Гоголевский узел

Споры вокруг наследия и музея великого писателя

Не утихают споры вокруг гоголевского наследия. Что важнее: «Ночь перед Рождеством» или «Записки сумасшедшего», «Мертвые души» или «Выбранные места…»? Куда ни глянь в его творения, всюду лезет современность: похорошевшие мошенники громоздят соц- и бизнес-проекты в каждой отдельно взятой губернии. Кажется, что наш государственный строй только для того так переменился за последние 20 лет, чтобы аккурат к юбилею Гоголя подтвердить во всем великолепии его провидческие модели.

Гоголь связал космическое - и комическое, дух аскезы - и страсть наживы, языческое и православное, искусство и религию в мировоззренческий узел. Конфликт мировоззрений подобен партийным спорам — и можно выделить в нынешнем гоголеведении ряд партий, к примеру, «светскую» и «христианскую», что устроили чуть ли не соревнование: кто глубже и полнее опишет жизнь и творчество самого загадочного русского писателя Х1Х века. Партии неусыпно следят за достижениями и промахами «конкурентов». На фоне этого противоречия, которое может считаться в чем-то гегелевским и даже плодотворным, выступает в виде карикатурного иное — деловое и амбициозное. Речь идёт о проекте музея писателя, приюте для бездомного гения русской литературы. Этот музей должен открыться 27 марта в доме, где Гоголь провёл последние четыре года земной жизни, где он в последний раз сжёг рукопись «Мёртвых душ» и умер.

Дом по адресу Никитский бульвар 7а хорошо знают гоголеведы со всего мира: уже девять лет подряд силами Центральной городской библиотеки - Мемориального центра «Дом Гоголя» проводятся международные гоголевские чтения (я писал об этих чтениях на страницах РЖ). Во дворе дома стоит памятник Гоголю работы Андреева (советское правительство «задвинуло» памятник с Гоголевского бульвара в тихое место за его грустный вид). В гостеприимном доме А.Г. Толстой (известном как дом Талызина) Гоголь занимал две комнаты, здесь он писал «Мертвые души», здесь читал свои вещи хозяевам и их друзьям. Здесь уже более 80 лет находится Центральная библиотека им. Гоголя, с 1974 года при библиотеке были открыты для посетителей мемориальные комнаты Гоголя, а с 2005 года начались масштабные работы по реконструкции всего здания и подготовке к открытию музея Гоголя. Библиотека постановлением Правительства Москвы была преобразована в комплексное многопрофильное учреждение Мемориальный центр «Дом Гоголя» и сохраняя свои уникальные библиотечные фонды, этот центр открывает первый в России музей Гоголя.

Тот факт, что музей не отрывается от библиотеки, а оказывается в составе центра «Дом Гоголя», с некоторых пор вызывает неприятие со стороны отдельных членов оргкомитета, созданного для подготовки юбилея великого писателя. Известный реставратор и крупный деятель отечественной культуры Савва Ямщиков не раз высказывался по этому поводу в разных газетах, а в недавнем интервью «Известиям» аттестовал проект экспозиции, посвященной Гоголю в новом музее как «смесь дискотеки и антикварного магазина». С его точки зрения, юбилей Гоголя уже провален (1). В прессе идёт ожесточённая полемика между сторонниками и противниками как этого экспозиционного проекта, так и самого музея Гоголя. Что же так не нравится этим членам комитета по подготовке и проведению юбилея? Попытаемся понять их аргументацию.

В газете «Аргументы и факты» критик Игорь Золотусский, автор книги о Гоголе в серии ЖЗЛ и сериала «Оправдание Гоголя» сообщил, что библиотека им. Гоголя «ликвидировала комнату», в которой умер Гоголь, прорубив в ней двери и объединив с другой (2). Что сказать, аргумент очень весомый: здесь уже впору вызывать БТИ и призывать к ответу руководство Дома Гоголя. Мы обратились за разъяснениями к директору мемориального центра. Вера Павловна Викулова показала нам план дома А.Г.Толстой, где злополучная дверь имелась в Х1Х веке. Она утверждает, что перепланировки нет, а есть восстановление изначального плана с анфиладой комнат. В подобном же стиле продолжается полемика Игоря Петровича с Верой Павловной на протяжении нескольких лет (3). В целом вся ситуация выглядит как римэйк повести Гоголя: о том, как поссорились Игорь Петрович и Вера Павловна (ранее они были дружны, как и гоголевские герои – и начинали великое дело по подготовке юбилея вместе). Один из самых сильных аргументов Игоря Петровича состоит в том, что музей не может состоять «при библиотеке».

