями сувениров и разместившиеся под рождественскими елками россиян, - одно из самых наглядных свидетельств размывания границ между различными культурами и их взаимопроникновения. В данном случае - между культурой, которую общем и целом принято именовать "западной", и культурой "восточной".

Наступивший 2008 был торжественно объявлен годом Мыши или Крысы, и на праздничных столах для этих не очень уважаемых в обычной жизни животных было приготовлено особое лакомство в виде сырных палочек или сырного салата - чтобы зверек, распоряжающийся новым годом, был ласков к хозяевам и принес им удачу.

В проявлении заботы о животном- покровителе года россияне ведут себя вполне по "западному" - с излишней торопливостью. Ведь Новый год по восточному календарю начинается только 7 февраля. Значит, все усилия по ублажению крысы-мыши с 31 декабря на 1 января кажутся несколько преждевременными. Но можно ли отказать себе в пополнении компании уже привычных новогодних персонажей за счет образа симпатичного зверька?

Ведь и Дед Мороз каких-нибудь восемьдесят лет назад казался "новообразованием" и мог бы возмутить последовательных христиан. Как это так - языческий персонаж у рождественского дерева? А сегодня мы не можем помыслить без него новогоднего праздника. Сегодня у него под елкой - самое почетное место. Чем хуже "зверюшки" восточного календаря? Почему бы им не стать спутниками Деда? Психологически мы принимаем это почти с удовольствием: срабатывает архаическая память о родстве с природным миром, о тех временах, когда наши далекие предки поклонялись тотемному животному. Так что прямо у нас на глазах создается новая традиция. И мы - уже почти двадцать лет - ей следуем.

Но в некоторых республиках нашей большой страны - в Калмыкии и Бурятии - наступление Нового года по Восточному календарю является национальным праздником и считается выходным днем. Выпадает начало Нового года на февраль, но дата исчисляется по лунному календарю и поэтому подвижна. С первым днем наступившего нового года в Калмыкии и в Бурятии начинается Белый месяц - Цаган-сар по-калмыцки, Сагаалган по-бурятски. Отмечают наступление Белого месяца и в Якутии.

С конца 20-х годов прошлого века под видом борьбы с религиозными предрассудками праздник этот был запрещен. Возродили традицию празднования Белого месяца в начале 90-х - в то самое время, когда вспомнили про масленицу.

Сегодня празднование Цаган-сара связывают с традициями буддизма. Но исследователи считают, что Цаган-сар гораздо древнее и ведет свое начало от языческих обрядов монголоидных народов, обитавших в этих землях в эпоху правления Чингис-хана. Правда, в те времена наступление Нового года отмечали осенью, в день осеннего равноденствия. А потом праздник был включен в систему буддийских ритуалов, передвинут на весну и приурочен к дате победы Будды над своими врагами.

С этой точки зрения история Белого месяца похожа на историю праздника масленицы. Масленица в древности тоже представляла собой ритуальную встречу Нового года. Праздник этот был настолько укоренен в крестьянской жизни, настолько любим в народе, что бороться с ним у церковного духовенства не было ни сил, ни возможностей. Поэтому масленица "вросла" в православный календарь, превратившись в "сырную неделю" перед началом Великого поста.

В ритуальной стороне праздников тоже можно усмотреть нечто общее. В честь наступления Белого месяца в буддийских храмах совершается молебен. А после него во дворах разводят большие костры, сжигают старые вещи и приносят жертвоприношения огню: новый год нужно встречать очистившись. Затем едят ритуальную пищу - молочную и мясную. Молочная пища особенно почитается у монгольских народов. Это пища "высшего порядка". Ведь белым молоком вскормлено все живое на земле.

Переход монгольских народов на календарь по "звериному циклу" относится к ХII веку, к эпохе правления Чингис-хана. Судя по всему, это было следствием китайских походов великого и ужасного завоевателя, результатом культурного влияния древнейшей цивилизации Китая на жизнь кочевников. Белым месяцем поэтому открывается год того или иного животного. Звериный цикл включает двенадцать лет.

