К Олимпу на боковой полке

В апреле-мае проходит заключительный этап Всероссийских предметных олимпиад школьников. Призеров без экзаменов (по профильным предметам) обязаны принимать во все вузы страны. Из состава победителей будут сформированы и сборные команды международных олимпиад школьников, которые пройдут летом.

В прошлом году на международных олимпиадах наши подростки получили 11 золотых, 9 серебряных и 3 бронзовые медали. Это блестящий результат.

Казалось бы, все хорошо. Но, как выяснилось, с подготовкой одаренных школьников имеются большие проблемы. Что мешает работать учителям и тренерам, которые готовят будущую элиту российской науки? Как упростить жизнь одаренным школьникам? Об этом "Русскому журналу" рассказали тренеры международных сборных команд России по естественнонаучным предметам и директор знаменитого питерского физико-математического Лицея #239 Тамара Ефимова.

Казалось бы, все просто, ведь сверходаренных школьников - членов международных сборных команд очень мало: меньше 30 человек на всю страну. Почему бы не предоставить им исключительные права? Оказывается, это невозможно. Руководитель сборной команды по математике Назар Агаханов предложил простую вещь: освободить членов сборных от выпускных школьных экзаменов (как это было в советское время). Ведь в апреле они возвращаются с всероссийских олимпиад, и на них накидываются школьные учителя. А в мае эти "штучные" дети обязаны, как все, обыкновенные, сдавать русский, географию, обществоведение... После этого - измотанные - они едут на свою международную предметную олимпиаду. Так вот, в ответ на это здравое предложение от Министерства образования и науки последовал ответ: это невозможно ("А как же отметки в аттестате?").

Еще проблема: учителя-наставники по информатике (у российских программистов потрясающие успехи на мировом уровне - 3 золотые и 1 бронзовая медаль) уверены: олимпиада по их предмету "не имеет возраста". И привели пример: года четыре назад у нас начали готовить программистов с 4-5-го класса. Однажды третьеклассник выступил на Всероссийской олимпиаде и победил. Но вывод из этого был сделан парадоксальный: тут же утвердили документ, запрещающий принимать участие в олимпиадах детям до 6-го класса. Учителя-наставники мечтают, чтобы участвовать в олимпиадах по информатике разрешали хотя бы пятиклассникам.

И еще о возрастном цензе. Известно, что гранты представители талантливой молодежи получают только начиная с 14 лет. Но это правило требует пересмотра. Тренер нашей сборной по математике, профессор Ярославского госуниверситета Владимир Дольников рассказал, что, когда шестиклассник занял второе место на Всероссийской олимпиаде по математике за 10-й класс(!), он ничего за свою победу не получил. Не положено! А семья там бедная: они беженцы из Узбекистана, живут в Белгороде, с одной мамой. Сейчас наконец, благодаря немалым усилиям, ему премию выдали.

Что касается финансирования, то и здесь не все благополучно. Существует острая проблема с выездом на всероссийские олимпиады. Команды либо вообще не получают денег на билеты, либо едут на средства руководителей. Деньги же, как правило, приходят уже после того, как прошла олимпиада. Часто детям и наставникам приходится ехать на соревнования на боковых полках плацкартных вагонов, приезжают больные... Или: как прокормить участника 4-го этапа окружной олимпиады на 180 рублей в день? Как отправить детей на сборы (они не имеют соответствующего статуса, а значит, финансирования на местах)?

И еще: большинство учителей-наставников работают на чистом энтузиазме. Среди учителей, подготовивших самых одаренных школьников, лишь два человека получили учительские премии по нацпроекту. Но ведь с одаренными школьниками занимаются не только учителя, но и педагоги дополнительного образования. Они вообще не пользуются никакими привилегиями. За час работы получают 21 рубль (не намного больше получают за это и вузовские профессора - 42 рубля). Андрей Лопатин, например, молодой наставник сборной по информатике, не имеет жилья в Петербурге! Может быть, присуждать им звание заслуженного учителя РФ?

Максим Пратусевич, завуч физико-математического Лицея #239 Санкт-Петербурга, тренер сборной команды школьников по математике, считает: "Одаренных детей - участников международных олимпиад несколько десятков человек на всю страну. Детей, приближающихся к этому уровню, - несколько сотен. Понятно, что работа с ними не должна укладывается в правила, применимые к обычному школьнику. Но, к сожалению, нам приходится придерживаться формальных критериев. Приведу три примера. Многие наставники, которые готовят талантливых ребят, не являются школьными учителями, и поэтому по закону им не полагаются премии нацпроекта как лучшим учителям. Второй пример: наша школа уже 25 лет выдает на-гора победителей международных олимпиад. Но мы не можем представить к званию человека, который готовит этих победителей, в том случае, если он, например, совместитель. Третий пример: допустим, я учу школьника, который получает дипломы на Всероссийской олимпиаде. Он у меня один такой. Понятно, что с ним нужно и заниматься отдельно. Но по существующему положению в группе дополнительного образования должно быть не меньше 10 человек. Иначе труд педагога кружка не будет оплачен. У нас просьба к Федеральному агентству по образованию подготовить письмо, чтобы мы могли соответствующе оплачивать такого педагога.

