Местные выборы в Донбассе – путь к миру

Сегодня всех, кого волнует происходящее в Украине (независимо от того, как они оценивают события и кого считают виновником нынешней трагедии), объединяет общее желание – чтобы в Донбассе как можно скорее наступил мир.

Дорога к мирному решению конфликта на востоке Украины определена Минскими соглашениями. Первые три пункта этих соглашений худо-бедно, с бесчисленными нарушениями с обеих сторон, но выполняются. А далее – СТОП! У пункта четвертого, где речь идет о проведении местных выборов, все остановилось. Пришло время принимать решение о политическом статусе Донбасса, а Киев, очевидно, к такому решению не готов. И в ДНР и ЛНР есть силы, этого не желающие. Вот и стараются стороны оттянуть время, а потому и не проявляют достаточно воли для обеспечения полного прекращения огня.

Казалось бы, у Киева выбор не очень сложен: либо Украина, сохранив территориальную целостность на востоке, предоставляет части Донбасса широкую автономию, либо, сославшись на волю населения региона (выраженную на еще одном референдуме, но уже под контролем ОБСЕ), отпускает мятежную часть Донбасса восвояси.

Выбор простой, но далеко не идеальный. Потому, что автономия Донбасса должна быть очень широкой (одинаковый для всех областей Украины уровень децентрализации никого в Донбассе не устроит). Потому, что отношения Киева, да и всей Украины с такой автономией очень долго будут весьма напряженными, и можно лишь надеяться, что время всё сгладит. Важно и то, что нагрузка по восстановлению Донбасса ляжет на находящуюся в бедственном положении украинскую экономику, и справиться с этой нагрузкой Украине будет ох как трудно. К тому же украинский Донбасс останется оплотом дружественных России политических сил, что не может не беспокоить украинских националистов, которых сейчас в стране довольно много (и у них есть оружие). Второй вариант – отказ от части Донбасса – менее дорогостоящий (сегодня!), но он означает утрату Украиной территории с трехмиллионным населением.

Ни один из этих вариантов не может полностью устроить Киев, однако альтернативы у него нет. Если, конечно, не считать разумной альтернативой возобновление войны со многими тысячами новых жертв и весьма сомнительной для Киева надеждой на успех. Порошенко, видимо, склоняется ко второму варианту, но боится, что общество будет недовольно и может попытаться его сбросить. По данным мартовских соцопросов, только от 7 до 18% опрошенных украинцев готовы согласиться на отделение Донбасса.

Между тем, 25 октября должны состояться всеукраинские (а значит и донбасские) местные выборы, от которых нельзя отказаться. Их проведение в Донбассе предусмотрено Минскими соглашениями. Порошенко не может не понимать: при любом раскладе сил на местных выборах в ДНР и ЛНР победят сторонники этих республик. Из чего следует, что в мятежном регионе появится признанная европейской и мировой общественностью власть, которую нельзя игнорировать. Порошенко колеблется. Лидер парламентской фракции его партии Юрий Луценко недавно заявил: «Две освобожденные трети Донбасса будут голосовать, одна треть (т.е. территории ДНР и ЛНР – В.М.), наверное, не сможет этого сделать». Но Президенту Порошенко трудно сделать выбор, но он не может не понимать: если Киев проведет выборы только на подконтрольной ему части Донбасса, на него ляжет вся ответственность за срыв Минских соглашений. Ведь в этих соглашениях речь прямо идет о проведении местных выборов, прежде всего, в тех «отдельных районах Донецкой и Луганской областей», которые позиционируют себя как ДНР и ЛНР.

Думаю, что европейские союзники Украины должны убедить Порошенко в необходимости проведения выборов по всему Донбассу. И Киеву лучше понапрасну не тратить время, средства и человеческие жизни, а сразу перейти к диалогу с представителями самопровозглашенных республик об условиях проведения выборов (как того требуют Минские соглашения) – ведь в конце августа уже должна начаться избирательная кампания. Выборы должны проходить на основе украинского законодательства, но с поправками, которые диктуются ситуацией в регионе. Время поджимает, если в течение месяца или чуть более не удастся добиться компромисса и переговоры о выборах будут сорваны, ДНР и ЛНР могут обратиться к ОБСЕ и ООН с просьбой помочь провести и проконтролировать местные выборы в Донбассе уже без Киева. И международным организациям трудно будет им отказать.

Какими же могут быть базисные условия проведения местных выборов в Донбассе?

1. Выборы должны проводиться на основе действующего закона Украины о местных выборах (если не будет принят новый закон, то на основе закона от июля 2010 года), но не по смешанной партийно-мажоритарной (для областей и районов), а только по мажоритарной системе. Основание: после событий в Киеве, в той части Донбасса, что не подконтрольна Киеву, в течение уже полутора лет нет территориальных организаций парламентских партий (за исключением, разве что, компартии).

2. Труднее всего будет договориться о формировании местных избирательных комиссий, т.к. в соответствии с действующим законом их формируют территориальные организации парламентских партий, а таких, как уже сказано, в Донбассе практически нет. Возможен, как кажется, компромиссный вариант, при котором в окружные и участковые комиссии вошли бы люди, предложенные местной общественностью (решением общих собраний с определенным числом участников) и получившие одобрение украинской ЦИК (например, отобранные из трех кандидатов). В каждой комиссии обязательно должен быть представитель ОБСЕ.

3. Обязательным условием проведения выборов должно быть полное отсутствие каких-либо вооруженных людей в жилых районах, где проходят выборы. Все воинские части ДНР и ЛНР (за исключением команд, дежурящих на блокпостах) должны находиться в местах своей постоянной дислокации, ни в коем случае не покидая их с оружием в руках.

4. Контроль проведения избирательной кампании должны обеспечивать представители ОБСЕ, число которых на время выборов должно быть увеличено в несколько раз. Следует пригласить как можно большее число наблюдателей из самых авторитетных международных организаций самой разной направленности.

Проведение местных выборов создаст в Донбассе легитимную власть. Объявить ее террористами и вести против нее войну (формально антитеррористическую операцию) Киев не сможет. Важно определиться и с будущим статусом региона. Киеву нужно было бы согласиться на проведение в Донбассе, одновременно с выборами местной власти, референдума. По трем вопросам: «Хотите ли Вы, чтобы Донбасс был независимым?», «… чтобы Донбасс оставался в Украине на правах широкой автономии?», «… на тех же правах, что и другие области?». Результаты донецкого референдума послужили бы основанием для проведения затем уже всеукраинского референдума о возможном изменении территории страны (ст. 73 Конституции Украины) или для конституционного закрепления автономного статуса региона в составе украинского государства. Если это получится, наступит мир.

Комментарий Михаила Погребинского:

Я прочитал этот текст В. Малинковича ещё 2 июня. А на следующий день возобновились серьёзные боестолкновения в районе села Марьинка с большими потерями с обеих сторон – десятки убитых и раненых. Тупик в минском процессе стал очевидным, как и угроза возобновления масштабных боевых действий. А кроме бесконечного повторения сторонами мантры – единственным способом разрешения конфликта является выполнение минских соглашений, – никаких содержательных предложений, как вывести из тупика переговорный процесс так и не прозвучало. При этом Киев настаивает на передаче под свой контроль границы с РФ (такой пункт есть в Минске-2), а Донецк – на строгой последовательности выполнения пунктов соглашения – сначала политическое урегулирование, включая внесение изменений в конституцию, а затем передача границы – именно так предусмотрено Минском-2.

(Читать далее…)

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67