Друзья не разлей нефть

10 ноября 2006 года

20:00 Новости

МОСКВА, КРЕМЛЬ. Владимир Путин и президент Белоруссии Александр Лукашенко обсудили вопросы двустороннего сотрудничества, различные международные проблемы.

Значительное внимание было уделено вопросам создания Союзного государства, двусторонним торгово-экономическим отношениям, которые, как договорились главы государств, будут активно развиваться и строиться на взаимовыгодной основе, на рыночных принципах, с учетом достигнутого высокого уровня отношений между Россией и Белоруссией.

Лидеры двух стран также рассмотрели различные аспекты подготовки к саммиту СНГ, запланированному на 28 ноября 2006 года в Минске.

"Рабочая встреча В.Путина и А.Лукашенко", от которой ожидалось очень многое, завершилась двумя короткими абзацами официального российского сообщения и еще более коротким белорусским сообщением. Наверняка далее мы будем иметь развитие этой таинственной четырехчасовой беседы, скоро "все" выйдет на поверхность. Но даже эти два абзаца позволяют делать выводы о главном: союз двух стран не распадается, значит, компромиссы по экономическим вопросам ищутся, внимание России и Беларуси привлечено к предстоящему саммиту СНГ в Минске. Рискну предположить, что именно на этом направлении - СНГ или иной межгосударственной комбинации с большим, чем Россия и Беларусь, участием - и надо ожидать продвижения. И уже на фоне этого продвижения многие сегодня актуальные для РБ и РФ споры могут выглядеть не очень драматично. Могут быть решены.

Таинственный саммит В.Путина и А.Лукашенко действительно был переломным для двух стран. Его "переломность" - в, кажется, уже почти завершившемся философском переформатировании смысла союза Беларуси и России. "Взаимовыгодный союз на рыночных отношениях" - это совсем не та формулировка, на которой возникал этот союз после 1994 года. Сейчас в отношения союза вступают российская и белорусская суверенные нации. У каждой нации взаимно признаваемая политическая субъектность, свои интересы и ожидания от союза. Ни о каком слиянии в будущем в нечто единое и речи ныне нет.

Можно по-разному относиться к этой происшедшей трансформации философии союза. Но другой реальности нет. Скорее всего, именно в констатации этой реальности и был основной смысл встречи глав России и Беларуси. Рано или поздно это бы случилось, ибо Россия действительно доказала за все годы, пока у власти В.Путин, что не собирается строить империю, не ищет никакой новой универсальной идеологии, а строит национальное государство. Российский народ, нравится нам или нет, поддерживает эту политику. Стабильно высокий рейтинг Путина и укрепление всех институтов власти - именно при нем и при его идеологии - достаточный тому аргумент.

Раз Беларусь не пошла в состав России, когда это было предложено несколько лет тому назад, значит, Беларусь также пошла путем строительства собственной политической нации и национального государства надолго. Ликвидация тех институтов и возможностей влияния РБ внутри РФ, которые бы затрагивали суверенитет России, неизбежно нарушали ее собственную субъектность. После нынешнего саммита А.Лукашенко, скорее всего, больше не может рассматриваться в качестве потенциального игрока на внутрироссийском политическом поле, как и В.Путин - на внутрибелорусском. Начавшаяся в РФ предвыборная кампания пройдет без всегда имевшего место быть фактора А.Лукашенко как потенциального сильного российского политика при определенных обстоятельствах.

Новая формулировка союза означает также продолжение уже начатого Беларусью нового курса на сближение со странами "движения неприсоединения" и соседями по региону. Как бы ни смягчались противоречия Беларуси со странами ЕС в тени некоторого охлаждения российско-белорусских отношений, а переориентация Беларуси на стандартный восточноевропейский путь вступления в ЕС, либеральные ценности и т.д. невозможна. Белорусские ценности невозможно сочетать со многими европейскими реалиями. Высокий потенциал национального проекта, успешное строительство национального государства в Беларуси не позволяет принять некоторые важные реформы, которые ожидает ЕС от восточноевропейцев. Беларусь не может пойти на те экономические реформы, которые приведут к стандартному для восточноевропейских стран 10-20-процентному уровню безработицы, передаче западным инвесторам крупных предприятий, периоду этнонационализма в идеологии, ослаблению роли социального государства, падению темпов экономического роста, исходу 10% населения в "старую Европу", потере реального суверенитета.