И еще: если мы говорим, что одаренные дети - национальное достояние, то они не должны ехать на олимпиаду на боковых полках плацкартного вагона; не должны на заключительном этапе подготовки жить в пионерлагере по 10 человек в палате. Определенный статус должен быть обеспечен и бытовыми условиями, и питанием.

И главная проблема: мы готовим (иногда с 3-го класса) победителя олимпиады. Он поступает в вуз, заканчивает его. А потом уезжает за границу, где ему платят несколько тысяч долларов в месяц. Так мы теряем свой труд, который вкладывали в него с детства. Какие меры могло бы предпринять Федеральное агентство по образованию? Возможно, с помощью бизнеса можно было бы поддерживать таких ребят и дальше.

И последнее: нельзя ли как-то повлиять на главного санитарного врача Онищенко? Чтобы он отменил свой приказ, который гласит: организованные группы детей должен сопровождать врач. Если ему так хочется, пусть сажает врача в каждый поезд! Я вывожу команду на сборы и соревнования и знаю: ни в какую нашу смету врач не входит".

В Санкт-Петербурге есть знаменитый Лицей #239, в котором учится больше всего в стране призеров олимпиад по естественно-научным предметам. Только что 24 его ученика стали победителями всероссийских олимпиад по математике, физике и химии (в прошлом году их было 19).

Эти одаренные ребята, так же как призеры и победители многих других интеллектуальных состязаний, получат гранты в рамках приоритетного национального проекта "Образование". По результатам прошлого олимпиадного года вручено 5350 премий молодым людям от 14 до 25 лет: 1250 человек получили по 60 тысяч рублей как победители российских и призеры международных олимпиад, а 4100 молодых людей - по 30 тысяч рублей как победители региональных и призеры российских олимпиад.

О проблемах, связанных с подготовкой одаренных школьников, "Русский журнал" решил побеседовать с директором Лицея #239 Тамарой Ефимовой.

Как потратить миллион

"Русский журнал": Когда психологи проводили исследования учеников вашего Лицея, они обнаружили, что такого количества подростков (в нем 24 старших класса - с 8-го по 11-й), у которых интеллект выше нормы, нет ни в одной другой школе города. Неудивительно, что Лицей получил 1 миллион как инновационная школа в рамках нацпроекта. Правила таковы, что на президентский грант нельзя купить парты или отремонтировать крышу). На что вы потратили деньги?

Тамара Ефимова: Мы решили модернизировать компьютерный парк: купить детям самые современные, не опасные для глаз мониторы и прочую технику. В Лицее уже было три компьютерных класса (два из них подарил "Майкрософт"). Плюс класс, который мы получили по городской программе. А теперь появились еще и ноутбуки. То есть в целом - пять компьютерных классов.

Все компьютеры не стоят без дела, а работают, как доменная печь: с девяти утра до девяти вечера. Ведь помимо уроков у нас есть еще индивидуальные занятия со слабыми и сильными учениками, кружки и факультативы. Во второй половине дня в Лицее работает Центр дополнительного образования. Он пока не оформлен юридически, но больше 250 человек приходят в среду и субботу со всего города и бесплатно (за счет сметы школы) занимаются математикой. Учителями выступают в основном наши выпускники - студенты и аспиранты. Существует отдельный кружок для пятиклассников. Когда они заканчивают 7-й, мы проводим сложную олимпиаду. В результате из кружковцев собираем только один 8-й класс. В прошлом году такой класс дал восемь грантополучателей по нацпроекту. А на всероссийские олимпиады уезжали одиннадцать человек. Пять ребят поехали на международные олимпиады по математике и химии.

Физика сегодня непопулярна

РЖ: У вас ведь физико-математический Лицей. Но ваши ребята ездят даже на международную химическую олимпиаду. Как это объяснить? Ведь наверняка в Питере есть и специальные химические школы?

Т.Е.: Конечно. Но хотя в городе три химические школы, уже два года к нам приходят дети со всего города, которые занимаются химией.

С физикой - хуже. Она сегодня непопулярна. Даже выпускники физико-технической школы, созданной академиком Алферовым, часто не идут на физфак. Почему? Ответ простой: работать потом негде. Если спрос на программистов есть, то на физиков его нет.

Реформа - старая и новая

РЖ: А как вы оцениваете нынешнюю реформу образования?

