Международный русский праздник

Праздник весны – именно это «второе» имя присвоено приближающемуся торжеству Восьмого марта: весь город наполнен запахом мимозы и тюльпанов, а в парфюмерных, кондитерских и магазинах мягкой игрушки только и успевают считать выручку. В поисках конфет и цветов или за приготовлением сто пятого салатика люди как-то не успевают подумать, что именно они отмечают, – а ведь споры по поводу происхождения праздника не утихают до сих пор.

Большинству россиян наверняка про этот праздник известно следующее: он как-то связан с Кларой Цеткин, почему-то ассоциируется с феминистками, а также в этот день принято чествовать женщин. Все остальное покрыто тайной, но не потому что «история» об этом умалчивает, – вовсе нет. Она-то говорит, только вот предлагает весьма разные версии.

Немецко-еврейских привкус

Одним из самых знаменитых «восьмомартоведов» стал диакон Андрей Кураев – человек, который приписал Кларе Цеткин (а заодно и Восьмому марта) еврейское происхождение. По мнению отца Андрея, чествование барышень напрямую связано с личными пристрастиями социалистки Клары.

Священник предположил, что Цеткин, которая была немкой и еврейкой, а по призванию феминисткой и лидером женского пролетариата, на требование партии: «Надо придумать женский праздник», - ответила «Есть», и решила, что лучше всего для такой ответственной миссии опереться на давно забытые старые торжества. День рождение женского интернационала немка-еврейка Цеткин сумела связать с историей ее народа, а именно с той ее страницей, рассказывающей о библейской женщине Есфирь, которая много веков назад спасла свой народ от тирана Амана. Есфирь, кстати, к тому моменту уже был посвящен ежегодный и самый веселый праздник еврейского народа – праздник Пурим. Дата этого торжества плавающая: отмечается праздник в «переломный момент» зимы и весны.

В том году, когда Цеткин под надзором партии создавала праздник, если верить словам священнослужителя, еврейский Пурим пришелся на канун 8 марта и за этим днем так и закрепился. Напоследок стоит отметить, что, не побоявшись вызвать общественное недовольство, обидеть женщин и разгневать мужчин, которые привыкли к мимозе, праздничным салатикам и лишнему выходному, диакон завершил свое исследование так: «Христианам отмечать праздник Пурим, пусть даже под другим названием, не приличествует».

Гром и молнии

Праведный гнев тех, кому Восьмое марта ничем не навредило, пролился на противника любимого народом праздника как гроза: без грома и молний не обошлось. Правда во многом такая реакция историков, журналистов и просто недовольных граждан не была беспочвенной. Первое, к чему «цепляются» коллеги, это происхождение первой феминистки. Клара Цеткин и сама еврейкой никогда не была, и в роду ее не значится ни одного еврея. Клара – арийская немка, которая родилась в семье приходского учителя Готфрида Эйснера, человека глубоко верующего, совмещавшего преподавание в школе закона Божьего с игрой на органе в сельской церкви.

Решение ежегодно выделять женщинам денек для внимания было принято в 1910 году – на II Международной конференции социалисток. В резолюции собрания единомышленниц, кстати, значится, что праздник «в первую очередь служит агитации за предоставление женщинам избирательного права». Так что возможная связь политического агитмероприятия с веселым библейским торжеством весьма натянутая.

Если уж хочется найти родственников Пурима в России, можно взять хотя бы Масленицу. Главная особенность дня, посвященного Есфирь, – разгульное веселье, которое заканчивалось обязательной «пьянкой». Интересно, какая картина вырисовывается в воображении тех, кто предполагает прямую зависимость нашего весеннего праздника от Пурима: социалистки – феминистки, которые после партработы напиваясь, плясали, двигаясь от завода к заводу в ритме карнавала, да еще и при этом агитировали за свои избирательные права?

В вопросе с выбором даты считающие Восьмое марта еврейским праздником тоже торопятся, потому что датой Международного женского дня по предложению члена ЦК социал-демократической партии Елены Грюнберг (тоже немки, кстати) было утверждено 19 марта – в честь победы берлинских рабочих в революционных боях в 1948 году. И первый Международный женский день отмечался в 1911 году в Германии, Австрии, Дании и Швейцарии именно 19 марта. Путаница с определением времени праздника произошла уже позднее.

