Домик Леонардо

Мир помешался на Леонардо. Отчасти, конечно, он сам виноват, будучи личностью неординарной. Отчасти - попсовый характер современной культуры, которая настолько скудна новыми идеями, что с некоторых пор пошла по средневековым людям. Вы понимаете, о чем я говорю.

Конечно же, об удачливом Дэн Брауне, чей недалекий "Код да Винчи" принес ему славу и деньги, но также привел и к тому, что в красивейшей церкви Сан-Сульпис в Париже, которую Браун избрал в качестве наглядной декорации, американские туристы откололи кусок постамента. Что там искали фанаты и что бы они сделали с тем, что, предполагаемо, нашли бы - одному Богу известно, поскольку попсовые идеи быстро вдохновляют, но так же быстро и забываются.

Как ни странно, но позже ловкий начетчик Рон Ховард невольно вытащил эту горькую мысль наружу в одноименном блокбастере. В нем, как, собственно, и в книге Брауна, долго и плодотворно разгадывали зашифрованное послание да Винчи потомкам, а злые люди этому всячески препятствовали. Разгадывали-разгадывали и выяснили, что гражданка Н. - потомок Христа. Что дальше делать с этим знанием, совершенно было непонятно, поскольку власть неформалке отдавать никто не собирался.

Ховард поступил честно: показал, что... ничего с этим знанием и не сделать. Том Хэнкс, наемные убийцы, иллюминаты и гражданка Н. разошлись в полном недоумении, не глядя в глаза друг другу. Финальные титры. Отдайте деньги за билеты! Однако в этом вся правда мироустройства. Современное массовое сознание усваивает лишь экшн, а постэкшн (как и постперестройка, постельцинизм, в скором времени - постпутинизм) для него сродни тяжелому похмелью. Мир - сумма описаний, и точки надо ставить в нужном месте.

Эти мысли мгновенно промелькнули в моей голове, когда в срединной Франции, Амбуазе, я, к своему огромному удивлению, обнаружил, что тоже стою на могиле Леонардо. А ведь я, как и большинство обывателей, ошибочно считал, что место Леонардо - в Италии. Чуть позже меня подвели и к домику Леонардо (здесь говорят: барак де Леонардо), который оказался ничего себе трехэтажной виллой, прекрасно оформленной произведениями искусства, что в очередной раз подвергло сомнениям максиму, что умный - значит бедный. Впрочем, оформляя сей барак самостоятельно, Леонардо сам космически повышал его капитализацию, а лично для меня максима про умных бедных имела практический смысл, поскольку для пенсионеров, безработных и предъявляющих международную карточку журналиста проход в национальные музеи Франции бесплатный.

Но вернемся к Леонардо. Странно, что современная мифология Леонардо никак не инкорпорировала в себя этот домик, в котором собраны поделки гения.

Начнем хотя бы с... уникального "длинного гибкого карандаша", которым меня снабдили в офисе туризма. По торцу - Le chateau d'Amboise. Писать гибким карандашом, конечно, неудобно, и к тому же он вызывает в памяти страшные детские сны, когда верхняя часть карандаша загибается к столу и норовит подлезть под грифель. Но месседж в нем определенно есть. Позже сей скандальный карандаш от Леонардо был подарен мною московскому писателю.

Что касается "головоломок от Леонардо", то при внимательном изучении они оказалась произведенными в России. Хитрый Леонардо предсказывал глобальный мир.

Впрочем, большинство изобретений великого человека воспроизведены по его чертежам IBM и расставлены в бараке Леонардо тут и сям. Пулемет, вертолет, танк, помпа для откачивания воды с военного корабля, понтоны, наводимые участниками антитеррористических операций, зубчатые передачи с понижающим и повышающим моментом. То ли арифмометр, то ли вечный календарь. Можно только диву даваться, почему Франциск I (1494-1547), друг и спонсор Леонардо, великий покровитель искусств эпохи Возрождения, не стал в результате владыкой мира.

Но тому, на мой взгляд, есть два объяснения.

Первое: Франциск I ответственно подходил к своей роли руководителя мирового класса и не спешил внедрять пулеметы.

Второе: на поверку большинство изобретений Леонардо, скорее, забавны, чем имеют военно-практический смысл. Танк получился медлительный и был опасен лишь тем, что, узрев его, противники могли умереть от гомерического хохота. Что касается вертолета, то Леонардо действительно приблизился к идее воздушной тяги, разумно предположив, что, раз можно ввернуться в землю, то точно так же можно ввернуться и в небо. Но поднять винтовой пропеллер мог лишь сам себя, и то ненадолго.

На самом деле, феномен Леонардо учит нас важному другому - опыту истинного государственного менеджмента. Закрадывается подозрение, что все изобретательство Леонардо вытекало исключительно из его особого положения при дворе Франциска I. Сей нетрадиционный монарх освободил креэйтора от повседневных обязанностей, беря в качестве платы лишь обязанность каждый день навещать его в замке и ублажать рассказами о грядущем. Для чего ( посмотрите, пожалуйста, вниз) и прорыл подземный ход прямо из барака в замок. А Леонардо отплатил ему тем, что щедро творил, а в другом замке Франциска - Шамборе (Le chateau de Chambord) - построил странную лестницу, по которой идущий сверху и идущий снизу не могли встретиться.

Возможно, в этом проекте Леонардо зашифровал какой-то свой личностный взгляд на отношения с господином, но это было также и шоу. С утра до вечера рыцари Франциска I сбегали по лестнице Леонардо, пытаясь понять ее устройство. Ничего, конечно, не понимали, но страшно веселились - эти большие, красивые, смелые мужчины.

По-моему, смысл опыта Франциска и Леонардо в том, что первый раскрепостил второго, позволив ему изобретать хаотически - все, что в голову взбредет. Взгляд за горизонт насущного хозяйственного и военного планирования на самом деле был не подчинен здравому смыслу. И не исключено, что мы познали бы не одного такого "леонардо", кабы не повсеместная повязанность докучливым служением.

Действительно, помните, как предоставленный самому себе Явлинский изобрел программу "500 дней", после которой Россия неизбежно возродилась бы, а отвязанный Ельциным Гайдар - универсальную отмычку экономики, ваучер? Однако свобода этих двух была ненадолго и обусловлена, скорее, занятостью их начальников по поводу распада СССР. Напротив, особые отношения Путина и Грефа позволили последнему замутить аналог домика Леонардо - Центр стратегических разработок, из которого исходили идеи просто волшебные.

Уверен, была бы оказия - там придумали бы и альтернативную энергию, и гражданское общество, но вот беда - насели бюрократы, а Путин - не Франциск и должен уходить.

С другой стороны, я понимаю, они все там тоже не леонарды, у них было совсем другое детство..

© Содержание - Русский Журнал, 1997-2015. Наши координаты: info@russ.ru Тел./факс: +7 (495) 725-78-67