Форум для проформы

22 ноября в Государственном Кремлевском дворце состоялось мероприятие, которое можно считать своего рода точкой в реализации национального проекта "Образование" в 2006 году. Называлось оно, как и подобает случаю, помпезно и мажорно: "Общественно-педагогический форум "Приоритетный национальный проект "Образование" в действии". Название, вернее, заданный им жанр, как водится, мало соответствовал реальности.

Все вроде было: и общество (в лице представителей экспертных организаций, участвовавших в проекте, и журналистов), и педагоги, и талантливая молодежь, и управленцы разного ранга, и представители вузов - причем в большом количестве. Все регионы России прислали на форум своих "президентских грантоносцев" - каждую вторую школу, каждого пятого учителя, каждого десятого представителя талантливой молодежи. Около Кутафьей башни за несколько часов до начала даже образовалась плотная многотысячная очередь - такая, что пропускной способности кремлевских турникетов явно не хватало. Однако именно масштабность мероприятия и его очевидная заданная парадность не позволили форуму превратиться в живую дискуссию, реальное общение заинтересованных людей. Слово "действие", вынесенное в заголовок форума, никак не касалось большинства присутствующих. Прорвавшись в Кремлевский дворец через узкие рамки металлоискателей, многие не знали, что делать дальше в течение полутора часов, оставшихся до открытия торжественной части. Делегации фотографировались на фоне пальм, жадно накидывались на важных особ с просьбой дать автограф (особенной популярностью пользовался В.А.Садовничий), катались на эскалаторе с этажа на этаж. Объявленные выставки и мастер-классы на поверку оказались глянцевыми пустышками (пожалуй, исключение составила только презентация интерактивного класса, которую проводила компания Polymedia). Организаторы не предусмотрели для приглашенных такой простой вещи, как бейджик, поэтому совершенно нельзя было понять, кто откуда и где какая делегация. Педагоги, съехавшиеся из разных регионов, мигрируя по огромным фойе дворца, приветливо заглядывали друг другу в лицо и шли дальше в поисках "своих": "Вон-вон наши пошли! Валя, Валя, вот я, погодите!" И хотя в пресс-релизе, анонсирующем открытие форума, сказано: "Участие в форуме - это возможность общения с коллегами, получения информации о ходе реализации проекта, обмена планами на будущее", - на деле удалось реализовать лишь последнюю часть этого абзаца: "...И, конечно, прекрасная форма дополнительного поощрения".

Вот тут вся правда и сказалась. Сама возможность приехать в столицу уже подарок и праздник. Чего ж еще? Приглашенные были скорее зрителями, статистами, чем участниками форума. Этот съезд не предполагал никакого обмена мнениями, потому что их, этих мнений, никто и не спрашивал. Песни про "России синие глаза" и пляски девушек в кокошниках ("И как молитву, твержу я слова: "Пока мы живы, Россия жива") сменяли завораживающие цифры отчетов о растущих благодаря нацпроекту образовательных "урожаях" и "надоях". Перед взорами собравшихся вставала почти сказочная картина: чего стоит одно лишь сообщение о том, что ежедневно в России подключается к Интернету 400 (!) школ (специально переспросил у соседей по залу - не ослышался ли я)! Как пелось в одной из песен со сцены: "Чтоб вечно снились Родине моей березовые сны"... Охваченные желанием "навеять человечеству сон золотой", организаторы не жалели патоки в духе тех времен, когда этот дворец носил еще название Дворец съездов.

Неожиданно смело и откровенно прозвучали в этой обстановке слова студентки МГУ, победительницы международной олимпиады по биологии Евгении Новиковой, отвечавшей со сцены на любимый журналистский вопрос последних месяцев "А куда вы потратите свой грант в 60 тысяч рублей?": "На жизнь потрачу. Этих денег едва хватит, чтобы можно было жить. Мы благодарны не за то, что нам дали денег или пригласили сегодня в первые ряды зала, а за признание. Это главное. Молодые ученые не уедут из России, если здесь будет признание. Мы не аргентинское танго, не услаждаем взор, мы не спортсмены, дающие эффектную отдачу. Вложения в нас окупятся нескоро, но, если не будет признания, мы уедем. Нацпроект - хорошее, но очень запоздалое начало". Такой тональности мероприятие не предполагало: в соответствии с жанром полагалось благодарить и рассказывать об успехах. И слова Сергея Капицы о том, что у нас образовался страшный дефицит молодых вузовских преподавателей, что готовить молодых ученых скоро будет некому, были перекрыты бодряческими фразами ведущих о том, что нацпроект, конечно же, решит и уже решает эту задачу...

