Эзотерический Париж

Когда же была эта первая фраза, что "в Париже их разбудил звон трамвая, делающего резкий поворот как раз напротив их дома"? Да уже лет тридцать назад. Тогда он писал продолжение книги "Брайнин, который всегда с тобой, или По нам звонит колокол". Это был "пасквиль про всех нас", а продолжение должно было быть связано с появлением тогда в Москве веселого Сережи Шерстюка, художника, писателя, философа и артиста по жизни, умершего, увы, уже девять лет назад. А тогда все было свежо и внове, и действие будущей книги перенесено в невиданный Париж. Если Москва первой части была адом, то Париж второй должен был стать любовным чистилищем, трамплином перед невиданным раем.

Впрочем, и сам Париж был невиданным. Сейчас уже неохота копаться в рукописях, которые небось от руки еще были писаны, да и не сыщешь. Отмахав какую-то часть текста вплоть до неожиданного появления Шерстюка вместе с Максом Добровольским, Базилем и Гетоном в кафе на Монмартре, автор был вынужден вернуться к первой фразе, с сожалением узнав, что трамваев в Париже не было уже с довоенных времен. Может, они звонили в хемингуэевском "Празднике", которым тогда все бредили? (Тем более что сам Хемингуэй был одним из героев первой, московской, части.) Хотя нет, поисковая система не обнаруживает слова "трамвай" в его парижском тексте. Скорее всего, трамвай прислышался героям во сне, в котором шел, позвякивая на повороте в Черкизово, где они тогда снимали квартиру, или еще раньше - в Щукино, где он с сестрой и с родителями жил в 50-е годы. В общем, придумать-то все можно, но если с первой строчки попадаешь впросак, то, скорее всего, там останешься и потом. Писанину новой "Божественной комедии" в трех частях пришлось оставить. Кто мог тогда сказать, что трамвай по центру Парижа пустят аккурат к концу прошлого, 2006 года и, стало быть, в книге было нечто пророческое, с первой же строки и начиная. Взялся писать, так уж не останавливайся.

Тогда Париж был недосягаемой платоновской тенью на стене того самого адского барака. И разобрать, где там трамвай, а где кафе "Купол", было так же трудно, как по советско-французскому разговорнику 1962 года, в конце которого была вклеена драгоценная карта Парижа, передаваемая с трепетом и любовью из рук в руки, - понять, что же там есть и видно на самом деле.

И жизнь оказалась системой разочарований, подвигающей к главной потере, которую пока все никак не углядишь за мелко текущими днями. Реальный Париж рассыпался, так и не увиденный. Или увиденный слишком подробно - в тысячах фотографий в интернете, в сотнях рассказов и записей. Все оказалось не то, не тем. Так созерцатель настоящих платоновских идей, выйдя из своей барачной пещеры наружу, приходит в разочарованный ужас от увиденного, обвиняя, естественно, свое несовершенство и говоря: "Эх, если бы еще лет тридцать назад... при жизни..."

А герой нынешнего романа ищет новую эзотеричность, где мог бы укрыться от туристических орд и профанических парижан, на которых уже глядеть тошно; ищет некий дом, а в нем то ли мансарду, то ли тайную комнату, то ли подвал, о котором узнал из интернета, и с его же помощью пытается пробраться внутрь. В общем, без фотоаппарата и скрытого сюжета и на улицу-то лень и незачем выходить. И загранпаспорт сдан в утиль и не возобновлен, потому что из той прорехи на человечестве, в которой умудрился родиться и выжить, даже на люди нельзя выходить, чтобы никого не пугать своим исконным видом. Да и они, эти загранцы, скучны нам и неинтересны.

И вот выходишь наугад из поиска по блогам на "прогулку по Парижу": "Мы едем во Францию! Поезд клевый, современный, даже на табло показывает, занят ли туалет. Но тут у меня подло коммуниздят мой любимый плеер, в который я с таким усердием подбирала музыку для поездки! Я на столик его положила и полезла за карандашом (причем про плеер уже забыла, т.к. вообще ничего в поезде не помнила). Тут проходит мужик, якобы спотыкается, оборачивается, что-то бормочет и, пошатываясь, уходит. Я вспоминаю про плеер, а его нет! Потом четыре человека мне говорили, что у того мужика наушники белые (как у меня) за спиной болтались. У меня истерика, очень обидно, да еще и в начале поездки.

Въезжаем в пригород Парижа. Куда мы попали! "Французы не отличаются чистоплотностью". Но тут кругом мусор, мусор и... негры! Такая Бразилия своеобразная! К 12 часам нас подвозят к отелю. Оказалось, что группа, на место которых нас селили, еще не уехала, а должны съехать только в 15 часов! И вместо трех часов отдыха, принятия долгожданного душа мы шлялись по нашей Бразилии. В 15 нам дали 30 минут на переодевание и повезли в настоящий Париж! Вот тут мы увидели его истинное лицо! Красота! Мечта!

"Нотр-Дам-де-Пари", невероятно красивый собор, нереально красивый алтарь, громадный орган, яркие витражи! Потом поднялись на обзорную площадку! Париж во всем своем великолепии! Далее увидели "Мулен Руж"! "Красная Мельница"! Нас туда не пригласили. Ну и не надо! Хотя хотелось.

