Институт национальной нравственности, или Еще раз о голове Альфредо Гарсии

Уинстен Оден как-то заметил Иосифу Бродскому: хорошо было Иоганну Баху, который мог запросто подписать свои сочинения: Господу Богу. И правда, хорошо было Иоганну Себастьяну, а каково это пережившим ХХ век? Чуть заикнешься о нравственности, как тут же является тень фашизма. Заговоришь о любви - и уже "в белом венчике из роз" входит призрак большевизма. А каково после "лучшего друга всех верующих" Иосифа Сталина (по версии РПЦ) и "боголюбивого вождя Адольфа Гитлера" (по версии РПЦЗ) говорить о религии как оплоте национальной духовности?

Современный человек, скорее, послушает, что думают о нравственности в борделе (Федор Михайлович глядел в корень), а священник ему интересен, разве что если обнаружится его нетрадиционная ориентация. И дело не столько в испорченности современного человека, сколько в испорченности мира как такового, со всеми его религиями и нравственностями.

Инициатива создания Общественных советов по оценке нравственности на ТВ, которую от лица Клуба православных журналистов выдвинули на пресс-конференции 15 января 2008 года председатель Клуба Александр Щипков, руководитель пресс-службы Московской патриархии о. Владимир Вигилянский и президент медиахолдинга "Радонеж" Евгений Никифоров, со всех сторон замечательна. Речь, подчеркивают инициаторы, идет не о цензуре (тем более предварительной), а об оценке деятельности ТВ-каналов. Членами же совета могут быть граждане России любого вероисповедания и любой национальности, пользующиеся авторитетом и уважением, всего человек двадцать. Причем предложить своего кандидата может каждый.

Всем несносно наше ТВ, всем близка идея его улучшения. Но общественность почему-то либо скептически молчит, либо коротко (скептически) высказывается. Да и что тут скажешь? После Освенцима и ГУЛАГа говорить стихами за нравственность кажется и затруднительным, и двусмысленным. Вот народ (пока слуги нового князя под дружное пение акафистов режут отпрысков старого) привычно и безмолвствует.

Возникают к тому же разные вопросы. Почему, например, не осуществить эти самые советы при уже действующей Общественной палате? А! Потому что там СМИ заведует враг народа и всех православных журналистов Павел Гусев (у которого работает хулиганствующий журналист Сергей Бычков, который катит бочку на самого митрополита Кирилла и с которым по этому поводу судится сам Всеволод Чаплин).

А почему православные журналисты обратились за помощью к Сергею Миронову? Видимо, потому, что ОП - детище Путина и, стало быть, Миронов - прямая альтернатива. Потому, что без образа врага, всеобщего противостояния и священной войны православные журналисты чувствуют себя как-то неуютно. Вот тебе, матушка, и консенсус по части нравственности!

А куда, скажите, деваться от коррупции (кто это все будет финансировать? Совет Федераций? Сергей Миронов против Владимира Путина?), от конформизма, сервильности и корпоративных интересов?

Известно ведь, как представляют себе нравственность православные журналисты: в виде душки любера с аккуратной стрижкой, спасающего от иностранной заразы родную столицу. Ибо - добро должно быть с кулаками ("с кулаками и толстым х..м", как верно заметил один современный писатель) и с неизменно благими намерениями...

"Боже, спаси меня от человека добрых намерений, но нечистого сердцем", - взывал Томас Элиот. Потому что одно дело - идея, другое - контекст (с неизбежно сопутствующим ему подтекстом). Ибо что ни месяц - история то с котегами в Лавре, то с окопавшимися сидельцами, то с епископом-динамитом.

Или вот, например, замечательная идея преподавания родной, национальной, духовной культуры в школе. Почему замечательная идея в реальности редуцируется лишь к тотальному насаждению идеологии взамен культуры и сегрегации всего юного поколения по национальному и религиозному признаку - то есть в обыкновенный апартеид: простенько и со вкусом?

Или, скажем, чем плоха выношенная митрополитом Кириллом идея "прав и достоинства личности", восходящая к образу и подобию Божию в человеке? И почему получается в итоге лишь хруст ребер и челюстей в священной борьбе за "канонические территории" (Сурож, Равенна, Украина, Молдавия, Эстония et cetera), разбитые лбы и церковь на грани раскола? И ни образа тебе, ни подобия, один лишь протоиерей Вс. Чаплин с "религиозным предметом", перевешивающим "жизнь всего человечества", да епископ Диомид с иконой Малюты Скуратова по сторонам священного текста Основ православной культуры.

Говорят, когда один из журналистов, присутствовавший на вышеупомянутой пресс-конференции, напомнил, что при католическом епископате США существует специальная структура, занимающаяся мониторингом ТВ-программ и еженедельно публикующая его результаты с оценками в католических СМИ, о. Владимир Вигилянский даже отмахнулся: "Ну что вы... Я думаю, до этого у нас еще не дошло. Есть вещи более важные. У нас семьсот тысяч бездомных детей. Какая тут культура, когда люди замерзают на улицах".

Вот именно - какая тут культура? И какие у той культуры критерии? (Сразу почему-то вспоминается прошлогодняя история с запретом Сыктывкарской епархией театральной постановки по безнравственному произведению светского литератора А.Пушкина "Сказка о попе и работнике его Балде".)