Число двенадцать возникает в результате умножения друг на друга двух священных чисел - трех и четырех. Три - совершенное число. Четыре - число, олицетворяющее целостность, идеально устойчивую структуру. Их произведение - двенадцать - присутствуют в качестве священного числа и числового отрезка времени в самых разных культурах. Нам оно знакомо по количеству месяцев в году и количеству чисел циферблата. А монгольским народам - еще и по количеству лет в годовом цикле.

Годовой цикл открывается годом Мыши (Крысы) и заканчивается годом Свиньи. Так что, если верить восточной мудрости, в феврале мы вступаем в новый целостный двенадцатилетний период собственной жизни и жизни страны. Кстати, до революции в представлении бурят жизнь каждого индивидуума была настолько тесно связана с жизнью клана, общины, что у людей отсутствовали индивидуальные дни рождения. Их не фиксировали. Жизнь каждого человека исчислялась по количеству пережитых им Белых месяцев: с каждым Новым годом человек прибавлял год жизни и себе.

А ведь в праздновании Нового года что-то есть от общего дня рождения!

Не случайно оба эти праздника - в ряду самых любимых детьми.

В этом году на встречу года Мыши в Бурятию в качестве почетного гостя приглашен устюжский Дед Мороз.

Что и говорить: традиции прорастают друг в друга!

Крысы в разных видах

Году Крысы посвящается

Мышка-помощница, помогающая домочадцам вытянуть репку; мышка-первопроходец, обнаруживающая и осваивающая новое жилище - теремок, мышка-спасительница, помогающая девочке спастись от Бабы Яги, - русский фольклор изобилует подобными образами. Мифология пошла еще дальше: образ жизни мыши, ее способность внезапно появляться "из-под земли" делали ее в глазах людей "хтоническим существом", животным, принадлежавшим подземному миру. Согласно некоторым поверьям, в мышь могла вселяться душа умершего ребенка.

Современная детская литература, сохраняя верность традиции, почти всегда говорит о мышке с умилением. Если же речь заходит о мышином конфликте с котом, желающим мышку съесть, кот признается наглым и кровожадным, его промахи и неудачи явно приветствуются и автором, и читателями.

В быту, конечно, мы ведем себя иначе: расставляем мышеловки, заводим кошек, чтобы ловили мышей, и приветствуем внезапное появление маленького животного оглушительным визгом.

Тем не менее, с увековечением образа в искусстве мыши явно повезло.

Не то что крысе. О последней мы вряд ли найдем в сказках сколько-нибудь ласковые упоминания. В русских (да и в европейских) фольклорных текстах крыса вообще не встречается. В авторской литературе ей почти всегда отведена отрицательная роль: крыса Шушера, крысиный король из "Щелкунчика", крыса (пусть водяная), играющая нелицеприятную роль в жизни оловянного солдатика. Да и крыса Лариска - существо пакостное. И - никаких иных смягченных вариантов.

Откуда такая "однобокость"? Почему крыса не "вписалась" в народные сказки? Да потому, что ни европейцам, ни жителям Российского государства до наступления средних веков такое животное не было известно.

В Европу крысы попали на кораблях крестоносцев, возвратившихся из ближневосточных походов. Это были черные крысы, довольно быстро заполонившие средневековые города и ставшие разносчиками страшной болезни - чумы. Неизвестно, связывали ли люди средневековья появление новых животных-паразитов с эпидемиями, выкашивающими население. Но крысы - наглые, сообразительные, способные нанести непоправимый ущерб хозяйству, явно не вызывали у них симпатии. Зато порождали суеверные страхи. Появление крыс породило новое занятие и новую "профессию" - "крысоловов". Народная молва наделяла их магическими способностями. Считалось, будто настоящий крысолов, посвященный в тайны ремесла, способны заставить крыс уйти из города. Представители этой средневековой гильдии оставили свой след в литературе в виде истории легендарного крысолова из города Гамельна, обладавшего волшебной дудочкой, воздействующей не только на грызунов, но и на детей. Так что шутки с крысоловами были плохи.