Взобрались на Монмартр! Вид открывается чудесный! На весь город! Потом дали время самим погулять, я пошла с Дашкой, два романтика. Мечтали снова приехать, думали, как прекрасно венчаться в церкви - платье, музыка, цветы, священник. Купили по футболке себе и, довольные, пошли к месту встречи. Нас, усталых после дороги, экскурсий, повезли на метро в отель. Уж не помню, чем кормили, но в номере душ и мягкая кроватка.

На следующий день французский завтрак: хлеб или булочка с джемом и чай (кофе). Нам хватило, хотя и не всем так кушать привычно. Нас привезли на Елисейские поля. Красота! Отпустили гулять, а место встречи - пирамиды у Лувра!

Лувр, моя мечта... Увидели и Венеру Милосскую, и богиню победы, ну и главный шедевр - Джоконду! И я и еще несколько человек стали ее "жертвами". Сначала она нам и подмигивала, и улыбалась, и бровями подергивала, в конце концов мы оборачиваемся, а нашей группы нет! Ушли без нас! Мы по табличкам "сорти" (не знаю, как правильно пишется по-французски "выход") кое-как добрались до памятника, где наши две группы, на которые нас до этого для Лувра разделили, встречались. Никого нет! Два варианта: либо уехали, либо не пришли. Все обошлось - смотрим, выходят! Мы на них подулись, что не предупредили о том, что уходят, а потом повезли нас в Версаль!

Очень красивый замок, который, правда, во многих залах был на реставрации. Прекрасный вид на фонтаны (правда, не действующие) перед замком! Ну а потом и к Эйфелевой башне подъехали! Мечты сбываются! Поднялись на второй ярус (всего три, за третий нужно платить 11 евро!), снова вид на все великолепия Парижа, на которые не устаешь любоваться! Спустились, было свободное время. С Юлечкой решили побаловать себя мороженым (жара стояла 25 градусов) за 3,5 евро, когда мы еще себя порадуем мороженым за 120 рублей, под Эйфелевой башней в Париже! Накупили сувениров, а потом пароходик по Сене. Машешь прохожим, людям на других пароходиках, а они в ответ, слушаешь о Париже и французскую музыку, а потом нас, невероятно уставших, везут в отель в нашу Бразилию.

С утра завтрак, затем обзорная экскурсия на автобусе для закрепления услышанного и увиденного. Поход в парфюмерный магазин. Ну, там ничего интересного, все толпятся, духи подбирать было невозможно. Потом в свободное время ходили по сувенирным лавкам, купила себе сумку, два шелковых платка, остального по мелочи. Потом нас повезли в школу хореографическую, где мы должны были выступать.

Ехали из-за пробок два часа, опоздали, из-за чего красились в трясущемся автобусе. Выступили так себе, можем гораздо лучше, но тем, кто смотрел, понравилось. А затем мы едем в аквапарк! Огромные горки, быстрые, захватывающие! Долго взбиралась, а еду медленно, что за ерунда? Думаю: "где горка?" - и тут чуть ли не вертикальный спуск! Круто! Только половина горок на улице, а в аквапарке под вечер прохладно, мягко говоря, но впечатлений больше, чем сам аквапарк!

А потом всех желающих - на прогулку по ночному Парижу! В одиннадцать ночи, а еще чемодан собирать! Гуляли, ночь великолепная, на улицах сотни огней! Зашли в огромный магазин с косметикой и парфюмерией! Жаль ненадолго. Потом зашли в кафе, нам купили по чаю и 2 пирожных, у меня был круассан с шоколадом и очень вкусное пирожное с заварным кремом и свежей клубникой! Это супер!

А дальше бегом в метро, пока не закрылось, запутались в станциях, но все-таки добрались до нужного места, оттуда пешком еще минут 15-20 по нашему черному кварталу. Все бы ничего, но те, кто впереди, вдруг решили завернуть, ну, мы и заблудились. Отелей, как наш, еще несколько, редкие люди говорили нам не то направление, но тут кто-то узнал знакомую улицу, и мы добрались! Времени половина второго, наутро вставать в семь тридцать, а еще душ, чемодан и поспать бы успеть!

На следующий день - Диснейленд. Мы с подругами покатались на самых крутых и быстрых аттракционах, остались довольны! Только была жуткая жара, пить хотелось, а вода за 2 евро - ну, пили из специальных для питья фонтанчиков. Затем в 4:30 на поезд - и уже до Москвы. Куча впечатлений, фоток и сувениров! Я очень довольна!"

В общем, спасибо неизвестной, но очаровательной Verda tero, у которой взял в ЖЖ все без спросу. Жизнь поверхностна, как простенькая реклама самой себя. Кому придет в голову писать о Париже, не договорившись хотя бы об оплате проезда туда и обратно, а лучше о проживании на двоих? А зачем вообще туда ехать, если здесь интересно?

Главное - это выходить с фотоаппаратом, делать снимки, а потом, как у Антониони в "Blow up", увеличивать, пытаясь хоть как-то разгадать увиденное. Или зайти в жизнь с иной стороны - из нечаянно понятого сюжета, как, по слухам, делает сейчас сам знаменитый режиссер, уйдя с внешней стороны в несознанку. Но при чем тут Париж? Кажется, это просто слово такое, некогда сводившее нас с ума, пока мы не вышли из пещеры на этот свет платоновской идеи. И что мы видим?

...Он подошел к темному окну и увидел, как парижский трамвай, выбив электрическую искру, с тихим пением поворачивает вдаль от их дома.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67