Эпохи Ельцина и Путина: метаморфозы элитных групп. Часть 3

Практически одновременные отставки Ивана Малахова-Сахалинского и Михаила Прусака-Новгородского дают основания полагать, что установка на традиционное задабривание региональных элит перед электоральным циклом не сработала.

В значительной степени именно регионалы пытались дать Кремлю эту установку, однако серьезное противостояние между "партиями власти" в регионах, а также относительно регулярная пополняемость кадрового резерва в администрации президента РФ хорошо проиллюстрировали отношение федерального центра к губернаторам и президентам национальных республик: персональная ответственность перед президентом за благополучие ситуации в регионе - политическая реальность с вполне определенными кадровыми последствиями.

Тем более что теперь главу государства при принятии решения "увольнять - не увольнять", не сдерживает необходимость соблюдения утомительных избирательных процедур.

Молниеносность замены Ивана Малахова на Александра Хорошавина, бывшего главу муниципального образования "Охинский район", не оставила сомнений и у региональных "долгожителей" - перемены в их карьере также могут произойти в любой момент. Сомнений не осталось, например, у Эдуарда Росселя, начавшего было политические маневры в Свердловской области, и у Юрия Лужкова, получившего доверие, но не сделавшего кадровых выводов в своей команде, о чем ему столько намекали в Кремле.

Не выдержали нервы пока только у самарского губернатора Константина Титова, который после встречи с Сергеем Собяниным, руководителем президентской администрации, якобы даже высказался в том смысле, что готов подать в отставку. Правда, позже, как утверждают, передумал. Политическая активность губернатора-долгожителя Титова не отразилась на падении уровня доверия президента, который подтвердил это 26 марта 2005 года, а в ноябре этого же года бывший "эндеэровец" и "эспеэсовец" Титов даже вступил в "Единую Россию", что, видимо, и сыграло роковую роль: электоральные показатели "партии власти" в регионе довольно низкие, а давление, оказываемое в связи с этим на главу администрации, высокое. "Единороссы" даже не поставили Титова во главе регионального списка, вот и произошел срыв.

В последний период перед самой сменой механизма ротации региональных глав опытные губернаторы и президенты республик довольно эффективно "зачищали" политическое пространство в регионах, не давая своим оппонентам ни шанса вырастить хоть сколько-нибудь значимую замену в случае состязания на выборах, поэтому выборы в регионах за редким исключением были относительно честными, а конкурентная среда - откровенно слабой.

Изменение механизма вновь поставило губернаторов со стажем и "вечных президентов" в равные условия с другими кандидатами: смена правил игры прошла на уровне операции по "равноудалению олигархов". Надо сказать, что своего Ходорковского в провинции не нашлось.

Волны переназначений региональных глав начались, как мы помним, с Сергея Дарькина, приморского главы, успевшего первым получить заветное доверие президента. Такой статус "первого переназначенца" в принципе должен был, по замыслу его инициатора, гарантировать относительную долговременность его губернаторского срока. Однако и Дарькину, как многим другим, было недвусмысленно, через претензии к его вице, указано на недопустимость существования коррупционных механизмов в Приморье.

Волны превратились в настоящий шторм, когда стало ясно, что Владимир Путин уходит в 2008 году, а имя следующего президента широкой публике так и не открыли. Главы регионов решили не медлить с закреплением своих полномочий, так как посчитали, что лучше рискнуть: едва ли уходящий Путин захочет портить отношения с региональными элитами, поддержка которых ему может понадобиться в его политической деятельности. Этот расчет не оправдался. Кремль начал довольно жесткую проверку профессионального соответствия глав, и благостный процесс плавного перетекания полномочий превратился в мучительную пытку неизвестностью. Например, процесс "передоверия" архангельского губернатора Николая Киселева в связи с инцидентом с Александром Донским затянулся уже неприлично долго.

