Наши охранители

Наши охранители (по аналогии с нашумевшими несколько десятилетий назад «нашими плюралистами» Александра Солженицына) – кто они? Что именно они охраняют? Какой исторический мессидж несут подуставшему от «большой политики» российскому обществу? Какие новые идеи несут они российскому политикуму?

Следует отметить, что «охранительная традиция» традиционно присутствовала в истории русской политической мысли, дав ей целое созвездие ярких имен – от Н.М. Карамзина и М.П. Погодина до С.С. Уварова и К.П. Победоносцева, и от Л.А. Тихомирова и Ф.М. Достоевского до М.О. Меньшикова и П.Б. Струве. Само появление большого количества ярких имен именно на консервативном «полюсе» русской мысли неслучайно, ибо необходимость культурно-цивилизационного самоопределения России, а равно и востребованность идейно-политического ответа на периодически инициируемые «сверху» реформы и протестные выступления «снизу» требовали именно «консервативного ответа».

При этом, что примечательно, русские охранители дооктябрьского периода могли как отстаивать существующий уклад, поддерживая государственную власть («теория официальной народности»), так и выступать против самой власти в защиту определенных устоев и ценностей (славянофилы). Несомненно, обогатив русскую мысль, охранители прежних эпох не смогли решить своей главной исторической задачи – дать российской государственности, обществу и культуре теоретическое обоснование, которое бы являлось достаточно убедительным для различных социальных страт и обеспечивало бы консенсус по основным проблемным вопросам русской жизни, уберегая российский социум от потрясений и обеспечивая ему качественное эволюционное развитие.

Совокупные результаты деятельности современных российских охранителей выглядят, однако, еще более скромными. Для них характерно: отсутствие четких принципов и идеологических ориентиров, удивительные изменчивость и «подвижность» мысль, общая конъюнктурная направленность творческих изысканий и крайне слабая рефлексия, а главное – неспособность дать не только теоретическое обоснование, но и сколько-нибудь целостное описание того самого «статус-кво», который следует «консервировать» и охранять.

Что касается личного состава «корпуса российских охранителей», сегодня очевидно, что прошли времена «воинствующего охранительства», представители которого, получив прайм-тайм на ведущих общероссийских каналах в период «позднего Ельцина», методично осуществляли «символическую казнь» любых противников или оппонентов власти.

Среди современных российских охранителей выделяются, с одной стороны, так называемые «интуитивисты» – то есть эксперты, способные видеть в практически любых актах российской власти глубинный и сокровенный государственнический смысл, который, возможно, не «закладывался» изначально самими субъектами этих действий.

Среди последних встречаются и своеобразные «мистификаторы», предпочитающие давать истолкование действий российской власти, исходя из ее «высшего предназначения», оставляя при этом в стороне сложные и малоприятные проблемы «политической повседневности».

Присутствуют среди охранителей, наконец, и самобытные конспирологи, усматривающие в любых реальных или мнимых «вызовах» в отношении современного российского статус-кво реализацию неких теневых схем и проектов, грозящих стране разрушительными последствиями.

В конечном итоге, присутствие охранителей в современном российском политикуме, безусловно, добавляет политической жизни новых красок, но практически никак не содействует процессу самоидентификации российского общества, и чрезвычайно мало содействует самой российской власти при проведении в жизнь ее начинаний и инициатив.

В чем же причина подобной слабости и «несамодостаточности» современных русских охранителей? Как представляется, дело здесь не только в конъюнктурности их устремлений и в слишком тесной связке с властью. Причины этого лежат гораздо глубже.

В-первых, в российском обществе все еще отсутствует ценностно-идеологический консенсус, и довольно общо обозначены те политические векторы, которые позволят стране встать на путь стабильного и устойчивого развития.

Во-вторых, очевидно не завершена дискуссия об итогах и последствиях «проклятых девяностых», которые стали для страны временем «исторического отщепенства». Имеется в виду отторжение не только и не столько «советского проекта», сколько отказ от многих ценностей исторической России.

В-третьих, сама российская элита, объективно заинтересованная в сохранении статус-кво, подтверждением чему является признание консерватизма в качестве официальной идеологии «Единой России», не стремится к сколько-нибудь глубокой идейной рефлексии, к поиску ценностных оснований «новой охранительности», что изначально делает все ее охранительные устремления заметно «усеченными».

В-четвертых, российский консерватизм как направление политической мысли до сих пор так и не выяснил «взаимоотношения» с такими ключевыми для отечественного политикума идеологическими течениями, как либерализм и социализм, что не позволяет отечественным охранителям должным образом реагировать на вызовы оппонентов и времени.

Наконец, в-пятых, современные консервативные проекты и наработки практически никак не увязываются с идеей развития и объективными потребностями страны в модернизации всех сфер жизни общества. При этом многие из новообращенных консерваторов охранительного типа забывают о том, что подлинной альтернативой «экспорту революций» в России является не «замораживание ситуации» и «закручивание гаек», но последовательное проведение эволюционных реформ и преодоление политических и идеологических «разломов» предшествующих десятилетий.

Все перечисленное, взятое в совокупности, мешает русскому «охранительному проекту» перерасти рамки простого «умонастроения» и превратиться в полноценную идеологию, отвечающую современным потребностям развития страны. Для преодоления подобной ситуации русскому обществу и элите пора преодолеть многие комплексы и стереотипы, связанные с драматическим опытом 1990-х годов и боязнью ленедарного «русского хаоса» – что в итоге позволит выработать консервативно-эволюционный проект развития России, учитывающий исторические особенности нашей страны и современные потребности ее развития.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67