Или возьмешь, например, газету "Радонеж" и увидишь... Да ничего, в общем, кроме "взвейтесь" да "развейтесь", и не увидишь. Потому что - духовная и потому что - цензура. Потому что совесть в виде партийной реликвии, в мраморе и бронзе, и нравственность в виде любера с... Потому что добро должно быть большим и толстым, с вот такими кулаками и ядерными боеголовками наперевес. И пока вы, скользкие и противные, будете молчать и слушать, мы, белые и пушистые, будем вести вас к вере во все святое (Боже, спаси меня от человека добрых намерений).

Потому что главная проблема всех инициатив религиозных деятелей по части насаждения нравственности, в сущности, очень проста - это отсутствие доверия. Потому что нет его и не будет, пока не наступит понимания, что нет в нашем обществе ни белых, ни пушистых. И что все мы - с той или иной стороны - достаточно скользкие и противные: клерикалы и антиклерикалы, нравственные и безнравственные, советские и антисоветские. Все одним миром мазаны и одним крещением крещены, одинаково окунуты и выполощены в одной и той же земной грязи. Вот это, думается, и есть главный Божий промысел о России.

Потому что наше ТВ - лишь отражение сознания народа. А сознание народа - лишь отражение глубин его сердца. А его сердце - это храм, церковь, загаженная, зараженная, превращенная в овощной склад и клоаку самодостаточных "корпоративных интересов". И, заметьте, не большевиками - этими вещими орудиями Проведения, а самим "народом-богоносцем", его великими правителями, духовными вождями и их взаимной вековой ненавистью друг к другу. Потому что сказано ясно, как день: "увидите мерзость запустения на святом месте" и "не останется здесь камня на камне"...

Потому что религия и нравственность - вещи, в начале ХХI века как-то уж очень с большим трудом совместимые. Как просто и точно говорил об этом о. Александр Шмеман: "Бога любят святые грешники. Религиозные люди Бога не любят и при случае распинают его". Случаев же в нашей истории оказалось более чем достаточно. И мы - их итог, знаменатель. Вот эти самые семьсот тысяч - самый красноречивый.

Потому что куда ж их девать-то? Почему до них - никому и никакого? И почему бы просто, молча, без пиара и рейтингов, а перед одним только ведущим телевизионщиком мира - Господом Богом - не взять да и не засучить рукава, да и не заняться насаждением нравственности и любви к человеку в одной отдельно взятой душе, семье, доме: а тут вам и сидельцы с ИНН, и Диомид с тезисами, и опричники с Малютой. Казалось бы, работай над собой и работай, крепи нравственность и обороноспособность, глядишь - тысячи вокруг тебя и спасутся.

Но... какие там тысячи! Вот протоиерей Димитрий Смирнов (председатель Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами МП) рассказывает: верующая семья, восемь детей (старшему - восемнадцать, младшему - два года), с доходом 15 тысяч рублей в месяц. Один из детей болен лейкемией. На его лечение семья истратила последние средства, продала комнату, и теперь органы опеки хотят детей отобрать. И куда бы они ни обращались за помощью, никто ничем помочь не может, даже их духовный отец. "Хотя помочь - говорит о. Димитрий, - элементарно: снять трубку, позвонить спонсору и сказать, есть, мол, такая семья, или взять и продать сорокапудовый колокол (который стоит огромных денег), который - вещь, конечно, прекрасная, но все же не более чем дань церковной традиции (потому что колокола сегодня уже не являются средством коммуникации)". Заметим, что живет семья в поселке Софрино, с его знаменитым на всю страну гигантским комбинатом РПЦ с миллионными оборотами.

И где же православные журналисты? Ау! Где радио "Радонеж"? Почему не бросить клич, не скинуться 80% российских православных (по версии Вс. Чаплина) по рублю и не помочь братьям по вере?

Но в том-то и дело, что заниматься будут чем угодно: спасением страны, народа, нации, мира, чистоты православия, требованием немедленного введения православной монархии во всей солнечной системе, но никогда и ни за что не хватит сил взглянуть в мерзость запустения собственного сердца (ибо нет ничего страшнее, чем всмотреться в глубину собственного сердца). Ибо одна ли семья, семьсот ли тысяч - все это труд великий, но незаметный и неблагодарный, где ни ТВ тебе, ни пиара, ни рейтинга. (И слишком прав был мудрый Семен Франк, называя самовлюбленность хроническим заболеванием русского религиозного самосознания.)

И все же мне нравится эта затея, эта попытка консолидации общества по самому очевидному принципу, этот опыт нахождения консенсуса нравственности. Этот взгляд совести на свое сознание, а сознания на свое сердце (и далее - со всеми остановками). Да и против людей, выдвинутых в советы (Д.Гранин, А.Зубов, В.Крупин, Э.Памфилова, Ю.Поляков, Л.Рошаль, Н.Солженицына, В.Третьяков, Ч.Хаматова, Л.Ярмольник и др.), возражений нет. Вдруг да что-нибудь из всего этого и выйдет? Идея-то витает в воздухе: национальный лидер, национальная совесть, национальная нравственность. Национальная, в общем, идея (с неизменной головой врага на блюдечке с голубой каемочкой). И - пусть всегда будут Советы! Пусть всегда будет Нравственность! Вот только... как это в одной замечательной песенке поется:

Вы, несостоявшиеся мессии
И население всей соборной России -
Воздержитесь от торговли головой Альфредо Гарсии!
Унесите отсюда голову Альфредо Гарсии...

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67