Те, кто все-таки лишился своего поста, кроме вышеперечисленных, составляют довольно внушительный список: амурский губернатор Л.Коротков, корякский - В.Логинов, саратовский - Д.Аяцков, тульский - В.Стародубцев, нижегородский - Г.Ходырев. Всего наблюдатели насчитали два десятка человек.

Среди наиболее вероятных "претендентов" - архангельский Н.Киселев, самарский К.Титов, пермский О.Чиркунов и приморский О.Дарькин. В "зону риска" некоторые эксперты включают рязанского губернатора Г.Шпака, волгоградского - Н.Максюту, псковского - М.Кузнецова, кировского - Н.Шаклеина, а также хакасского главу - А.Лебедя.

Традиционно губернаторы, настроившиеся на перспективу отставки, ищут глазами кремлевских кадровиков, якобы готовых предложить им почетные "синекуры" где-нибудь на Старой площади или по крайней мере возле Белого дома. И... не находят. Растерянные голоса звучат через прессу, но оптимистические прогнозы экспертов и аналитиков о новых органах власти, формируемых, как кадровые "отстойники", сбываются все реже и реже.

По сути, мы имеем дело с активным вымыванием прежних элитных групп, так сказать, с демократическим прошлым, на смену которым приходят принципиально новые кадры, ранее неизвестные широким слоям населения.

Эта новая категория рекрутируемых во власть - "заместители", довольно эффективная в профессиональном смысле, привыкшая работать и обладающая прагматическим мышлением. Более того, эта группа не имеет моральных обязательств перед устоявшимися политическими группами влияния, то есть свободна от большинства стереотипов, свойственных региональной номенклатуре.

На федеральном уровне рекрутизация заместителей уже давно применяемая практика: по пальцам можно пересчитать случаи, когда место начальника не занимал его зам.

Впрочем, особый статус заместителей не избавляет их и от особой ответственности: именно вице-губернаторы, как и мэры, в последнее время чаще всего попадают в зону внимания правоохранительных органов.

Среди последних примеров - вице-губернатор Новосибирской области Виктор Гергерт (вызов в прокуратуру, где состоялся разговор о превышении служебных полномочий), вице-губернатор Челябинской области Виктор Тимашов (получил десять лет строгого режима по коррупционным статьям), вице-губернатор Приморья Александр Шишкин (арест за взятку) и т.д.

Впрочем, чистка региональных кабинетов инициирована не администрацией президента, которая в лице Сергея Собянина все-таки не планировала ссориться с регионалами накануне выборов: инициатива всецело принадлежит главе государства и тем лицам из его окружения, которых, справедливо или нет, причисляют к так называемым силовикам.

Есть основания полагать, что большую роль в нынешних "региональных процессах" играет Виктор Иванов, недавно назначенный президентом курировать деятельность по выработке антикоррупционного законодательства. Его канцелярия, как мы уже упоминали, оперативно, в отличие от былых времен, предоставляет на рассмотрение Путина, а затем региональных парламентов все новые и новые кандидатуры глав регионов.

Иногда этот процесс так молниеносен, например в случае "сахалинской рокировки", что закрадываются подозрения: не слишком ли политически удачно состоялась сейсмическая нестабильность в этом регионе?

Является ли волна отставок и назначений устойчивой тенденцией, или это все-таки - цепь случайностей, совпадение?

Ответ на данный вопрос знает только один человек - Владимир Путин, а сохранить интригу ему помогают помощник по кадрам Виктор Иванов, генпрокурор Юрий Чайка, а в недалеком будущем к ним прибавится и Александр Бастрыкин, новый руководитель следственного комитета.

Теперь, в преддверии электорального цикла 2007-2008 годов, перед всеми региональными лидерами будет стоять только один вопрос: "Кто следующий?". Они и думать перестанут о собственных политических проектах или торговле с Кремлем: усидеть бы...

Кремлевское дзюдо переместилось из-под федерального ковра на региональные татами.

Часть 1.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67