Впрочем, праздник на то и праздник, чтобы перед приходом гостей быстренько спрятать грязное белье в корзину, затолкнуть в шкафы то, что вечно валяется в комнате, а пятно на стене завесить картиной. Это жизнь. Жаль только, что такое огромное количество людей, с которыми можно было реально и плодотворно поработать (организовать круглые столы учителей-предметников, обсудить критерии отбора учителей и школ на следующий год, познакомить делегации друг с другом, с тем чтобы начать создавать сетевые объединения и т.п.), чувствовали себя гостями, тогда как в образовании они если не хозяева, то работники. И лучше многих знают, где у нас дыры, пятна и грязное белье. Жаль, что все эти люди, преодолев многие сотни и тысячи километров, приехали в Кремль только для того, чтобы поаплодировать и послушать концерт. КПД не тот. Жаль, что не услышали они острых вопросов, заданных на пресс-конференции министру и победителям конкурсов "Лучшая школа России - 2006" (ею стала школа # 548 Москвы - центр образования "Царицыно", директор Е.Л.Рачевский) и "Учитель года - 2006" (в нем победил словесник из Череповца Андрей Успенский). Под звуки концерта, несшиеся из зала, в одном из фойе журналисты спрашивали об узких местах нацпроекта "Образование", и о килограммах бумаг, нужных для представления на конкурс, и о зарплатах учителей. Думаю, собравшимся в зале было что и ответить на эти вопросы, и самим спросить. Вместо этого они слушали попсу. Так безопаснее...

Признание, конечно, вещь великая. Не всегда в своей повседневной жизни учитель может услышать в свой адрес слова благодарности ("...Учителя спасли нашу страну в трудные годы"), почувствовать гордость за свой адский труд ("...Мне хочется сказать не просто "дорогие коллеги", а "дорогие однополчане")... Вот и Андрей Успенский на вопрос, что он будет делать, вернувшись домой с "Хрустальным пеликаном" и всероссийской славой, ответил: "Тетрадки проверять. На столе целая пачка лежит". К тетрадкам, урокам, бесконечным планам и отчетам вернутся и другие учителя, впрягутся в лямку и будут вспоминать как светлый момент концерт, на котором пели для них звезды эстрады. Все это так. Только при чем тут форум? И где интерес к тому реальному опыту, который стоит за плечами каждого сидящего в многотысячном зале? Уезжая из Москвы, эти люди должны бы были увозить с собой пачки визитных карточек, записанных телефонов и адресов: "Вот здесь, в соседней области, отличная сельская школа... А здесь замечательный физик... Я хочу на мастер-класс к этому словеснику... Обязательно поеду на конференцию, которую проводит эта гимназия..." А получилось - огромная масса так и не узнавших друг друга людей. Похоже, точнее других о происходящем высказался в кулуарах один из известных московских директоров: "Сколько хороших лиц - и как мало мымр!" Тоже, конечно, эффект от встречи, но стоило ли для этого мчаться в столицу со всех концов страны...

Да и с признанием можно было бы расстараться побольше. Если уж действительно образование у нас национальный приоритет, то могли бы прийти к учителям руководители страны самого высокого ранга. Тем более что и идти недалеко. Но - не случилось. До сборной по волейболу пока статус не дотянул: там и заседание правительства прервали, и отдельный прием устроили. Так что стараться есть куда.

Впрочем, мероприятие такого масштаба в области образования не проводилось у нас давно. А первый блин очень часто сами знаете чем выходит. Поэтому подождем: может, сковорода плохо прогрелась, может, тесто недомешали. Как сказал в своей заключительной речи министр Фурсенко, ошибка может быть только предпоследней - последней ошибки не бывает. В смысле: ошибаться нам еще предстоит - и немало. Я не против - не хочется только, чтобы ошибались мы все время в одном и том же.

Не знаю, прав ли Е.Рачевский, сказавший, что у нас в стране пришло время для "школы правды, школы диалога и школы учителя", но пусть именно эти слова - в реальности, а не на бумаге - станут эпиграфом к следующему, уже не формальному, форуму.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67