Кроме того, в стратегическом отношении ориентация на вступление в ЕС ныне несостоятельна. Пока не будут адаптированы Балканы, вряд ли ЕС будет способен даже задуматься о принятии в свой состав РБ. Потому в стратегическом отношении Беларуси необходимо сохранять свободу рук от диктата брюссельской бюрократии и просто выстраивать с Европой взаимовыгодные отношения. И особенно со странами-соседями.

Геополитический цейтнот, когда ЕС еще не может взять курс на принятие в свой состав Беларуси на удобных для РБ условиях, а РФ уже не может включить РБ в свой состав, продлится еще долго. Может быть, это состояние продлится многие десятилетия. Потому выстраивание отношений в третьем мире для Беларуси - естественная стратегическая задача. Сохранение некоторой идеологической напряженности в отношениях с Европой - норма для Беларуси надолго. Но спокойные межгосударственные и экономические отношения со странами ЕС возможны и необходимы.

Перевод союза с Россией на прагматичные "рельсы", уход из российского политического поля означает особую активизацию Беларуси в третьем мире. Этот курс может быть выполнен в рамках новой философии союза РБ и РФ. Россия и Беларусь уже совместно активизировали свою политику в Китае, Венесуэле, ЮАР, Иране. И ничто не мешает совместно действовать и далее, согласуя между собой разные роли. Просто культурные и стратегические последствия от этой совместной политики будут для Беларуси более значимы, чем для России. Прошедший саммит - это своего рода санкция Беларуси на реализацию тех пока еще только дипломатических договоренностей с Китаем, Венесуэлой, Ираном, достигнутых, по сути, лишь в последние месяцы, менее чем год тому назад.

На новом философском фоне абсолютно логично внимание В.Путина и А.Лукашенко, обнаруженному в ходе встречи, к предстоящему в Минске 28 ноября саммиту СНГ. Или на этом саммите, или затем на саммите в Астане можно ожидать прорыва в отношениях России, Казахстана, а теперь, похоже, и Беларуси. Если удастся сформировать сильное трехстороннее ядро наших стран, которые сконцентрируются не на межгосударственном сотрудничестве, как пытались много лет, а на сотрудничестве в области ТЭКа, тогда СНГ обретет новое качество.

Если массы каспийских углеводородов вдобавок к российскому сырью удастся скоординированно направить в Европу через Россию и Беларусь (а может, и Украину, ну и пусть, что-то через Балтику), тогда все три страны смогут влиять на мировую политику очень глубоко. А собрав вокруг себя большинство других стран СНГ, эта тройка могла бы ставить вопрос и о новых отношениях с Восточной Европой, с новыми центрами силы в Южной Америке, Ближнем Востоке, с Китаем - и влиять на мировую цену на нефть.

На предстоящих совсем скоро саммитах СНГ философия старой организации может измениться так же легко, как изменилась философия Союзного государства РБ и РФ в пятницу. Хотелось бы надеяться, что это удастся. В конце концов, для этого не надо прямо сейчас задействовать какие-то большие информационные "механизмы" и публичную сферу вообще. Достаточно, чтобы три президента и пять-семь президентов опубликовали свои два абзаца по итогам закрытой встречи, в которых открывались бы в идеале такие же перспективы, какие открыла встреча В.Путина и А.Лукашенко.

Сложно представить, что может помешать такому варианту. Во всех трех странах устойчивый авторитаризм, облегчающий принятие быстрых решений. Всюду быстрый экономический рост и требующие выхода на внешние рынки экспортные потоки. Всюду успешно выстраиваются национальные государственные проекты. Их лидеры не могут не понимать, что, если упустить момент для интеграции сейчас, пока США, ЕС и исламский радикализм заняты своими проблемами, расплатой в будущем станет повторение хаоса 90-х. Помешать может разве что всегда имеющая место в политике субъективная эмоциональность каких-то политических деятелей или бизнесменов, но хочется надеяться, что этого не произойдет.

В общем, если белорусско-российский саммит в ближайшее время перейдет в реформирование СНГ, то мы сможем назвать его успешным, поворотным и, может быть, даже ключевым для целого исторического периода.

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67