Методы защиты от халтуры

В направлении реформирования российского образования за последние месяцы стали появляться неожиданные - и нельзя сказать чтобы бесперспективные - тенденции. Почти год назад, уходя с поста министра образования РФ, господин Филиппов утвердил долгое время готовившиеся стандарты среднего образования. Стандарты эти, по сути своей, - обязательства школы перед обществом по целям и наполнению образования, имеющие статус государственного закона. Утвержденные документы критиковались - с одной стороны - за невнятность и декларативность целей и задач, а с другой - за чрезмерную детализацию содержания курсов. Последнее практически лишало отдельные школы и конкретных учителей права на какие бы то ни было новшества.

И вот теперь оказывается, что в недрах нового министерства созрел за год революционный проект абсолютно на иных принципах составленных стандартов. О новой концепции стандартов, цитируя авторов проекта, рассказывает Юлия Таратута на страницах "Коммерсанта" ("Набор беспредметных требований", 25 апреля 2005). Суть этой концепции заключается в том, что выпускник школы должен приобрести какой-то набор навыков, умений и знаний, с помощью которых он сможет адаптироваться в современном мире. Причем набор этих знаний и умений сможет определять само учебное заведение и каждый учитель в рамках своего курса. Представляющаяся сенсационной, эта концепция, действительно, предполагает такую либерализацию управления и организации школьного образования, что трудно поверить в ее реальность на фоне общих тенденций, действующих в системе образования. Последние лет 6-7 вся школьная система последовательно бюрократизировалась, приводилась к общему знаменателю, и все индивидуальные подходы тщательно вытеснялись. Министр Филиппов долго и настойчиво боролся, например, за то, чтобы по каждому предмету было как можно меньше разных учебников. (Причем за этим стремлением стояло не только простое меркантильное желание монополизировать прибыльный рынок учебной литературы). Теперь, по логике вещей, если новая концепция сумеет получить поддержку на разных этапах государственного утверждение, учебников, программ, подходов и методик может быть сколько угодно, лишь бы они были не во вред а на пользу формированию "личностно и социально успешных" выпускников.

При всей сенсационной непохожести нового подхода к стандартам образования на принципы и результаты работы предыдущего эшелона "стандартописателей", нужно сказать, что авторы концепции всего лишь опираются на множество принятых в мире подобных документов. Впрочем, естественно, они этого не рекламируют: все последние годы в разговорах о российском образовании принято утверждать, что школьники и студенты Западной Европы и Североамериканских Штатов дремуче необразованны по сравнению с их российскими ровесниками. Каждый раз при чтении подобных "филиппик" создавалось ощущение, что российские авторы, говоря о юных соотечественниках, представляют себе в лучшем случае победителей всероссийских олимпиад, а живых школьников не видели. Им стоило бы зайти на популярные молодежные чаты и форумы, чтобы представить языковой и образовательный уровень, если не соседей по подъезду, то хотя бы продвинутых пользователей всемирной сети.

Глава разработчиков прошлого стандарта Эдуард Днепров также поделился с обозревателем "Коммерсанта" своим представлением о новой концепции: "Обязательный материал, записанный в стандарте, - не только инструмент насилия над школой, но и элементарная защита ребенка от невежества и халтуры учителя. У нас страна сырая в гражданском отношении. Я бы не доверил учителю самому решать, как и чему учить". Мне не нравятся стандарты Эдуарда Днепрова и его концепция, но мне понятны причины его опасений. Почти то же самое услышал я недавно в разговоре с далеким от школьного законотворчества замечательным поэтом. Он усомнился в нормальности ситуации, когда за тем, что происходит в классе, вообще никто не следит.

Однако богатый опыт школьной жизни подсказывает мне, что родители умеют успешно добиваться, чтобы их детей учили так и тому, что им представляется оправданным. И только лишней тратой сил является попытка привести "оформление" урока в соответствие с требованиями департамента и министерства, при этом не изменив ни на йоту реального наполнения уроков.

Таким образом, защитить детей от халтуры можно будет только тогда, когда в школах будет создана атмосфера, способствующая плодотворной работе учителя и учеников, когда туда пойдут образованные люди, желающие и умеющие работать с детьми. И атмосфера эта должна создаваться не только финансированием школы, но и предоставлением творческой свободы, которую, как хочется думать, гарантирует новый стандарт школьного образования.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67