Эту мысль стоит обсудить более подробно: может быть, перед нами досадный концептуальный промах, на который указывает известный критик? Однако почему же тогда молчат сами «музейщики», которые должны были бы соблюдать корпоративные интересы - и первыми встать в ряды критиков самозванного «библиотечного проекта»? Обратимся к публикации в профильном журнале «Музей» №1 за 2009 год, где подробно изложена коллизия соперничества двух экспозиционных проектов для музея Гоголя - А.А. Тавризова и Л.В.Озерникова. Оба конкурсанты — люди именитые, сделавшие экспозиции в лучших музеях страны. И что же: здесь приведены высказывания специалистов из Литературного музея, музея Маяковского, института Культурологии — и нигде не говорится, что «музей при библиотеке» - это плохо. Речь идёт о более тонких материях: как можно построить экспозицию, не имея достаточного количества вещей, принадлежащих тому человеку, которому музей посвящен. А в случае с Гоголем это так: в силу страннической жизни он почти не оставил материальных свидетельств земного существования... Большинство специалистов склонилось к тому, что проект Озерникова предпочтительнее. Вот что об этом пишет М.Т. Майстровская (Московский государственный художественно-промышленный университет им. Строганова): «Я видела оба проекта в процессе работы над ними, в развитии. Оба они совершенно выдающиеся, говорю ответственно, как человек, долго занимающийся проблемами музейного проектирования. Но именно проект Озерникова решает сверхзадачу — в мемориальном доме при минимуме подлинных предметов показать не только бытовой, но и стоящий над ним высший план, находящийся за гранью реальности. Инсталляции Озерникова, которые будут выполнены из стекла, дают это новое прочтение. Игра со стеклом, подсветкой может дать очень интересный эффект». (4)

Мне приходилось гулять по пустым залам литературных музеев города Москвы. Здесь почти нет посетителей — и прекрасные экспозиции в центре города простаивают в безлюдье. Обычно здесь (верно, чтобы скрасить одиночество экспонатов в отсутствие экскурсий) проводятся литературные вечера, выставки детских рисунков - или концептуального искусства… Может быть, соединение музея и библиотеки в культурном центре — это веяние времени, та самая новационность, которая позволит вдохнуть живой дух в музейное дело?

Действительно ли подоплёкой конфликта является вечный спор консерваторов и новаторов, спор о святости и кощунстве, о прогрессе и традиции? Есть одно обстоятельство, которое позволяет в этом усомниться. Дело в том, что именитые учёные гоголеведы: Юрий Манн, Владимир Воропаев, Виктор Гуминский, Иван Есаулов, Игорь Виноградов, забыв мировоззренческие разногласия, как один, приняли сторону мемориального центра «Дом Гоголя». Это позволяет предположить, что в спорах вокруг будущего музея имеется какая-то иная, отличная от научной или эстетической коллизия. Возможно, имущественная: земля в центре Москвы — золотая, здания и экспозиции здесь - бриллиантовые. Однако этот вопрос находится вне компетенции автора, здесь уже надо адресоваться к Правительству Москвы и Федеральным властям.

Мне хотелось бы лишь высказать собственное мнение, основанное на своём опыте изучения творчества Гоголя (5): негоже превращать юбилей в склоку, и не к лицу многоуважаемым людям окрашивать радостное событие в тона мизантропического мироощущения, пусть даже из лучших побуждений. Гоголь — гений смеха и мысли, любви и проницательности: художник и артист, весельчак и аскет, но никак не стяжатель (6). Человек бескорыстный и бесприютный, живёт он в книгах своих, оживает сейчас в душах читателей — и потому иметь свой музей рядом с библиотекой — не выбор ли это самого Гоголя, который выразил существо многих явлений русской жизни, определил их развитие на два столетия вперёд?