Т.Е.: На 80% реформа ужасна; она принесла много вреда естественно-научному образованию. На Западе базовое 9-летнее образование дает одинаковый уровень знаний для всех школ. И только после 9-го класса дети и родители решают, что они будут изучать углубленно. У нас тоже хотят ввести профильную школу. Но в реальности это выглядит так: организовано большое количество гимназий, в которых никакого другого профиля, кроме гуманитарного, в старших классах выбрать не получается. Дело в том, что по нынешним правилам в гимназиях разрешается сокращать количество часов на математику уже в 9-летней школе; можно почти совсем убрать физику, химию (что гимназии и делают). И получается, что после 9-го класса школьники не имеют даже базовой подготовки по физике, математике, химии. В итоге для того, чтобы не сокращать программы, многие сильные школы отказываются называться "гимназиями". При этом они несут финансовые убытки: нормативно-подушевое финансирование в гимназиях выше, чем в школах. Для Москвы это значительная разница: 40 тысяч или 25 тысяч на человека.

В школах с углубленным изучением иностранных языков тоже уменьшено число часов на математику (я говорю о 9-летней школе). Поэтому дети, которые к нам приходят в 8-й класс, не знают трех серьезных тем по математике: разложения на множители, действий с дробями, функциональной зависимости... В некоторых школах не изучают и систему уравнений. А в обычных простых школах все это в программе сохраняется. Так должно быть везде: только закончив 9-й класс, ребенок должен иметь право выбора - становиться ему гуманитарием или заниматься естественно-научными дисциплинами. Это декларируется, но не обеспечено программами.

РЖ: Как же вы решаете эту проблему? Ведь вашу программу никто не упрощал, а значит, принцип непрерывности нарушен?

Т.Е.: Мы устраиваем подготовительные курсы, на которые приходят дети со всего города. Пытаемся скорректировать уровень программ, изучаемых в гимназиях и языковых спецшколах, с нашими.

Мы ориентируемся на Царскосельский Лицей

РЖ: Говорят, у вас одна из самых сильных кафедр литературы в городе. Ваши "математические" дети часто получают дипломы на олимпиадах по литературе...

Т.Е.: Мы пытаемся ориентироваться на Царскосельский Лицей, который давал широкое гуманитарное образование. Программа литературы у нас по Маранцману (углубленная), количество часов литературы не сокращено, а в 10-11-м классах есть дополнительный час по русскому языку и по зарубежной литературе.

Наши дети успевают участвовать в общественной деятельности, в литературных вторниках, соревнованиях, походах. В то время как разрушаются клубы и уменьшается число бесплатных спортивных секций, мы все это имеем.

РЖ: Куда больше поступают выпускники вашего Лицея?

Т.Е.: В Политехнический университет (в основном - на факультеты, связанные с программированием), на мехмат СПбГУ, в Институт точной механики и оптики на новый факультет, где по западному образцу (чуть ли не в равных долях) преподают математику, физику, экономику и иностранный язык. Это дает возможность потом хорошо трудоустраиваться.

РЖ: Как вам удается удерживать кадры?

Т.Е.: Здесь работают учителя по призванию. Среди них - 11 кандидатов и 3 доктора наук. Завуча Максима Пратусевича, например, куда только не приглашали: преподавать в университете в Германии, вести аналитическую группу в банке... У него почти готова докторская диссертация, но он не уходит. Говорит, что здесь работать интересно. Сейчас он получил грант по нацпроекту как лучший учитель.

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова

P.S. Возраст лицея, а в прошлом школы #239 - более 85 лет. Она была организована в 1918 году и первоначально располагалась в "Доме со львами" на углу Адмиралтейского проспекта и Исаакиевской площади. Школа продолжала работать и в блокадном Ленинграде (оставшиеся в живых ученики-блокадники собираются здесь в апреле). В 1961 году школа стала специализированной - физико-математической, а в 1991-м получила статус лицея. За свою историю она несколько раз меняла адрес и в 1975 году вселилась в здание по адресу Кирочная, 8, которое было построено в 1868-м для училища Св. Анны - Анненшуле, основанного в 1736 году и являвшегося одним из старейших учебных заведений Санкт-Петербурга. Сегодня рядом со зданием Лицея, готовящего интеллектуальную элиту страны, пугает пустыми глазницами окон полуразрушенная лютеранская церковь Святой Анны. Еще недавно в ней был кинотеатр "Спартак".

Эту школу закончили Алиса Фрейндлих, Андрей Толубеев, Ольга Волкова, Борис Гребенщиков, Григорий Перельман, дочери Александра Друзя (он ведет в школе "Что, где, когда?") и многие другие знаменитые люди - директор Кировского завода, например.

Лицей устраивает свою летнюю математическую школу, ребята ходят в походы - Урал, Хибины. На острове Канивец, например, реставрировали монастырь...

Здесь - свой вычислительный центр, лаборатория компьютерной физики, школьный музей, в котором собраны старинные и современные фотографии учеников (начиная с Анненшуле); призы - и научные, и спортивные. В школе - прекрасная волейбольная команда: в этом году ребята заняли второе место в городе.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67