Кино и комикс - братья навек

Выставка "Кино и комиксы. Персонажи комиксов в фильмах" в Музее модерна в Зальцбурге.

Человек-паук, Тарзан и Люки Люк - множество героев комиксов совершили прорыв с книжных страниц на большой киноэкран. Им посвящена большая выставка в зальцбургском музее на горе Менхенсберг, объединившая две с половиной сотни экспонатов: плакаты и книги, журналы и киноафиши и непременные в данном случае фрагменты многочисленных фильмов. С точки зрения поклонников, здесь есть настоящие раритеты вроде сотни оригинальных листов графики, вышедшей из-под пера классиков жанра, или оригинального реквизита кинофильмов, будь то тяжеленный меч самого Конана или костюм Бэтмена.

Хотя комиксы традиционно считаются, прежде всего, американским явлением, упор на выставке сделан на европейскую культуру, и особенно итальянскую. Что связано не только с их особым успехом на Апеннинах, но и с тем, что выставку готовили итальянские кураторы, а до Австрии ее показали уже, в частности, в Роверето, на Капри и в Виченце.

Интернациональный характер такого успеха неудивителен: на Западе рынок комиксов огромен, вполне серьезные люди продолжают читать их (или, точнее, разглядывать) годы спустя после школы. Как пишет Михаил Трофименков, "комиксы давно стали частью интеллектуального космоса образованных европейцев и американцев, такой же значительной и цитируемой, как кинематограф или "черный" роман". Его собственный знакомый, университетский преподаватель из Лотарингии, регулярно ездит в Бельгию закупаться новыми изданиями: там они дешевле (из Бельгии, кстати, происходит и Эрже, автор знаменитого Тэнтэна).
И впрямь, достаточно прийти в любую европейскую библиотеку или даже во Французский культурный центр в Москве, чтобы убедиться, насколько это важная часть читательского мира. А в сетевой энциклопедии, посвященной Японии, комиксам посвящена специальная статья: в японской культуре манга занимает особое место. С точки зрения многих, ее успех проявляет другие социально-культурные феномены наших дней, такие, например, как беспричинная жестокость.

Герои комиксов популярны настолько, что сегодня практически все они уже воплотились в голливудских блокбастерах. И даже персонажи компьютерных игр по-прежнему не в силах обойти их по популярности. Так что конкуренции между миром кино и миром комиксов нет. Как показывает выставка в Зальцбурге, речь все время идет если не о сращении жанров, то об их интенсивном взаимообогащении. В случае с кино и комиксом это особенно понятно - родились они практически в одно время. Рождение кинематографа, датированное декабрем 1895 года, и появление первого официального комикса, опубликованного в 1896 году в журнале "New York World", разделяют всего несколько месяцев.

Но и без подобного сближения дат родственные связи между двумя самыми массовыми из всех искусств были бы неизбежны. Комиксы предлагают фактически готовый киносценарий, где характеры, мотивация и образы прописаны обычно с такой тщательностью, что хоть немедленно на съемочную площадку. Причем зачастую и картинка выстроена как законченная мизансцена, а насыщенность действием в комиксе по определению высока, здесь невозможна пауза в сюжете или обвальное замедление скорости. Одной же из главных особенностей комикса оказывается его способность погружать читателя в самую сладкую среду на свете: в мир собственной фантазии. Все ситуации приходится додумывать и домысливать, наделять их голосами, звуками и паузами. Читатель оказывается и режиссером-постановщиком, и актером, и зрителем одновременно.

Эпоха комиксов началась с "платиновой" эпохи: сперва "комический" период (от которого, собственно, и произошло само название комиксов, первоначально нацеленных лишь на комикование). Его апофеозом можно считать рождение "маленького человека" Чарли Чаплина. Затем, к 20-м годам, настала пора приключений и научной фантастики. Сегодня же популярность таких персонажей, как Тарзан или Супермен, обеспечит кассу даже провальному с художественной точки зрения проекту. И то: перед Второй мировой войной с тем же Суперменом произошло что-то ранее невиданное. "Уже через несколько месяцев после появления новой серии ежемесячный тираж похождений Супермена превысил полмиллиона экземпляров, а чуть позже перешагнул и миллионную планку. Супермен обогнал по числу читателей самый популярный журнал Америки - "Time". К началу Второй мировой рисунки с приключениями Супермена перепечатывали 230 американских газет, что увеличило число читателей еще в 25 раз" (http://www.kommersant.ru/doc.aspx?docsid=325431).
Так что логичным выглядят попытки кинематографа перенять у комикса даже стратегию показа. Вслед за регулярным появлением на страницах воскресных газет и в еженедельных журналах самих картинок в 20-е годы короткометражные похождения комикс-героев демонстрировались в американских кинотеатрах субботним утром, из недели в неделю, с продолжением. Отсюда уже рукой подать до классических "мыльных опер".

Причем кино не обязательно всегда идет следом за комиксом. Порой - как в случае с Тарзаном Берроуза - сперва появляется роман, затем он экранизируется, и только следом за фильмом рождаются книги комиксов.

Случай с "Тарзаном" примечателен еще и тем, что кино здесь спровоцировало множество культурных феноменов, в том числе и появление сериалов. Первые фильмы о Тарзане в начале 20-х годов появлялись как короткометражки (всего в прошлом веке было снято около полусотни фильмов). И лишь затем стали выходить журналы о похождениях Тарзана.

Сегодня мир киномиксов по обе стороны океана - это звездный мир, начиная с режиссеров (Тим Бартон начинал сериал о "Бэтмене") и заканчивая актерами (в "Астериксе и Обеликсе" снимались Жерар Депардье и Роберто Бенини). Но удивительным образом он никак не становится звездным в России.

В России комиксы традиционно считаются низким жанром. Многочисленные за последние пятнадцать лет попытки привить их отечественной культуре традиционно оканчиваются неудачей. Причем это касается как переводных проектов (где особенно активны те же итальянцы), так и оригинальных изданий, перекладывающих, например, классику на язык картинок с коротким текстом. Среди проектов такого рода были и явно запоминающиеся, вроде переноса в формат комиксов "Анны Карениной". Но они в итоге "не пошли". То ли консерватизм некогда литературоцентричной страны переборол новые веяния, то ли не вовремя все началось. Хотя на Западе классический комикс никогда не был продуктом стабильного времени и стабильной цивилизации, революции и потрясения оказывались ему ближе периода процветания. Не случайно и кризис комикса в Америке совпал с окончанием Второй мировой войны, а его возрождение началось уже в рамках обновленной эстетики.

Возвращаясь к русскому комиксу: жанр не привился, но рынок берет свое. В русском инете можно купить, например, текст диплома на тему "Становление семиотической системы американского комикса и японского манга" - всего за 800 рублей. Чуть дороже стоит сам альбом к зальцбургской выставке. Существует и несколько русскоязычных сайтов о комиксах, правда, обновляются они неторопливо (см., например, http://www.comicsnews.ru/ и http://www.komix.ru/).

Остается только гадать, какое будущее светило бы на российской почве политнекорректным комиксам вроде "Симпсонов", пользующимся на родине сумасшедшей популярностью. Но для их появления, видимо, тоже требуется какая-то другая структура общественной жизни, другое телевидение и другая пресса, чем те, которые мы имеем.

На снимке: "Барбарелла". Плакат к фильму. Италия, 1968.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67