Творчество Гоголя глубоко синкретично по своей сути, оно восходит к древним культам, где искусство, религия и наука были явлены в живом единстве мистерий. Гоголевский узел соединяет жизнь и судьбу, он глубоко мистичен. Нам уже его не развязать, нам лишь приходится вязать свои «узлы» по образу и подобию гоголевских. Горе тому, кто попадёт в узел его «Повести о том, как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» или «Страшной мести». Хочется сказать уважаемым фигурантам нынешней ссоры вокруг музея, дорогим сердцу каждого гоголеведа Вере Павловне Викуловой и Игорю Петровичу Золотусскому: давайте для юбилея выберем из Гоголя что-нибудь повеселее, с хорошим концом. Например, «Сорочинскую ярмарку», или «Ночь под Рождество» - и Игорь Петрович достанет, наконец, для Веры Павловны черевички, которые носила сама царица - и которых так не хватает в экспозиции музея.

Примечания:

1. Николай Морозов, Гузель Агишева "Это смесь дискотеки и антикварного магазина". Достойно встретить 200-летний гоголевский юбилей не удалось. Известия, 11.03.09.

Гоголеведы знают о любви Гоголя к песням и пляскам, к ярмарке и старинным предметам, и могут даже предположить, что «смесь дискотеки и антикварного магазина» пришлась бы по нраву самому классику.

2. Из статьи Юлии Шигаревой «Гений - теперь мракобес?». Аргументы и факты, 19 марта 2008.

3. Две точки зрения в этой полемике представлены на страницах «Российской газеты». Любопытно также письмо премьер-министру Зубкову, опубликованное на страницах «Литературной газеты».

4. Об этом же проекте Савва Ямщиков говорит иначе: «Это дешевое мистическое шоу можно устраивать где угодно, только не в комнате, где Гоголь страдал и мучился и где умер». Похоже, что мы имеем дело с разными подходами, одно из которых связано с новыми музейными технологиями, другое — с представлениями о святости и кощунстве, то есть по сути с религиозными представлениями. В 1995 году я был членом жюри музейного Биеннале в Красноярске и оказался свидетелем того, как была решена подобная задача - экспозиционеры, художники и музейные работники вдохнули жизнь в огромный музей Ленина. Здание с советскими атрибутами было превращено в живой, огромный и полноценный музей. Каким быть музею ХХ1 века – это сложнейший вопрос. Несомненно, что религиозных чувств верующих в Гоголя (или Ленина) такой музей не должен оскорблять – здесь трудно не согласиться с Ямщиковым.

5. Мне приходилось не раз писать о связи творчества Гоголя как с современным искусством (в частности, на страницах РЖ), так и с глубокой архаикой: например, в работе «Космогония Гоголя» и, наконец, в книжке «Ярмарочный мальчик».

6. Много любопытнейших свидетельств о писателе содержится как в известном труде Вересаева «Гоголь в жизни», так и в недавно вышедшей книге «Гоголь без глянца» (составление Павла Фокина, Санкт-Петербург, 2008). Часть из них я привожу в своей книжке, к примеру, Гоголь писал своему другу Максимовичу 27 июня 1834 г в тот момент, когда решался вопрос, быть ли писателю профессором в Киеве: «…нет гранита, которого бы не пробили человеческая сила и желание. Ради Бога, не предавайся грустным мыслям, будь весел, как весел теперь я, решивший, что все на свете трын-трава. Терпением и хладнокровием все достанешь. Я тебя умоляю еще раз беречь свое здоровье; а это сбережение здоровья состоит в следующем секрете: быть как можно более спокойным, стараться беситься и веселиться сколько можешь, до упадку, хотя бывает и не всегда весело, и помнить мудрое правило, что все на свете трын-трава и (два непечатных слова). В этих немногих, но значительных словах заключается вся мудрость человеческая». Нам остаётся только предложить указанным выше уважаемым членам юбилейного комитета прислушаться к совету писателя, которого они так почитают - и не принимать близко к сердцу коллизию с экспозицией: всё будет устроено самым лучшим образом, по-гоголевски. Ведь мы живём в мире, который нам завещал великий Гоголь!

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67