В 1912-м он проходил в тех же странах, но 12 мая. В 1913-м получился полный разнобой: в Германии отмечали 12 марта, в Австрии, Чехии, Венгрии, Швейцарии, Голландии – 9 марта, во Франции и России – 2 марта. Стоит отметить, что и здесь не стоит делать религиозных выводов: разногласие было вызвано только с организационными трудностями.

Только в 1914 году впервые повсеместно Международный женский день проводили 8 марта, так как он совпал с воскресеньем, то есть, с нерабочим днем. Пурим, кстати, в те годы, действительно приходился на март, да вот только: в 1911-м на 14-е; в 1912-м на 3-е; в 1913-м на 23-е и в 1914-м на 12-е.

Позже уже вспомнили (а может Цеткин и соратницы и учитывали это), что именно 8 марта 1857 года женщины, работающие на текстильных фабриках Нью-Йорка, организовали марш протеста. Они требовали улучшения условий труда, 10-часовой рабочий день, равные права для женщин. Демонстранты были разогнаны. Через почти что 50 лет, 8 марта 1908 года, женщины вновь вышли на улицы Нью-Йорка в честь демонстрации 8 марта 1857. Они требовали избирательного голоса, выступили против ужасных условий труда и детского труда. Полиция также получила приказ разогнать демонстрацию. В ход были пущены шланги с грязной ледяной водой. Но никто не отступил.

Вот так и закрепилось 8 марта, правда, сегодня этот праздник, искренне признанный странами мира «международным», широкое распространение получил разве что в странах СНГ. Другие государства предпочитают 8 марта свои обычаи чествования женщин.

Международный практикум

В Японии, к примеру, 3 марта отмечается День девочек. Кроме того, что посвящен он только самым маленьким представительницам слабого пола, девчачий праздник в стране не один. 15 ноября каждого года проводится еще одно торжество – Сити-Го-Сан. Правда критерий отбора тех, кого надо поздравлять осенью, уже построже: чествуют японцы 15 ноября не всех малышек, а только тех, кому исполнилось три и семь лет.

В этот день девчонок наряжают, как кукол, в яркие кимоно, румянят им щеки, делают старинные прически и ведут в синтоистский храм, чтобы помолиться о ниспослании детям крепкого здоровья и благополучия. Этот праздник связан с тем, что в самурайских семьях девочкам с трехлетнего возраста разрешалось отращивать длинные волосы, а с семи лет – носить кимоно с поясом вместо шнурка. Данный обряд, называемый оби-токи («перемена пояса»), и символизирует он взросление, поскольку в этот день девочка первый раз в жизни одевается как женщина.

Истинным аналоям нашего Восьмого марта стоит считать День матери, который отмечается в разных странах самое разное время. В Австралии, Бельгии, Дании, Италии, Турции, Финляндии, США, Японии день мамы празднуют во второе воскресенье мая. В Великобритании – в четвертое воскресенье Великого Поста, в Индии в начале октября. Кстати в Индии представительницам прекрасного пола отведено аж десять дней празднования. Называется эта декада праздник Дурга Пуджа – в честь десятирукой богини-матери Дурги.

В Испании и Португалии 8 декабря стало праздником в честь Матери Божией и всех матерей. Во Франции и Швеции мам поздравляют в последнее воскресенье мая. Интересно, что незадолго до этого дня Шведский Красный Крест начинает продажу пластиковых цветочков. Такой бизнес помогает собрать деньги, чтобы предоставить небольшой оплачиваемый отпуск многодетным матерям. Зато во Франции в первое воскресенье марта ежегодно отмечается и праздник бабушек. В этот день всем женщинам старше 55 лет оказывается необыкновенный почет и уважение. Так, например, их пускают в парижский Диснейленд по льготной цене. Правда комфортно ли себя чувствуют старушки-француженки на детских каруселях – большой вопрос.

Оригинальнее всего День матери отмечается, пожалуй, в Сербии: он отмечается за две недели до рождества, и наиболее комфортно себя в этот праздник чувствуют дети, а не хозяйка праздника. В этот день малыши рано утром подкрадываются к спящей маме и связывают ее по рукам и ногам. После чего маленькие сербы требуют у пленницы выкупа. Мамам, изображая чрезвычайное удивление, приходится "откупаться" от детей подарками, с вечера припрятанными под подушку. Что происходит с мамами, которые забыли купить подарки, или просто не угодили особенно вредным детишкам, представить страшно.

P.S. Коллектив «Русского Журнала» поздравляет всех женщин с наступающим праздником их красоты, нежности, очарования и «цеткинской» твердости характера!

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67