Но не крысоловы победили черных крыс и заставили отступить чуму. Их одолели другие крысы - серые. В двадцатые годы восемнадцатого столетия, сообщают источники, огромные полчища серых крыс, спасавшихся от разразившегося в Китае землетрясения, переплыли Волгу (тысячи их при этом потонули) и двинулись на "завоевание" Европы.

Крысы - "семейные" животные. Их семьи могут быть гигантскими. Внутри своей семьи крысы невероятно терпеливы и лояльны, отличаются нежными чувствами к молодняку и способностью к координированным "коллективным" действиям. Но по отношению к представителям других видов и даже семей крысы ведут себя невероятно агрессивно и превращаются в настоящих убийц. Попав в Европу, серые крысы вступили в войну с уже обжившимися там черными - и победили. Черные крысы были почти полностью вытеснены из Европы и сегодня превратились в редкий вид.

Люди вряд ли могли считать замену одних крыс на других большим счастьем. (Чума, правда, пошла на убыль.) Борьба с крысами от этого не утратила своей актуальности. Серые крысы, еще более умные и агрессивные, чем их предшественники, оказались серьезными противниками.

Они быстро научаются опознавать ловушки и яды, причем способны передавать индивидуальный опыт своим собратьям. На некоторые используемые против них яды крысы со временем вырабатывают иммунитет. А всеядность крыс и их способность выживать в экстремальных ситуациях поражает воображение. Описаны ситуации, когда крысы спокойно плодились в холодильниках, а дозы радиации, являющиеся смертельными для человека, никак не влияют на их самочувствие. Сегодня поголовье крыс примерно равно численности живущих на земле людей.

Поэтому "крысиные" сюжеты - просто кладезь для создания эсхатологических произведений. И писатели-фантасты, рисуя страшные картины возможного будущего планеты, не раз населяли ее крысиными цивилизациями, заменившими собой разрушенные культуры человечества.

Но в современном мире крысы вызывают не только страх и брезгливость.

Многие зоологи и зоопсихологи относятся к ним с нескрываемым уважением. Американский ученый Спенсер, использовавший грызунов в своих лабораторных опытах, вынужден был констатировать: в некоторых ситуациях крысами движет не столько необходимость добывать пищу, сколько "праздное" любопытство. Они готовые подвергаться ударам тока, лишь бы добраться до нового привлекательного для них объекта. Иными словами, крысы обладают высоким уровнем "исследовательского поведения". А польский зоолог Мирослав Гущ вообще назвал их "интеллигентами животного мира".

К тому же крысы обладают невероятно высокими темпами воспроизводства и схожими с человеком реакциями на многие фармацевтические препараты. Это сделало их незаменимыми в лабораторных исследованиях. Люди, открыв для себя "полезную" сторону существования крысиного племени, вывели новую породу - белых, или лабораторных крыс. Белые крысы появились примерно сто лет назад, в эпоху бурного развития медицины и опытной биологической науки. В отличие от своих прародителей серых крыс, они отличаются гораздо меньшей агрессивностью и легко приручаются. Количество крыс, использованных в опытах во имя жизни и здоровья человека, не сравнимо с количеством собак и уступает по численности только белым мышам. Но памятника крысе до сих пор не поставили.

Зато крысы, благодаря своей сообразительности и способности привязываться к хозяину, к концу ХХ века заняли прочное место в ряду домашних любимцев. Появились даже общества "крысиной направленности". Московский "Клуб любителей декоративных крыс", например, предлагает желающим составить заявку на приобретение клубного крысенка с родословной! В заявке нужно указать, какие планы по поводу крысенка вынашивает его будущий владелец: мыслит его в качестве домашнего любимца, планирует заняться его выставочной карьерой или впоследствии сделать производителем других клубных крысят. Крысы на выставочных фотографиях любителей выглядят милейшими существами. И даже хвосты ничуть их не портят. Как заметил один из крысиных хозяев, представление о противном и голом крысином хвосте - всего лишь предрассудок. Хвост у крысы совсем не голый. Он покрыт волосками и очень приятен на ощупь.

Борьба с предрассудками - дело нелегкое. Но, возможно, к крысиным хвостам, и правда, следует относиться спокойнее. Особенно ввиду наступившего года Крысы.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67